Недавно стало известно, что крупнейший кардиоцентр Казахстана, сравниться с которым могут только центры Нур-Султана, Алматы и Шымкента, может стать всего лишь отделением Павлодарской городской больницы №3, потеряв статус областного. Врачи кардиоцентра открыто заявили о последствиях реформы: сложнейшие операции делать возможности не будет, смертность возрастет. Не найдя поддержки у местных чиновников, врачи центра обратились к министру здравоохранения. История получила республиканский резонанс.
В профессионализме нет сомнений
-Три года назад моему дяде стало плохо с сердцем, мы вызвали «скорую». Оказалось, что он перенес инсульт, и его сердце стало работать лишь на 20-30%. Врачи экстренно отправили его в кардиоцентр и буквально в этот же день сделали операцию. Мы переживали, что у нас не хватит денег, но все сделали бесплатно, а главное, качественно - на третий день он уже прекрасно себя чувствовал. Не жалуется на сердце и по сей день,- рассказал павлодарец Сергей Агалаков.
63-летнему Владимиру Агалакову поменяли перегородку сердца. Родные говорят, что транспортировку в другой город мужчина просто бы не пережил. Подобных примеров в картотеке кардиоцентра множество.
Еще одина операция, за которую возялись бы далеко не все медицинские врачи зарубежных передовых клиник: новорожденному с врожденным пороком сердца врачи реконструировали дугу аорты и сделали пластику дефекта межпредсердной перегородки. За жизнь малыша павлодарские врачи боролись больше недели, прежде чем сердечко стало нормально функционировать. Сегодня ребенок жив. Эти операции относятся к пятой категории сложности, делать их имеют права только центры республиканского и областного значения.
Недавно павлодарцы и врачи клиники были ошарашены новостью о том, что уникальный кардиологический центр может потерять областной статус и стать частью городской больницы №3.
- Я сам работаю в сфере образования, и я знаю, что стоит за красивыми словами «оптимизация» и «реорганизация». Когда я услышал, что это может постигнуть наш кардиологический центр - не поверил. Будут совершенно другое финансирование и другой профиль работы. И совершенно точно пациентам от этого лучше не станет,- считает Сергей Агалаков.
В социальных сетях, на которые в последнее время любят ссылаться чиновники, изо дня в день растет колличество историй павлодарских (и не только, в центр Прииртышья приезжают лечиться со всех регионов республики) пациентов. Пользователи рассказывают, какую роль сыграл кардиоцентр в их жизни, и не скрывают недовольства от затеи его присоединения к городской больнице.
Программу придумали, но не додумали
Общественность узнала о возможной реорганизации центра непосредственно от врачей. Медики через СМИ обратились к главе министерства здравоохранения Елжану Биртанову с просьбой дать возможность продолжать спасать жизни. Несколько десятков медиков собрались в холе родной клиники, чтобы сказать:
- Уважаемый Елжан Амантаевич, мы просим посодействовать нам в сохранении областного центра.
На заявление министр отреагировал быстро и поручил создать специальную комиссию, которая досканально изучит ситуацию. На этой неделе комиссия во главе с вице-министром здравоохранения Лязат Актаевой посетила Павлодарский кардиологический центр.
- Мы, во-первых, встретились с коллективом, им сообщили, что в любом случае ни они, ни пациенты не пострадают, - сообщила Актаева. - И в целом сейчас врачи все-таки должны сконцентрироваться на работе. Что касается реорганизации - программа есть, и сделана она для удобства пациентов в первую очередь. Если пациент поступает в больницу с одним заболеванием, но по ходу дела выясняется, что ему нужна помощь мультипликационной группы медиков, и чтоб не занимать много времени на бюрократию и другие границы - необходимы многопрофильные центры.
После беседы с вице-министром позиция минздрава стала ясна - решение присоединять кардио к городской больнице за акиматом, но рекомендации они дадут после анализа ситуации. А вот смогут ли врачи продолжить делать сложноуровневые операции или нет? Вопрос остался открытым. Лязат Актаева пояснила, что перспективный план реорганизаций медучреждений в Казахстане уже в работе и рассчитан до 2025 года. Однако документ, который регламентирует работу больниц, еще не подписан. Разрабатывает его Ассоциация кардиологов Казахстана, и сможет павлодарский кардиоцентр работать в прежнем режиме или нет, зависит только от них. До утверждения документа кардиологические центры работают по привычным правилам.
Мы не видим логики
Идейных вдохновителей реорганизации кардиоцентра не смутило, что городская больница №3 находится на другом конце города. Не сбило их и с толку то, что изначально кардиоцентр строился как самодостаточный медицинский объект даже не областного, а республиканского значения. Директор центра Адиль Дюржанов логики поворота событий не понял.
- У нас реорганизовали перинатальный центр. Но для чего? Вот начались там роды. Кардиолог рядом стоит? А уролог, если вдруг мочевой у пациентки разорвется? Нет, он будет из областной ехать. ну и какой в этом смысл, если по сути ничего в работе не изменилось. Просто отчитались, что теперь перинатальный не моно-, а многофункциональный, - высказал свою точку зрения Дюржанов. - Если бы объекты были в шаговой доступности - тогда понятно. Но у нас штопают эти больничные гиганты вместе, и смысла в этом никакого нет. Все реформы необдуманные, где нет проекта, где нет расчета. Нужно исполнить приказ и скорее отчитаться.
Выход из сложившейся ситуации врач видит в расширении перечня услуг самого кардиоцентра, тем самым превратив его в многопрофильный хирургический центр. По его мнению, это более чем реально:
- Мы давно занимаемся сосудистой нейрохирургией, у нас есть лицензия. Я готов открыть гинекологическое отделение, пусть женщины с проблемами сердца рожают у нас. Уверен, что у нас захотят работать лучшие врачи, потому что мы предлагаем отличные условия. Я всегда во главу угла ставил развитие и повышение квалификации за рубежом своих врачей. Мы делаем операции шестого и седьмого уровней сложности. Делаем пересадку аорты, мы можем поменять всю аорту от сердца до бедра, и мы не хотим терять возможность реально спасать людей. Почему бы не сделать из этого прекрасного центра многопрофильный хирургический центр?
Адиль Дюржанов подчеркнул уникальность коллектива кардиоцентра. Многие оставляли работу в столице и Алматы ради места в павлодарском центре. Врачи помимо практики занимаются наукой.
- Почему все лучшие центры в столице? Кто это придумал? Неужели нашим коллегам из управления не хочется гордиться тем, что у нас в регионе будет многопрофильный центр, аналога которому в Казахстане не будет? - задается вопросами Дюржанов. - Далеко за примерами ходить не надо. Великий национальный исследовательский центр Мешалкина в Новосибирске тоже когда-то был кардиоцентром. Но его не стали присоединять к больницам, напротив, подчеркнули его уникальность. Он стали центром высоких технологий. И я говорил и говорю, что у нас есть все возможности стать даже на голову выше.
Наши, поддержите нас!
Исполняющий обязанности руководителя областного управления здравоохранения Ардак Кузеков, в отличие от своих коллег-врачей, с нетерпением ждет присоединения кардиологического центра к городской больнице №3 и не скрывает этого. Более того, в отличие от вице-министра уверен, что в работе центра ничего не изменится, за исключением руководства.
- Не умаляются ни значение, ни уровень кардиохирургической клиники. Ходят разговоры, что запретят проводить операции определенной сложности, но это домыслы, - заявил Кузеков. - Все будет зависеть от кадров, которые работают в больнице, и от материально-технического обеспечения. Но никак не от того, в составе городской, областной или республиканской больницы он находится. Финансирование не изменится. Сокращения персонала и заработной платы не будет. Отпадет только должность директора, но мы трудоустроим всех.
К слову, директор, который сейчас официально находится в декретном отпуске, потерять свое кресло не боится.
- Да, я уйду в рядовые хирурги и буду получать оплату даже выше, чем сейчас. Для меня этот вопрос не так уж принципиален, - прокомментировал Адиль Дюржанов. - Вопрос в другом. Это центр, в который я и мои коллеги вложили душу, сердце и ум, и действительно обидно, если работа будет перечеркнута. Нам говорят, что будут исходить из технологической базы и кадров, но мы уже знаем, что, теряя статус областного, мы в любом случае теряем и возможности. Поддержать нас может руководство города и области, но ему нужно правильно донести нашу цель.
