Что общего у международного авиасообщения, горячей критики чиновников и сноса гостиницы с шестидесятилетней историей? Ответ прост - Павлодар. Или, точнее, его амбициозная перезагрузка, в которой каждый шаг будто бы говорит: «За инновациями следует разрушение». Что это значит – ответ в материале @Obozrenie.kz.
Приоткрытой диалог

В конце прошлой недели павлодарским журналистам впервые показали, как идёт реконструкция взлётно-посадочной полосы областного аэропорта, которая обойдётся в 16,4 миллиарда тенге. Всё бы ничего, но мероприятие сразу перешло в острое обсуждение: глава управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Канат Кашкиров едва начал отчёт, как столкнулся с критикой акима области.

- Согласно графику, необходимое оборудование приобрели: сигнальное оборудование, заземление… Потратили 4,8 миллиарда тенге, и ещё на 1,6 миллиарда будем приобретать. Все договоры есть, - начал Канат Кашкиров.
Но едва успел он сказать пару фраз, как вмешался Асаин Байханов:

- У всех людей вопрос: зачем аэропорт закрыли? Люди не понимают. Это не просто желание расширить полосу - не 45, а 60 метров. Кроме этого, полоса сама пришла уже в негодность. Фактически она требовала капитального ремонта. Называется это реконструкцией только из-за того, что идёт расширение. По факту это капитальный ремонт старой полосы и её расширение на 15 метров».
Попытка главы управления вставить уточнение была снова прервана:
- Вы как руководитель отраслевого управления должны всё объяснить. Не можете объяснить - как другие поймут? Ладно, я это знаю, но здесь есть люди, которые впервые присутствуют и не знают. Что в Аксу не могли объяснить, что здесь не можете объяснить! Подготовки к выезду нет! Мы здесь не для того, чтобы картинки посмотреть. Нужно объяснить людям, для чего вообще реконструкция! - резко заявил Байханов.
Амбиции и планы

После аким взял инициативу на себя и подробно объяснил, что же происходит.
- Если реконструкцию не сделать - не будет сертификации. Значит, полосу надо закрывать в любом случае. Было техническое обследование, которое показало высокий износ взлетно-посадочной полосы, трещины, деформации. Повышен риск аварийных ситуаций при посадках, есть усадка в некоторых местах. Ровность не соответствует требованиям. Ради безопасности пассажиров и воздушного судна приняли решение сначала делать капитальный ремонт, но раз всё равно нужно было закрывать аэропорт, то решили заодно и расширить, - заявил он.

По завершении реконструкции в Павлодар смогут прилетать более крупные самолёты. Это откроет возможности для увеличения грузовых перевозок.
- Мы находимся на пути следования больших грузовых самолётов из Юго-Восточной Азии в Европу. Это наше стремление. В будущем хотим, чтобы карго-самолёты могли дозаправляться здесь. Сейчас они садятся в других точках: Караганда, Астана. У нас есть конкурентное преимущество - мы производим 35% авиатоплива страны. Павлодарский нефтехимический завод рядом. Учитывая логистику, доставка топлива в Астану или Караганду стоит около 20 000 тенге на тонну. Это 40 долларов. Если самолёт заправляется на 60-80 тонн - экономия до миллиона тенге, - поделился расчётами аким.

Работы на полосе идут с опережением: уже отфрезерована четверть покрытия (150 000 квадратных метров), эксперты оценят состояние бетонных плит в ближайшие две недели. Монтаж асфальтового завода на территории аэропорта подходит к концу - он будет выдавать 240 тонн смеси в час. Всего нужно уложить 175 000 тонн в три слоя.
Сдать объект планируют к 1 ноября, но окончательная эксплуатация начнётся позже, вероятно, в декабре.

- Это не медпункт, а объект повышенной опасности первого класса. Процедура приёмки будет достаточно большая и ёмкая, - уточнил Асаин Байханов.
Реконструкция полосы - это лишь первый шаг. Вторым станет модернизация здания аэровокзала:

- Я ставил задачу, чтобы у нас был аэропорт, как старый астанинский: лифт, эскалатор, регистрация, осмотр, зал ожидания, два телетрапа. Прилет - с первого этажа, вылет - со второго. И, конечно, зал бизнес-класса, - сообщил аким.
Третий этап - удлинение полосы. Сейчас категория аэродрома не позволяет принимать суда с большим фюзеляжем. Также планируется перенос курсового приводного маяка на 1200 метров и вынос объектов из зон безопасности.

- Планируем приём воздушных судов нового класса. Проект экспертизу прошёл, заявка подана. Сейчас у нас не та категория, которая позволяет принимать суда с большим фюзеляжем и высокой грузоподъёмностью, - добавил, исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Павлодар» Марат Хасенов.

На вопрос, почему до сих пор нет рейсов в другие страны, Асаин Байханов ответил:

- Это вопрос безопасности. На старой полосе нельзя было принимать крупные самолёты. Среднефюзеляжные ещё летали, но дальнемагистральные - нет. Авиакомпаниям это экономически невыгодно. И, кроме полосы, нужен соответствующий аэровокзал. Даже гостиницы. Международные авиакомпании требуют 4-звёздочные отели для экипажа. У нас таких нет. Поэтому начали строительство.
Снести, нельзя помиловать

Гостиница «Казахстан», верой и правдой служившая городу с 1959 года, доживает свои последние дни. Построенная на волне целинной романтики и индустриального бума, когда в Павлодар приезжали не за «экспириенсом», а на социалистическую стройку, она была одной из первых больших гостиниц города - более ста номеров, полная посадка, и никакого Wi-Fi. Шестьдесят лет спустя - железный забор, рабочие в касках и приговор, вынесенный архитектуре позднесоветского модернизма.

Всё ради того, чтобы освободить место под гостиницу премиум-класса, а если точнее — под «Novotel», международный бренд по последнему слову техники. Именно она позволит расширить возможности павлодарской авиаотрасли, по крайней мере так считает аким области.
Идея, как водится, родилась не на народном сходе, а в переговорной серого здания за памятником Абая. В конце марта прошлого года аким Павлодарской области Асаин Байханов встретился с представителем ТОО «ALAZAR GROUP» Русланом Шаекиным.

- Гостиницы — неотъемлемая часть индустрии туризма. Количество гостей и туристов, приезжающих в Павлодар, с каждым годом увеличивается, поэтому ваш проект очень интересен для нашего региона. В этом году — это первый проект в сфере развития туризма и гостиничного сектора, — официально отметил на встрече Асаин Байханов.

Фото проекта новой гостиницы: пресс-служба акима Павлодарской области
Стороны выразили готовность к «плодотворному сотрудничеству», аким поручил «обеспечить максимальное содействие», а инвестор пообещал построить отель на 120 номеров.

И вот, год спустя, здание бывшей гостиницы «Казахстан» обнесли металлическим забором. Внутри скоро зажужжат экскаваторы, и некогда гордый символ индустриальной эпохи уступит место сияющему фасаду из стекла и бетона, с надписью «Novotel». Впрочем, судя по проектным рендерам, новый отель обещает быть весьма эффектным.
***
В итоге то, что началось как технический проект, стало настоящим инфраструктурным рывком. За взлётно-посадочной полосой последуют новый терминал, отель, международные рейсы и логистические цепочки. Вопрос только в одном - удастся ли всё это реализовать до конца? И не окажется ли, что взлёт был раньше, чем посадка?
Фото: Станислав Манаков
Комментариев:0