В Павлодарской области уже несколько лет фермеры и сельчане из Пограничника перегоняют скот через сезонно затопленный тоннель под трассой. Это не стихийное бедствие, а следствие официального проекта. Почему инженерное решение обернулось головной болью для сельчан, а чиновники до сих пор разводят руками - в материале @Obozrenie.kz.
Всё началось с видео, которое в 2021 году быстро разошлось в социальных сетях. На кадрах - пастух, перегоняющий коров через подземный скотопрогон под трассой Павлодар – Экибастуз. Переход, предназначенный для безопасного передвижения скота, оказался частично затоплен водой. Коровы с трудом шли по грязной жиже, некоторые останавливались посреди пути.
- Коровы заходят в воду, а сил выйти у них уже нет, - комментировал автор видео.
Так регион впервые узнал о проблеме, с которой местные жители сталкивались не первый раз.
Скотопрогон - часть инфраструктуры, построенной в рамках реконструкции автодороги Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ. Работы велись с 2014 по 2020 год. Переход близ села Пограничник был задуман как безопасный путь для скота, чтобы не выводить его на трассу. Однако, по словам сельчан, почти сразу после сдачи объекта он начал регулярно затапливаться. Особенно после сильных дождей. Других переходов в районе нет, и каждый раз, когда подземный тоннель уходит под воду, у местных жителей не остаётся выбора, приходится гнать скот через него.
- Это единственный путь к пастбищам. Если он под водой, то у нас либо задержка выгона, либо болезни у скота. Животные заболевают, хозяйства несут убытки, - говорят жители.
С момента обострения ситуации сельчане многократно обращались в местный акимат, в филиал дорожно-эксплуатационной компании ТОО «Казахавтодор», а также в АО «КазАвтоЖол». Ответы были похожими: «Работы ведутся», «Проблема не в обслуживании, а в проекте», «Устраним».
Так, после очередного обращения в прошлом году в Павлодарском филиале «Казахавтодора» отчитались, что на месте работает погрузчик, копает траншею для отвода воды. Позже туда пообещали направить экскаватор, чтобы углубить дренаж. Но, как заявляют местные жители, улучшения были временными: лужа уменьшалась, но не исчезала.
Вопрос об ответственности повис в воздухе. В «Казахавтодоре» заявляли, что они лишь обслуживают дорогу, а проект разрабатывался и принимался другой организацией. Кто именно допустил техническую ошибку - неизвестно. Тем временем жители утверждают: техника действительно была, но толку - минимум. В некоторых случаях, по их словам, остатки воды вычерпывались вручную.
Заместитель директора ПОФ АО «КазАвтоЖол» Алмат Шоиынбаев признал, что проект мог содержать просчёты, но отметил: капитальное устранение проблемы потребует значительных вложений.
- Чтобы поднять тоннель, нужно демонтировать бетон, закрывать трассу, строить объезд. Это миллионы, и проект должен быть рентабельным. А есть участки, которые требуют ремонта более остро, - пояснил он.
По его словам, только один километр среднего ремонта дороги обходится бюджету примерно в 60-70 миллионов тенге. А в случае с Пограничником, где скотопрогон уходит в грунт, речь может идти о полной реконструкции участка длиной до 500 метров, включая восстановление двух полос и водоотводной системы. Именно здесь начинается классическая арифметика: есть ли у проекта «рентабельность»? Другими словами — оправданы ли вложения с точки зрения экономики, если речь идёт не о трассе в миллионный город, а о переходе для стада коров в одном селе.
- У нас есть и другие направления, где требуется ремонт: в Баянауле, на границе с Омском, трасса Павлодар – Семей. Приоритет даётся тем участкам, которые обслуживают больший поток транспорта, - уточняет представитель «КазАвтоЖол».
Ситуация такова: технически можно, но экономически невыгодно. Поэтому реальных шагов в сторону комплексного ремонта пока не сделано. Решение, как ни странно, предлагают такое: жители могут обратиться через платформу е-Оtinish или записаться на личный приём. Только тогда можно будет рассматривать вопрос более детально. А пока ответственные ведомства обсуждают, что важнее - рентабельность или безопасность, сельчане продолжают водить скот через воду четвёртый год подряд.
Фото из архива редакции @Obozrenie.kz.
Комментариев:0