Громкие заявления, проверки, расследования
Помимо контекста реорганизации, кардиологический центр упоминался в СМИ за последние несколько месяцев из-за найденных в его работе нарушениях. Заместитель начальника облздрава сообщала, что в их ведомство поступило письмо от антикоррупционной службы по факту использования изделий медицинского однократного назначения. К нему было прикреплено письмо от частного лица. Управлением здравоохранения была создана рабочая группа и проведена проверка. Результаты переданы в прокуратуру и Национальное бюро по противодействию коррупции. Две недели назад Сауле Арыстанова результаты проверки не разглашала в интересах следствия. А на текущей неделе Ардак Кузеков поделился с журналистами:
- По результатам проверки выявили серьезные нарушения. Факты многократного использования одноразовых изделий, покупка просроченных изделий, - сообщил спикер. - Это серьезные нарушения. Под угрозу были поставлены жизни павлодарцев. Но дальнейшее изучение дела за полицией и прокуратурой.
Более того, главный врач области рассказал о страшном предположении, что пациенты центра могли быть заражены гепатитом. Также он констатировал, что у кардиоцентра есть кредитная задолженность на 360 миллионов тенге. А за последние девять месяцев количество операций упало на 15%, смертность напротив - повысилась.
- Все их претензии и жалобы появились после проверки. По-моему, очевидно, что эта волна протестов - чтобы укрыть нарушения,- резюмировал Кузеков.
По приезду вице-министр кратко прокомментировала ситуацию:
- Были выявлены нарушения, материалы переданы в соответствующие органы, спешить в этом деле не стоит.
Глава кардиоцентра в свою очередь отрицает всевозможные нарушения и каждое заявление Кузекова готов парировать.
- Все началось в августе, когда мне влепили незаконный выговор за какую-то анонимку. Этот выговор буду оспаривать в суде, - сообщил Адиль Дюржанов. - Потом у меня были переломы позвонков, и я вынужден был находиться дома, тогда и была та комиссия. Это был какой-то кошмар, я чувствовал все эмоциональное напряжение моего коллектива, когда шла эта проверка. Они вызвали полицию, срезали железную эту дверь. Там были и прокуратура, и финполиция, столько народу, будто человека убили. Наш коллектив просто подавлен. Нас обвиняют в махинациях, но зачем бы я тогда тратил деньги на обучение своих врачей в Венгрии, во Франции? Зачем мне это надо? Я объясню, что они нашли. Когда открывали этот центр, к каждому оборудованию шла комплектация. И тогда мы ни в чем не нуждались, у нас всегда всего было в избытке. И мы что-то с этого склада брали, что еще можно было использовать. Но да, это моя ошибка, что мы не утилизировали это, я признаю. Но о каком гепатите речь? Вы вообще понимаете, что это такое? Это строжайший учет! Да, мы оперировали людей с гепатитом, они не люди что ли? Но если бы был хоть один факт заражения по нашей вине, нашу работу давно бы заморозили. Да и любопытно, как они будут доказывать, что именно мы заразили пациентов, это очень деликатный момент. Ничего этого не доказано. Я буду отстаивать честь и достоинство своего кардиоцентра до последнего.
Где-то рядом тоже гремит
Сегодня вопрос с реорганизацией кардиологического центра, так же, как и результаты проверки прокуратуры, открыт. Вице-министр дала Адилю Дюржанову надежду на то, что кардиоцентр сможет остаться самостоятельной единицей. Как говорит персонал центра, изначально они не хотели создавать давления общественной компании на местных чиновников или минздрав, а всего лишь хотят иметь гарантии и уверенность, что смогут работать как прежде.
Параллельно с павлодарскими событиями гремит медицинский скандал в России. Из национального медицинского исследовательского центра здоровья детей по странному стечению обстоятельств уволили врача Михаила Каабака. Он единственный в РФ врач, который занимался трансплантацией органов детям весом меньше десяти килограммов. После его увольнения минздрав России сообщал, что его уход никак не повлияет на помощь детям, которым необходимы операции. Однако в первые же дни без Каабака в системе здравоохранения погибла малышка, которая стояла в очереди к нему на операцию. После случившегося на защиту врача и в первую очередь маленьких пациентов, которых он может спасти, встала вся общественность. Знаменитости и не только выходили на одиночные пикеты. Распространяли информацию в интернете. Таким образом, неравнодушным удалось вернуть врача. Сегодня он продолжает делать уникальные операции.
Фото: Станислав Манаков
Комментариев:0