Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Станислав Манаков , Вчера, 17:06, Просмотров: 212

Где-то между окаменелыми моллюсками, старинными фотографиями и ценными экспонатами музейщики Павлодара ловят дождь в ведра, спасают деревянные дома и по крупицам собирают историю. Как в музеях пытаются сохранить прошлое, не потеряв настоящее, - в материале @Obozrenie.kz.

В павлодарских музеях хранят окаменелости возрастом в сотни миллионов лет. Там есть предметы быта, национальные украшения, останки древних животных, фотографии и редкие экспонаты прошлых столетий. Но с не меньшим трепетом сотрудники музеев хранят... ведра. Да, обычные пластиковые тазы, которые могут спасти экспозиции от протекающих крыш.

Страница истории

Музей был основан в 1942 году и сейчас носит имя знаменитого этнографа и путешественника Григория Николаевича Потанина. Он располагается в старинном особняке купца Дерова, и с первых дней своей истории собирает, хранит и изучает наследие Прииртышья. Сегодня фонд насчитывает более 140 тысяч единиц хранения. 

- Из них около 106 тысяч - основные фонды, и ещё свыше 30 тысяч - вспомогательные. Мы стараемся показывать самое ценное. А ещё ведём большую научную работу. Например, археологи каждый год проводят по области раскопки, - рассказал руководитель Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Г. Н. Потанина Арман Алиакпаров.

Под руководством музея действуют археологическая и палеонтологическая лаборатории. Одна из гордостей - захоронения неогеновых животных на памятнике «Гусиный перелёт». Этот объект внесён в список республиканского значения. 

- Недавно мы выпустили каталог нашей палеонтологической коллекции. Там есть экспонаты возрастом 250 миллионов лет - окаменелые моллюски. Есть уникальные находки возрастом 3-4 тысячи лет. Самая интригующая - кимакская колесница X-XII веков, обнаруженная у села Байдала. Сейчас она в Алматинской лаборатории Крыма Алтынбекова, проходит реставрацию, - сообщил спикер. 

Всего в структуре Павлодарского областного краеведческого музея насчитывается семь подразделений, четыре из которых расположены в самом городе Павлодаре. Это музей «Ertis», дом-музей фотографа Дмитрия Поликарповича Багаева, музей Воинской славы и музей песенного творчества имени Майры Шамсутдиновой. В 2016 году к музею присоединились городские музеи Экибастуза и Аксу, а также Щербактинский районный историко-краеведческий музей.

История с протечкой

Но есть и другая сторона музейной жизни. Прозаичная, коммунальная и местами драматичная. К примеру, здание музея Багаева - не только исторический памятник, но и настоящая головная боль для его реставраторов. Фасад здания входит в реестр республиканских памятников, и это накладывает ряд ограничений.

- Загвоздка в том, что фасадную часть мы не можем реставрировать сами. Это считается исключительно реставрационными работами, которые должны проводить лицензированные специалисты. Это отдельная проблема. Все остальные работы, например, внутренние - коммуникации, электричество, всё, что можно, мы делаем за счёт областного бюджета, - объясняет руководитель музея Арман Алиакпаров.

Здание с вековой историей требует внимания буквально к каждому элементу.

- Здание деревянное, и два-три года назад произошёл прорыв летнего водопровода, и вся вода от соседей пошла под наше здание. Там, видимо, что-то подмыло, и двери перестали закрываться, открываться. Проблемы с фундаментом, с состоянием дерева - всё это даёт о себе знать, - продолжает он.

В то же время такие старинные элементы, как фальцевая кровля музея Потанина, спустя 126 лет находятся в хорошем состоянии. 

- Вчера поднимались на крышу музея Потанина. Смотрели на фальцевую кровлю - металлические листы оказались в очень хорошем состоянии. Правда, не могу сказать, что на 100%. Но в целом это показатель того, как хорошо сохранились некоторые элементы зданий, несмотря на их возраст. С фасадом всё сложнее, конечно, проблема только с ним, - поделился заботами Арман Алиакпаров.

