
Экологи в этом сюжете, как призванные детективы, у которых с собой чемодан с приборами. С виду всё серьёзно, список оборудования, по данным из ответа департамента экологии Павлодарской области, внушительный. Четыре автоматических газоанализатора: один ГАНК-4 и три модифицированных ГАНК-4 РБ. Прибор для контроля промышленных выбросов «Полар-Т». Есть и Мета-01МП – прибор для измерения дымности. Всё это было приобретено с 2014 по 2023 год, ежегодно обслуживается и поверяется.
В 2025 году провели переоснащение лаборатории, закупили новое оборудование. План модернизации техники утверждён на 2026-2028 годы. В теории – вооружены до зубов, но в этой истории есть нюанс, а точнее, несколько.
Во-первых, лаборатория работает строго в рамках своей аккредитации. Это значит, что всё, что можно официально измерить, должно входить в утверждённый перечень. В него входят оксид серы, оксиды азота, угарный газ, сероводород, аммиак, хлороводород, фтороводород, фенол, формальдегид, бензин, ртуть, пыль PM10 и PM2.5, а также углеводороды в определённых диапазонах. Казалось бы, достаточно, но только в том случае, если в воздухе витает именно это.
Если вещество не входит в область аккредитации, отсутствует утверждённая методика измерения, либо просто нет сертифицированного прибора – оно исчезает с радара. Даже если пахнет отчётливо, даже если вызывает головную боль, даже если его могли бы измерить, но нет официального способа. Как говорится, нет прибора – нет проблемы.
Во-вторых, даже наличие оборудования не гарантирует, что оно «поймает» нужное вещество. Все приборы имеют нижний порог чувствительности. Если концентрация ниже этого уровня, она считается нулевой – официально ты дышишь свежим воздухом. Именно поэтому ночью можно задыхаться от запаха, а утром получить сухой протокол с формулировкой: «ПДК не превышена». Или ещё изящнее: «Вещество не обнаружено».
Но допустим, всё-таки повезло. Кто-то пожаловался не в комментариях, а письменно. Именно так, только официальное обращение запускает выездную проверку. Ни сообщения в телеграме, ни критика в интстаграме, ни видео в мессенджерах – этого недостаточно, «бумага» решает всё.
В 2025 году департамент получил 23 подобных обращения. По ним провели 23 внеплановые проверки. Где-то нашли превышения, где-то нет. Где нашли – составили протоколы, выписали штрафы, всё по инструкции. Но это, как говорится, капля в море. Сколько было незафиксированных эпизодов, скрытых за формулировкой «ночной запах» – никто не скажет, потому что никто не обязан считать.
Департамент ссылается на действующее законодательство: если жалоба подана неофициально – это не основание для проверки. Даже если она массовая, поступила от нескольких человек, даже если запахом можно резать воздух. Правила строги и неоднозначны одновременно. Как если бы полиция отказывалась приезжать на кражу, пока вы не напишете заявление, и оно не дойдет в канцелярию.
Дальше интереснее. Даже когда департамент работает по полной программе, он ограничен технически. Если предприятие выбрасывает вещество, не входящее в область измерения, его невозможно зафиксировать. Если вещество новое, или смесь, или реагент с запутанным составом, то приборы бессильны. Более того, даже если прибор способен его уловить, но нет официальной методики измерения – результаты не имеют юридической силы. Выходит, запах может быть, жалобы тоже, а официально ничего не происходило.
Тем не менее, в 2025 году были зафиксированы и реальные нарушения. Например, 3 августа на постах наблюдения (по данным РГП «Казгидромет») выявлены превышения оксида углерода: на ул. Каз.Правды — 9,6 мг/м³ при ПДК 3,0 мг/м³. Превышения также отмечались на улицах Естая, Ломова, Камзина – Чкалова, Айманова и Торайгырова. Источниками назвали ПНХЗ, Аксуский завод ферросплавов, «Нефтехим LTD» и АО «Каустик».
В течение года департамент провёл 29 плановых и 65 внеплановых проверок. По их итогам вынесено 108 административных взысканий на сумму 866,3 миллиона тенге. Но все нарушения признаны административными, ни одно не стало уголовным делом. Нарушения, как правило, касаются отсутствия экологической экспертизы, неправильных лимитов выбросов, превышений при хранении веществ, ошибок в проектной документации. По итогу отчёты чёткие, формулировки выверенные, а ответственность мягкая.
Но люди продолжают просыпаться по ночам не от тревожных снов, а от удушающих запахов. И снова пишут посты, а департамент в ответ предлагает написать обращение. Письменное, с приложением копии удостоверения и желательно с чётким указанием времени, координат и предполагаемого вещества.
А если вещество незнакомое? А если запах резкий, но исчезает до приезда? А если выброс длился всего пару минут? Что же, в таком случае раз прибор не зафиксировал – значит, всё в порядке. Нет доказательства – нет проблем. В этом ироничном круге дежурит целая система: жители чувствуют, экологи проверяют, предприятия продолжают деятельность. И пока лаборатория готовится к модернизации в 2026-2028 годах, ночной воздух Павлодара продолжает заявлять о себе. Ненавязчиво, но едко, как напоминание о том, что не всякая проблема попадает в протокол. Особенно если она пахнет не тем, что предусмотрено методикой и областью аккредитации.
Иллюстративное фото: Станислав Манаков
Комментариев:0