Каково это - быть поисковиком? Работать в большой команде с людьми разных профессий и возрастов? О трудностях, достижениях и отзывах в сети рассказала руководитель ОО “Поисковики города Павлодара VITA” Екатерина Кудрявцева.
- Сколько лет вы занимаетесь поиском людей?
- Неофициально мы участвуем в поисках уже пять лет, официально на днях нашей команде исполнилось четыре года. Но вместо того, чтобы отмечать наш общий праздник, мы практически весь день провели на поисках пропавшего подростка. Сначала в Павлодаре, потом поступила информация, что он в Экибастузе…
- С чего началась деятельность вашей команды?
- Когда пропала мать двоих детей Ольга Чупразова, это были первые поиски, где поучаствовала наша команда. Искали около трех месяцев. В итоге тело обнаружили, в убийстве обвинили ее мужа. Это были первые масштабные поиски в Павлодаре. Похожие ранее проходили в Аксу, когда пропала Настя Шарипова.
- Как повлияли на вас первые поиски?
- Я никогда не забуду ту лесопосадку… Как мама Ольги идет с тросточкой и ищет свою дочь. На меня это оказало неизгладимое впечатление.
- Как вы решились создать поисковый отряд?
- После того как поиски Ольги закончилось, мне захотелось и дальше помогать людям. Поэтому я предложила создать поисковую группу. Многие из тех, кто участвовал в поисках Ольги, присоединились. Так появился поисковый отряд “VITA”.
- Расскажите о вашей группе? Кто эти люди?
- Сейчас в группе состоят более 50 человек. Это люди абсолютно разных профессий. Начиная от домохозяек и заканчивая индивидуальным предпринимателем.
- Как вы относитесь к своим “коллегам” по поискам?
- Это моя вторая семья, с ними я провожу большую часть своего времени. За столько лет они стали неотъемлемой частью моей жизни, безумно дороги мне. Нахождение в команде дает мне ощущение значимости. Все ребята в группе большие молодцы. Мы переживали разные эпизоды, но сейчас тот самый идеальный “золотой” период. Единственный негативный момент - это потеря одного из наших волонтеров…
- Расскажите о нем.
- 25 мая скончался один из самых активных участников нашего отряда - Сергей Иванюков. У него просто остановилось сердце. Это больная тема для меня лично и многих ребят из нашей группы. В такие моменты понимаешь, что нужно ценить каждый миг и день нашей жизни, потому что неизвестно, будем ли мы живы завтра, проснемся утром или нет. Тяжело, когда остались недосказанные слова человеку, которому невозможно их сказать. Правильно говорят, что самое ужасное - это не успеть. Не успеть сказать важные слова, не успеть сделать что-то важное, не успеть найти человека живым.
- Чем помимо поисков занимается ваша группа?
- Мы работаем по двум направлениям - поиск без вести пропавших людей и благотворительность. К примеру, во время карантина мы оказываем помощь людям по всей области. Развозим продуктовые наборы, которые собирали своими силами, то есть не вели денежных сборов, направляли письма в различные фирмы.
- Люди откликаются на ваши просьбы? Есть обратная связь?
- Знаете, Павлодар действительно самый добрый город в Казахстане, люди действительно откликались. Одни привозили продукты для малообеспеченных семей, другие предлагали деньги, чтобы мы сами могли приобрести все необходимое.
- У вас есть акции, которые вы проводите регулярно?
- Поездки в детские дома. В прошлом году мы выезжали 12 раз. Устраивали деткам настоящий праздник, придумывали программу, привлекали местных артистов, которые соглашаются выступать безвозмездно, и закупаем угощения, чтобы их порадовать.
- У вас есть команды в других городах и районах области?
- С мая этого года наши филиалы есть в Аксу и Экибастузе. Команды уже набраны. Деятельность будет такой же, как у нас. Мы их всячески поддерживаем, чтобы они могли быстро включиться в работу и помогать людям.
- Сколько человек вы нашли в этом году?
