Главная > СИТУАЦИЯ > Депутаты объяснили, почему поддержали оптимизацию транспорта в Павлодаре
Депутаты объяснили, почему поддержали оптимизацию транспорта в ПавлодареВчера, 18:44. Разместил: Станислав Манаков |
|
Почти месяц ожидания, несколько уточняющих звонков и писем – и вот наконец ответ, в котором городские депутаты озвучили позицию по оптимизации маршрутной сети в Павлодаре. Редакция @Obozrenie.kzещё в октябре направила в Павлодарский городской маслихат вопросы о громкой транспортной оптимизации, вызвавшей общественный резонанс. Горожане жаловались, депутаты молчали, автобусы продолжили курсировать, но по-новому. Получить подробный письменный ответ сразу не удалось: казалось, что наш запрос, как и некоторые павлодарские пассажиры, где-то застрял на пересадке. Лишь спустя несколько недель председатель Павлодарского городского маслихата Кобланбек Кожин лично встретился с корреспондентом «Обозрения недели» и рассказал, как депутаты видят прошедшие изменения в транспортной системе. Когда «оптимизация» – не про комфорт В период с августа по сентябрь 2025 года в городской маслихат поступило несколько обращений от жителей Павлодара. Горожане просили вернуть движение маршрутов №1Э и №66 по улице Академика Сатпаева (остановка «Гагарина»), восстановить маршрут №66 по улице Академика Чокина, а также изменить интервалы и время движения автобусов №21 и №52. Как рассказали в маслихате, в рамках разъяснительной работы депутаты участвовали во встречах с горожанами, где рассказывали о пилотном проекте оптимизации. Рассмотрев поступившие предложения, они выработали рекомендации уполномоченным органам – «по обеспечению доступности транспортных услуг и учёту мнения жителей при дальнейшем планировании маршрутной сети». Оптимизация, по словам председателя, проводилась «на основе анализа обращений граждан, оценки пассажиропотока и загруженности маршрутов». Главная цель: сократить расходы бюджета и «привести маршруты в соответствие с реальной транспортной потребностью». Результат: – упразднены три маршрута – №5, №6 и №17 (из-за низкого пассажиропотока – около 430 поездок в день); – садоводства, ранее обслуживаемые маршрутами №6 и №17, теперь покрывают №21 и №40 (в сезон); – запущен маршрут №66А (жд-вокзал – Усольский микрорайон), где пассажиропоток уже превышает 2 тысячи транзакций в день; – пригородные маршруты №40, 41, 38 и 66 теперь доезжают до вокзала, что дало прирост пассажиропотока на 60 тысяч транзакций; – введена бесплатная пересадка в течение часа, которой за месяц воспользовался 56 591 человек. Кроме того, объединение маршрутов №1 и №1Э, а также №21 и №24 позволило сократить дублирование и повысить регулярность движения. По итогам оптимизации, как утверждает маслихат, городской бюджет экономит около 4 миллиардов тенге – деньги обещают направить на благоустройство города. Что думают депутаты? Чтобы понять, что стоит за всеми этими решениями, мы задали председателю Павлодарского городского маслихата Кобланбеку Кожину прямые вопросы. Ниже – основные фрагменты интервью. – Считаете ли вы решение акимата по отмене некоторых маршрутов ошибочным? – Нет, потому что вопрос полностью был рассмотрен со всех сторон. В целом действующие сейчас новые маршруты по Павлодару составлены так, чтобы усреднённо удовлетворить запросы граждан и при этом сэкономить бюджетные средства. Мы не найдём здесь единого мнения – для кого-то остановка близко к дому, для кого-то нужно пройти метров 50-100. Люди постоянно обращаются к нам с просьбой провести маршрут через их улицу. Но важно, чтобы система удовлетворяла интересы большинства: и пассажиров, и перевозчиков, и бюджета. Мы ставим перед перевозчиками конкретные задачи – санитарное состояние автобусов, обновление парка, надёжность. Если помните, ещё с 2019 года мы начали внедрять электронное билетирование, установили первые валидаторы. Тогда тоже было много обращений и даже сопротивления – особенно от водителей малых автобусов. Но цель была привести систему в соответствие: чтобы перевозка льготных категорий граждан финансировалась прозрачно. Сейчас валидаторы стоят во всех автобусах, и это дало возможность перейти на электронный учёт. Благодаря этому выросла трудоустроенность водителей, увеличились налоговые выплаты, улучшилось состояние автопарков. – Согласны ли вы с тем, что транспортные решения принимались без учёта мнения граждан? – Если бы учитывалось мнение населения, ничего бы не изменилось. Сделали бы по первому варианту и закрепили. Но после обращений, личных приёмов и встреч с жителями маршруты пересмотрели. Да, в вопросе перевозки абсолютного единого мнения быть не может. Если запустить опрос – будет миллион вариантов. Люди хотят, чтобы автобус проходил прямо возле дома. Но маршруты моделируются с учётом анализа пассажиропотока, а не только пожеланий. – Чувствуете ли вы ответственность за последствия транспортных изменений? – Да, чувствую. Отдаю себе отчёт, что ответственен за это так же, как и аким города. Все изменения согласованы с перевозчиками и приняты с учётом реальной ситуации. – Можно ли утверждать, что бюджет действительно сэкономил, если после отмены маршрутов появились новые – например, 21А или 66А? – Экономия есть, и немалая. Это нужно рассматривать через призму пассажиропотока и загрузки транспорта, а не просто по количеству маршрутов. Оптимизация строилась на анализе – где люди садятся, куда едут, сколько пассажиров в среднем пользуются линией. В итоге создана более эффективная схема движения. – Ждут ли павлодарцев новые изменения в маршрутной сети? – Это не догма. Всегда возможно, что маршруты будут меняться – в зависимости от пассажиропотока и экономии бюджета. При необходимости добавим новые линии или сократим малоиспользуемые. – Когда только начали обсуждать вопрос оптимизации, он поступил в маслихат раньше, чем в соцсети? – Конечно. Вопрос рассматривался заранее, были и споры, и противоречия. Отел ЖКХ поднял вопрос оптимизации в начале года, после анализа субсидирования – суммы ежегодно растут. Тогда и началась работа по оптимизации. Обсуждения шли не один день: проект несколько месяцев проходил тестовый режим, и только после этого депутаты утвердили окончательный вариант. Вместо послесловия Транспортная оптимизация, как и любая «оптимизация» по-казахстански, вызывает у горожан смешанные чувства. Чиновники говорят о цифровизации, экономии и порядке. Пассажиры – о неудобных пересадках и длинных интервалах. А истина, как обычно, где-то между остановками – возможно, на пересадке с одного маршрута на другой. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |