Депутаты объяснили, почему поддержали оптимизацию транспорта в Павлодаре

Станислав Манаков , Вчера, 18:44, Просмотров: 42

 

Почти месяц ожидания, несколько уточняющих звонков и писем – и вот наконец ответ, в котором городские депутаты озвучили позицию по оптимизации маршрутной сети в Павлодаре. Редакция @Obozrenie.kzещё в октябре направила в Павлодарский городской маслихат вопросы о громкой транспортной оптимизации, вызвавшей общественный резонанс. Горожане жаловались, депутаты молчали, автобусы продолжили курсировать, но по-новому.

Получить подробный письменный ответ сразу не удалось: казалось, что наш запрос, как и некоторые павлодарские пассажиры, где-то застрял на пересадке. Лишь спустя несколько недель председатель Павлодарского городского маслихата Кобланбек Кожин лично встретился с корреспондентом «Обозрения недели» и рассказал, как депутаты видят прошедшие изменения в транспортной системе.

Когда «оптимизация» – не про комфорт

В период с августа по сентябрь 2025 года в городской маслихат поступило несколько обращений от жителей Павлодара. Горожане просили вернуть движение маршрутов №1Э и №66 по улице Академика Сатпаева (остановка «Гагарина»), восстановить маршрут №66 по улице Академика Чокина, а также изменить интервалы и время движения автобусов №21 и №52.

Как рассказали в маслихате, в рамках разъяснительной работы депутаты участвовали во встречах с горожанами, где рассказывали о пилотном проекте оптимизации. Рассмотрев поступившие предложения, они выработали рекомендации уполномоченным органам – «по обеспечению доступности транспортных услуг и учёту мнения жителей при дальнейшем планировании маршрутной сети».

Оптимизация, по словам председателя, проводилась «на основе анализа обращений граждан, оценки пассажиропотока и загруженности маршрутов». Главная цель: сократить расходы бюджета и «привести маршруты в соответствие с реальной транспортной потребностью».

Результат:

– упразднены три маршрута – №5, №6 и №17 (из-за низкого пассажиропотока – около 430 поездок в день);

– садоводства, ранее обслуживаемые маршрутами №6 и №17, теперь покрывают №21 и №40 (в сезон);

– запущен маршрут №66А (жд-вокзал – Усольский микрорайон), где пассажиропоток уже превышает 2 тысячи транзакций в день;

– пригородные маршруты №40, 41, 38 и 66 теперь доезжают до вокзала, что дало прирост пассажиропотока на 60 тысяч транзакций;

– введена бесплатная пересадка в течение часа, которой за месяц воспользовался 56 591 человек.

Кроме того, объединение маршрутов №1 и №1Э, а также №21 и №24 позволило сократить дублирование и повысить регулярность движения. По итогам оптимизации, как утверждает маслихат, городской бюджет экономит около 4 миллиардов тенге – деньги обещают направить на благоустройство города.

Что думают депутаты?

Чтобы понять, что стоит за всеми этими решениями, мы задали председателю Павлодарского городского маслихата Кобланбеку Кожину прямые вопросы. Ниже – основные фрагменты интервью.

– Считаете ли вы решение акимата по отмене некоторых маршрутов ошибочным?

– Нет, потому что вопрос полностью был рассмотрен со всех сторон. В целом действующие сейчас новые маршруты по Павлодару составлены так, чтобы усреднённо удовлетворить запросы граждан и при этом сэкономить бюджетные средства.

Мы не найдём здесь единого мнения – для кого-то остановка близко к дому, для кого-то нужно пройти метров 50-100. Люди постоянно обращаются к нам с просьбой провести маршрут через их улицу. Но важно, чтобы система удовлетворяла интересы большинства: и пассажиров, и перевозчиков, и бюджета. Мы ставим перед перевозчиками конкретные задачи – санитарное состояние автобусов, обновление парка, надёжность.

Если помните, ещё с 2019 года мы начали внедрять электронное билетирование, установили первые валидаторы. Тогда тоже было много обращений и даже сопротивления – особенно от водителей малых автобусов. Но цель была привести систему в соответствие: чтобы перевозка льготных категорий граждан финансировалась прозрачно. Сейчас валидаторы стоят во всех автобусах, и это дало возможность перейти на электронный учёт. Благодаря этому выросла трудоустроенность водителей, увеличились налоговые выплаты, улучшилось состояние автопарков.

– Согласны ли вы с тем, что транспортные решения принимались без учёта мнения граждан?

– Если бы учитывалось мнение населения, ничего бы не изменилось. Сделали бы по первому варианту и закрепили. Но после обращений, личных приёмов и встреч с жителями маршруты пересмотрели. Да, в вопросе перевозки абсолютного единого мнения быть не может. Если запустить опрос – будет миллион вариантов. Люди хотят, чтобы автобус проходил прямо возле дома. Но маршруты моделируются с учётом анализа пассажиропотока, а не только пожеланий.

– Чувствуете ли вы ответственность за последствия транспортных изменений?

– Да, чувствую. Отдаю себе отчёт, что ответственен за это так же, как и аким города. Все изменения согласованы с перевозчиками и приняты с учётом реальной ситуации.

– Можно ли утверждать, что бюджет действительно сэкономил, если после отмены маршрутов появились новые – например, 21А или 66А?

– Экономия есть, и немалая. Это нужно рассматривать через призму пассажиропотока и загрузки транспорта, а не просто по количеству маршрутов. Оптимизация строилась на анализе – где люди садятся, куда едут, сколько пассажиров в среднем пользуются линией. В итоге создана более эффективная схема движения.

– Ждут ли павлодарцев новые изменения в маршрутной сети?

– Это не догма. Всегда возможно, что маршруты будут меняться – в зависимости от пассажиропотока и экономии бюджета. При необходимости добавим новые линии или сократим малоиспользуемые.

– Когда только начали обсуждать вопрос оптимизации, он поступил в маслихат раньше, чем в соцсети?

– Конечно. Вопрос рассматривался заранее, были и споры, и противоречия. Отел ЖКХ поднял вопрос оптимизации в начале года, после анализа субсидирования – суммы ежегодно растут. Тогда и началась работа по оптимизации. Обсуждения шли не один день: проект несколько месяцев проходил тестовый режим, и только после этого депутаты утвердили окончательный вариант.

Вместо послесловия

Транспортная оптимизация, как и любая «оптимизация» по-казахстански, вызывает у горожан смешанные чувства. Чиновники говорят о цифровизации, экономии и порядке. Пассажиры – о неудобных пересадках и длинных интервалах. А истина, как обычно, где-то между остановками – возможно, на пересадке с одного маршрута на другой.

Фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.