- Более 50 - это те, кого мы нашли сами. Многие вернулись благодаря распространению ориентировок и информации в социальных сетях. Я считаю, что для нас этот год очень удачный, и это заслуга всей команды. Не зря 2020 год был объявлен годом волонтеров.
- Есть ли те, кого ищете подолгу?
- В наших ориентировках есть и те, кто пропал больше года назад. Но когда проходит столько времени, не остается способов для поиска. В первые сутки или даже месяцы могут появиться зацепки, где может находиться человек. Но спустя годы… Мы, конечно, на связи с родственниками, но найти пропавшего уже почти невозможно. Надежда остается, бывают случаи, когда люди находятся спустя много лет, главное - верить.
- Расскажите о последнем пропавшем человеке и его поиске.
- Во вторник мы закончили поиски мальчика Даниила. Он состоит на учете в УПНД. Сбежал из психоневрологического центра в Павлодаре. Для поиска задействовали всех - как волонтеров, так и полицейских. До обеда нам позвонил человек и рассказал, что видел его в Экибастузе. Мы, естественно, сообщили правоохранительным органам и сами выехали на место. Нас очень поддержали местные паблики в инстаграм. После их публикаций нам начали звонить люди и подтверждать, что Даниил там. Как выяснилось, он поехал искать маму, которую лишили родительских прав. Четыре года назад его перевели в Павлодар из экибастузского детского дома. Сразу найти ее он не смог, устроился на работу, попрошайничал, говорил, что его мама больна. Мы нашли место, где он работал, и двое ребят вместе с сотрудниками полиции и работниками психоневрологического центра остались в городе. В 6.30 его обнаружили в одном из подъездов. Видимо, он хотел переночевать в детском доме, где жил ранее, но его директор в отпуске, а другие сотрудники его не знают. Вот такая печальная история. Сейчас мальчика доставили в Павлодар.
- С чего начинаются поиски?
- Сначала мы собираем информацию о пропавшим, затем публикуем ее в социальных сетях. Распространение в сети необходимо, чтобы люди могли сообщить по указанным в ориентировке номерам, если увидят пропавшего. Далее начинаем пешие поиски, которые крайне важны. Если к нам поступает информация, где видели человека в последний раз, мы выезжаем на место и отрабатываем зацепку. Заканчиваются поиски словами “Найден. Жив”, “Найден. Погиб”. Если находим труп, то, естественно, его не трогаем, чтобы не помешать следствию. Вызываем полицию. Но, слава богу, такие ситуации бывают редко.
- В каком режиме вы работали во время карантина? С какими проблемами сталкивались?
- Пандемия на поиски людей никак не повлияла, за исключением того, что мы не имели права выходить на поиски после 22.00. Была проблема с передвижением. Решить ее нам помогли акимат и внутренняя политика города, которые выдали справки для передвижения по городу, за что мы очень благодарны.
- Как считаете, в этом году участились пропажи людей?
- Нет, абсолютно такая же ситуация, мне кажется. Люди как раньше пропадали, так и сейчас.
- Какая наиболее распространенная причина пропажи?
- Причины у всех разные. Если подросток, то зачастую из-за проблем в семье, недопонимания. Во время переходного возраста многие подростки стремятся жить отдельно, считают себя самостоятельными и уходят из дома. Еще одна причина - здоровье. Часто пожилые люди с нарушением памяти могут выйти из дома и забыть свой адрес.
- Как обратиться к вам за помощью? Нужно заявление или достаточно звонка?
- Обычно к нам обращаются в личные сообщения посредством социальных сетей. Также поступают звонки со словами: “Помогите, пожалуйста, пропал мой родственник”. Мы, соответственно, спрашиваем, есть ли заявление в полицию. Много лет у нас существовало правило - без заявления в полицию не работать, за исключением поиска несовершеннолетних и пожилых людей. Сейчас мы в этот список добавили людей с проблемами со здоровьем. Бывают исключения, где мы помогаем без заявления, но всё-таки стараемся следовать протоколу, индивидуально подходить к каждому случаю. У полиции есть больше технических возможностей для поиска, к примеру, определение последнего местоположения пропавшего по телефону. Совместно с полицейскими мы просматриваем видео с камер наблюдения. Мы на связи со всеми отделами полиции в городах области. Поэтому, как только поступает заявление в полицию, нас оповещают, чтобы мы помогли.
