«Вы подарили мне ноги» - именно эта фраза решила дальнейшую судьбу проекта «Доступный Казахстан». Александра Шаронова, руководитель проекта, услышала ее несколько лет назад во время телефонного разговора с постоянным пользователем электронной карты Павлодара.
- На тот момент финансирование проекта уже завершилось, и я стояла перед выбором: развивать его дальше или нет. Однако рассказ собеседника о том, как наша работа позволила ему планировать маршруты на кресле-коляске в сопровождении престарелой матери, мгновенно лишила смысла эту дилемму, - рассказывает Александра.
С проблемой доступности Александра Шаронова познакомилась более десяти лет назад, во время организации областного конкурса «Ашық өнер» для молодежи с инвалидностью. Спустя некоторое время ей пришлось столкнуться с суровой реальностью - восстановление после перелома ноги заняло два года, а отца парализовало после инсульта. Рассказы молодых людей, помноженные на собственный опыт, стали импульсом для работы и обучения в новом направлении. Так в 2015 году появился проект «Доступный Павлодар». В течение двух лет он распространился в Павлодарской области, а затем и в Алматинской.
Благодаря положительным результатам инициативу поддержали Фонд Евразия Центральной Азии и Европейский союз, и она охватила все регионы республики. Проект сменил название на «Доступный Казахстан». За время финансирования, 2019-2021 годы, сформировалось функционирующее до сих пор сообщество единомышленников из всех регионов Казахстана, была разработана информационная система «Доступный Казахстан», а оцифрованный статус доступности на карте получили 20 000 общественных объектов. Поддержка ЮНИСЕФ в 2021 году позволила выделить на карте еще один тип объектов - доступные зоны для детей до 7 лет, перевести всю информацию ИС и записать обучающий курс по доступности и безопасности детских объектов на трех языках: казахском, русском и английском.
Участие в проекте QOLDA 2.0 позволило команде проекта разработать обучающую программу «Доступность общественного объекта: минимальные требования», которая представлена на двух языках на сайте www.doskaz.kz, там же - рекомендации и чек-листы для самостоятельного мониторинга объектов. Этот курс размещен на российской платформе, так что пользуются казахстанскими разработками и за рубежом. До конца года авторы планируют добавить его в каталог курсов республиканской платформы по трудоустройству «Еңбек» (https://skills.enbek.kz/).
- Сейчас наша карта насчитывает 24 000 объектов - пунктов с подтвержденным статусом «доступен», «доступен частично», «недоступен». При этом 4 000 объектов мы внесли за два года без какого-либо финансирования, - рассказывает спикер. - Объекты добавляются ежедневно. Помимо региональных координаторов занимаются этим волонтеры - 921 человек, зарегистрированный на сайте. Есть и такие пользователи, которые присылают фотографии и сведения координаторам напрямую для правильного внесения в базу, таких волонтеров порядка полутысячи. Иногда добровольцы кооперируются: несколько человек собирают сведения, а один заносит данные на карту.
В этом году к команде «Доступного Казахстана» обратились представители Форте банка с просьбой внести на карту информацию о 26 филиалах банка. А шесть столичных филиалов Народного банка заказали разработку рекомендаций для достижения уровня полной доступности во время ремонта. Сейчас команда ИС ведет работу с Американскими уголками по адаптации помещений для людей с инвалидностью. А пару лет назад представители проекта входили в рабочую группу Сената по изменению действующего законодательства в сфере улучшения прав людей с инвалидностью.
В 2019 году Александра с командой провела исследование и обнаружила, что в Казахстане около 40% населения относится к категории маломобильных граждан, в том числе беременные, пожилые, дети, травмированные и люди с инвалидностью. Количество маломобильных граждан с каждым годом увеличивается: численность людей с инвалидностью уже превышает 710 тысяч, повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни также влияют на этот процесс.
По словам Александры, сложнее всего дела с доступностью обстоят у госучреждений - именно из-за недофинансирования, но и здесь многое зависит от желания руководителя. Например, в селе Павлодарское местная школа установила подъемник шахтного типа. Им пользуются два школьника, причем директор каждое утро привозит мальчиков в школу на личном транспорте. И это не единичный случай: в школе №26 также установлен электрический подъемник шахтного типа. А в 2023 году в селе Кенжеколь в школе провели ремонт: изменили конструкцию пандуса, оборудовали туалетную комнату. Повышение доступности в школах имеет положительный эффект как для ЛИС, чья деятельность напрямую связана с этими учебными заведениями, так и для развития демократии - ведь зачастую школы становятся избирательными участками.
Есть депутат, который смог в Актау на этапе проектирования сделать три общественных объекта доступными. Павлодарский железнодорожный вокзал также будет полностью доступен - сейчас идет ремонт, и подрядчик сам обратился к команде для разработки рекомендаций по адаптации.
2019 год принес проекту государственную премию «Лучшее НПО», спустя три года этот успех повторился благодаря информационной, консультационной и обучающей функциям ИС «Доступный Казахстан». В 2021 году ИС «Доступный Казахстан» первой в РК получила статус «Цифровое общественное благо» и внесена в Реестр Альянса цифровых общественных благ (ООН), а вклад Александры Шароновой в социальное развитие общества отмечен медалью «Ерен еңбегі үшін». Еще один знак признания - обращение коллег из Узбекистана за консультацией по созданию аналогичной карты доступности. Так что в будущем, возможно, общественные блага станут для нескольких миллионов человек из соседней страны немного доступнее благодаря работе казахстанки Александры Шароновой и команды ИС «Доступный Казахстан».
Публикация создана при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта «Ваш голос имеет значение. Гражданское участие в принятии решений посредством технологий», реализуемого Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА). Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза и Фонда Евразия Центральной Азии.
ЕЛЕНА ГАРКАВА
Фото из архива организации
Комментариев:0