Корреспондент еженедельника побеседовал с человеком, от которого во многом зависит качество услуг общественного транспорта. Речь шла об уникальности системы пассажирских перевозок в Павлодаре и об электронном билетировании.
Ежедневно на дороги Павлодара выезжает 479 автобусов и 109 трамваев по 44 маршрутам. Марат Асылбеков, заведующий сектором транспорта отдела ЖКХ, с гордостью рассказывает, что за последние пару лет арсенал автобусных парков обновился на 58%, а трамвайного управления - на 30, и обещает, что работа на этом не остановится.
- Куда делось электронное билетирование? По этому вопросу затишье…
- Никуда оно не делось. В июле мы запустили пилотный проект на двух маршрутах - в автобусе №10 и трамвае №11. У нас есть год, чтобы посмотреть, как приживется такое новшество в городе. И если на первых этапах количество людей, которые пользовались таким способом оплаты, было 0,03%, то сейчас около 4%. И это очень хороший показатель за два месяца для нашего города. Я приведу пример: в Минске ввели электронное билетирование в 2013 году, и в первые месяцы 10% населения пользовались им. И это при условии, что население было замотивировано дифференциальной оплатой. То есть, например, если платишь наличными, то билет стоит 160 тенге, а если картой - 80. У нас не было возможности таким способом мотивировать людей, но сейчас внесли поправки в закон. Только теперь наша задача - за год понять, какую разницу между тарифами делать, чтобы это было удобно и пассажирам, и перевозчикам. Допустим, оставим для электронного билетирования 80 тенге, тогда сколько будет стоить билет за наличные? Это нам предстоит выяснить.
- Как считаете, 80 тенге за билет в общественном транспорте - оптимальная цена?
- Средняя стоимость проезда в Казахстане примерно 90 тенге, но у нас не самый дешевый тариф, но и не самый высокий. Скажем так, что мы в золотой середине. Я полагаю, что в связи с тем, что приобретается новый транспорт, а значит, растет качество грузоперевозок, - будет расти и тариф. Поднимать его или нет, решат руководители региона. Но пока от перевозчиков предложения о повышении тарифов не было.
- Часто пассажиры жалуются на качество перевозок? Например, на то, что не приехал автобус, нахамил кондуктор и так далее.
- Мы перевозим ежедневно 920 тысяч человек, и конечно, есть недовольные. Ведется ежедневная профилактическая работа с водителями и кондукторами. Но, к сожалению, сейчас кондукторы и водители не принимаются в парк, как рабочие, они оформляются как предприниматели. То есть просто арендуют автобусы. Исключение только трамвайное управление. Но в договоре совместной деятельности предусмотрены в первую очередь штрафные санкции. Например, если водитель сидит за рулем и разговаривает по телефону, курит и так далее, это карается. Пассажир фиксирует это на камеру, отправляет нам, и мы в течение нескольких дней выносим это на совет по безопасности и привлекаем водителя к ответственности.
- А перевозчики требовательны? Часто жалуются на условия?
- Конечно, жалуются, но мы с ними ведем переговоры. Система предполагает не только их права, но и обязанности. Я им всегда говорю, что перевозки - это социально ориентированный вид бизнеса, и нужно это понимать.
- Известно, что Павлодар - город трамваев. Насколько выгодны городу трамвайные перевозки?
- Это очень выгодно. Транспорт не зависит от погодных условий, срок его службы очень большой. И кстати, Павлодар в этом смысле уникальный город. Трамвайное управление и автобусный парк были образованы в 1965 году. В первую очередь они нужны были для того, чтобы доставлять рабочих на заводы, градообразующие предприятия. В последующем трамвайные перевозки включились в общегородские. Трамвайные перевозки существовали только в Алматы, Павлодаре, Темиртау, Усть-Каменогорске. На сегодняшний день Алматы отказался от них с учетом развития метро. В Усть-Каменогорске лишь 5% трамваев из всего арсенала общественного транспорта, в Темиртау вроде десять вагонов, которые перевозят только рабочих на предприятия. 109 вагонов только у нас. И мы развиваемся, обновляемся. Тем более у нас трамвайные ветки обособлены от дорог, нет заторов и аварий - это огромный плюс.
- Чем еще уникальна павлодарская система пассажирских перевозок?
- В других городах, в том же Экибастузе, на дачный сезон запускают новый рейс, но мы для удобства пассажиров просто продлеваем. Дачники напрямую, без пересадок и лишних затрат доезжают до дач. Кстати о пересадках - у нас в 95% случаях пассажир добирается, куда ему нужно, без пересадок, такого процента ни в одном городе нет. Оптимизацию автобусов малого класса также провели только мы. Кроме того, у нас нет маршруток, где человек вынужден ехать согнувшись в три погибели. Было 349 таких маршруток, но в 2016 году их заменили. Далее, у нас самый большой перечень льготников - 17 позиций. Такого тоже нет нигде.
- Какие позиции, кроме установленных законодательством, вы перевозите на льготных условиях?
- По республике полагается бесплатно провозить детей до семи лет, от 7 до 15 - за 50% от стоимости билета. Это законодательное право. Больше никаких льгот. Например, в Усть-Каменорогске льготы для пенсионеров: с 70 лет, то есть даже не по достижении пенсионного возраста, всем пенсионерам снижают проезд на 10 тенге. Такие вот правила. А льготы устанавливаются на основании решений местных исполнительных органов. И сейчас я скажу не льстя, а как факт, который я наблюдаю, работая здесь 14 лет. Сегодняшнее руководство поддерживает развитие и улучшение именно транспортной отрасли. Булат Бакауов очень серьезно относится к пассажирским перевозкам. Обновление подвижного состава, электробусы и так далее - конкретно сделано по его политической воле. До него эти вопросы решались по остаточному принципу.
- Сколько лет вы работаете на госслужбе?
- Больше 35. После школы Советский Союз давал возможность получить высшее образование бесплатно, и мы со школьными друзьями эту возможность не упустили. Я подал документы в Павлодарский индустриальный институт, специальность - инженер-механик. После пошел работать на АТП-1. Работал в областном управлении инженером, диспетчером, потом замначальника перевозок, затем перешел в службу безопасности. Позже у меня был выбор - подавать документы на работу в область, судебную систему или ЖКХ, но почему-то меня привлекла работа здесь. Здесь есть возможность решать вопросы, которые ставит перед тобой население, и ты видишь результат уже сегодня. В ЖКХ работаю 14 лет и уходить не хочу, здесь интересно работать. Если честно, не замечаю, как рабочий день подходит к концу. Наша задача - максимально обеспечить удовлетворение потребностей населения в транспортных перевозках. И в процессе выполнения этой задачи не замечаю, как время летит.
- Чем занимаетесь вне работы?
- Вне работы остается мало времени. И в первую очередь надо поддерживать состояние своего здоровья. Это пешие прогулки и плавание. Я 35 лет хожу в «Толкын». Люблю гулять по берегу. Если есть возможность, выезжаю в Кенжеколь, там очень хорошая загородная зона.
- Чем гордитесь в жизни?
- Семьей. Работа есть работа, но если у тебя в семье все хорошо, то и работа будет идти как по маслу. Я благодарен своей семье, что так случай нас свел, и мы живем полной жизнью. Дети уже выросли, живут в Нур-Султане. Им нравится их работа. Внуки растут. Все нормально. Это и есть простое человеческое счастье.
Фото: Станислав Манаков
Комментариев:0