- Встречались ли в вашей работе глупые или странные обращения? К примеру, просили ли найти пропавшее животное?
- Поначалу да, поступали такие просьбы, но сейчас уже нет. В основном обращаются с просьбами не глупыми, а не совсем возможными. Родственники пропавших в 2006 году, в 2000 году… Мы не волшебники и не можем найти этих людей. Максимум, что мы можем - это опубликовать информацию в сети.
- Как вы относитесь к негативным отзывам в сети?
- Лично я очень остро это воспринимаю. Второй администратор нашей группы относится к этому немного проще. Обидно, когда стараешься ради людей, а они пишут гадости в комментариях. Бывают и угрозы, звонки с различными требованиями. Люди разные, это человеческий фактор. А так, в принципе, к нашей группе относятся хорошо.
- Какой вопрос вам задают чаще всего в социальных сетях?
- Чаще всего спрашивают, почему мы не публикуем подробности поисков. Где нашли человека, почему он пропал, что с ним сейчас. Мы считаем, что это этически неправильно по отношению к родственникам пропавшего. Ситуации бывают разные, оглашать подробности мы не имеем права. Закон нам этого не запрещает, но таков наш негласный моральный кодекс. Если бы была ситуация, где грозит опасность другим людям, конечно, мы бы сообщили. В основном случаи пропажи людей не связаны с какой-то опасностью для остальных.
- Награждали ли вас материально?
- Никаких материальных наград за свою деятельность мы не получали. Несмотря на то, что многие из наших волонтеров являются общественными помощниками полиции и, в принципе, хорошо помогают правоохранительным органам. На своем примере скажу, что я ни разу не получала даже поощрения, как общественный помощник полиции. У меня есть корочка и значок. Правоохранители, конечно же, периодически поощряют нас благодарственными письмами, грамотами, некоторым вручают памятные часы от департамента. На отчетной встрече награждают лучших волонтеров, от одного до трех человек. Самое ценное, что мы получаем, - это благодарность от родственников пропавших людей. По-моему, это самое важное. Еще у нас есть множество благодарственных, одно даже от Президента Касым-Жомарта Токаева.
- Что необходимо вашему отряду для более эффективной помощи людям?
- Главная проблема нашей группы - отсутствие транспорта, в ближайшее время мы планируем опубликовать пост и открыть сбор на автомобиль, как это сделал ОФ “Сердца Павлодара”, которые помогают животным. К сожалению, у нас нет своего транспорта, и поиск машины для выезда на поиски за город превращается в огромную проблему. Не знаю пока, как мы это опубликуем. Неудобно просить людей о помощи.
- В завершение расскажите о планах на будущее, чем ваш отряд планирует заниматься?
- Сейчас мы решили поддержать акцию помощи медикам и пациентам, которые находятся в провизорном отделении. Мы закупили глюкометры, опять же на свои средства, отвезли их. Я созвонилась с заведующими отделениями, собрала списки. Также мы объявили о возобновлении акции “Кто, если не я?”, которую провели во время первой волны карантина. Тогда мы развозили продуктовые наборы нуждающимся. В этот раз в приоритете будут одинокие бабушки и дедушки.
***
Если эта история заставила вас задуматься, или вы хотите вступить в ряды павлодарских поисковиков, набор в группу постоянно открыт. Волонтеры никогда не бывают лишними. С вопросами можно обращаться по номеру +7 747 615 5563 к руководителю отряда Екатерине.
Фото автора и из архива “Поисковиков города Павлодара VITA”
Комментариев:0