Проблемы с протекающей крышей были не только в зданиях с вековой историей - досталось и современному музею «Ertis». Несмотря на относительно недавнее строительство, сотрудникам приходилось буквально спасать экспонаты от воды.

- После ситуации были выделены средства на текущий ремонт. Кровлю частями перекрыли - основная проблема была в парапете. Со стороны улицы Исиналиева - шла стена, и на ней скапливались осадки, снег, мусор. Всё это мешало нормальному стоку воды, - рассказывает руководитель музея.

Проблему решили: парапет демонтировали, водосток вывели на крышу первого этажа.

- Я не скажу, что всё ушло на сто процентов - кое-где что-то ещё проявляется. Но в целом проблема решена. В этом году мы не бегаем, не спасаем экспонаты с тазами и вёдрами. Как это бывает, например, в Доме-музее Багаева - там тазики и ведра круглогодично, - с иронией добавил Алиакпаров.

Вкладывая миллионы

Проблема изношенности зданий - системная. В 2022 году капитально отремонтировали Экибастузский историко-краеведческий музей (здание 1957 года, где раньше был детский сад). Сумма - 74 миллиона тенге, ещё 40 миллионов - на новую экспозицию, мультимедийные панели и софт.

В 2023 году дошла очередь до музея Воинской славы. Сумма работ - 44 миллиона тенге. Одним из самых ярких примеров является фундамент этого здания.

- Все видели, как он покосился, и уже было понятно, что здание представляет угрозу. Когда мы вскрыли фундамент, ситуация была, мягко говоря, аховая, - вспоминает Арман Алиакпаров. - Пришлось приподнимать части музея, заливать их, опускать. Всё это было сложно и требовало значительных усилий.

Найти подрядчика для таких работ было не так-то просто - не каждый соглашался взяться за эту задачу. Сегодня, после завершения всех работ, здание пришло в норму, так утверждает руководство:

- Мы утеплили всё внизу, поставили новые окна. Теперь там очень тепло, комфортно, и всем сотрудникам приятно работать в этих условиях.

Аналогичная участь ждёт музей в Шарбакты - на ремонт готов проект на 145 миллионов тенге, с благоустройством территории перед зданием.

Ленин и сила природы 

Но иногда ремонт - это ещё и реставрационная детективная история. Так было, например, с памятником Ленину в сквере Детства.

- Во время грозы одна из елей упала прямо на памятник и разрушила его. Всё, кроме постамента. Мы хотели спасти табличку, думали - металлическая. А она оказалась вырезанной прямо в штукатурке. Тогда художники отрисовали копию на кальке. Воссоздали один в один - теперь хранится в нашем музее, - сообщил директор музея.

Рядом с ним фрагмент ограды от гостиницы «Казахстан», который передали инвесторы. Всё, что несёт в себе след времени, - ценность. Но за всеми реконструкциями, экскурсиями и раскопками стоят люди. И вот с этим - отдельная проблема.

- Не хватает специалистов. Музейных работников не готовят в нужном объёме. Это «штучный товар». Зарплата небольшая, особенно у молодых. Да и молодёжи у нас немного, - отметил Арман Алиакпаров.

Тем не менее, сотрудники проводят пешеходные экскурсии, краеведческие уроки, организуют выставки, вечера поэзии и памяти. Есть аудиогиды на пяти языках, 3D-туры, электронный каталог, научный альманах. Всё это - результат работы коллектива.

- Посещаемость у нас растёт. В год - около 50 тысяч человек по нашим подразделениям. Сейчас всё больше школьников и молодёжи. Мы используем соцсети, делаем виртуальные экскурсии. Людям это интересно, - заверил руководитель.

Эпилог 

История павлодарских музеев - это история борьбы: за здание, за внимание, за смыслы. Где в одной руке у директора план капремонта, а в другой лист с научной статьёй. Где «текущие ремонты» идут параллельно с археологическими экспедициями. Где экспонат восстанавливают на кальке, а моллюсков старше динозавров спасают от протечек. Так что в следующий раз, проходя мимо музея, не спешите отворачиваться, ведь за его дверями скрывается целая история.

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения

 Фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.