Главная > КУЛЬТУРА, ФОТОРЕПОРТАЖ > Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения
Музейная реальность: спасая экспонаты и здания от разрушения16-05-2025, 17:06. Разместил: Станислав Манаков |
||||||||||||||||||||||||
Где-то между окаменелыми моллюсками, старинными фотографиями и ценными экспонатами музейщики Павлодара ловят дождь в ведра, спасают деревянные дома и по крупицам собирают историю. Как в музеях пытаются сохранить прошлое, не потеряв настоящее, - в материале @Obozrenie.kz. В павлодарских музеях хранят окаменелости возрастом в сотни миллионов лет. Там есть предметы быта, национальные украшения, останки древних животных, фотографии и редкие экспонаты прошлых столетий. Но с не меньшим трепетом сотрудники музеев хранят... ведра. Да, обычные пластиковые тазы, которые могут спасти экспозиции от протекающих крыш. Страница истории ![]() Музей был основан в 1942 году и сейчас носит имя знаменитого этнографа и путешественника Григория Николаевича Потанина. Он располагается в старинном особняке купца Дерова, и с первых дней своей истории собирает, хранит и изучает наследие Прииртышья. Сегодня фонд насчитывает более 140 тысяч единиц хранения. ![]() - Из них около 106 тысяч - основные фонды, и ещё свыше 30 тысяч - вспомогательные. Мы стараемся показывать самое ценное. А ещё ведём большую научную работу. Например, археологи каждый год проводят по области раскопки, - рассказал руководитель Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Г. Н. Потанина Арман Алиакпаров. Под руководством музея действуют археологическая и палеонтологическая лаборатории. Одна из гордостей - захоронения неогеновых животных на памятнике «Гусиный перелёт». Этот объект внесён в список республиканского значения. ![]() - Недавно мы выпустили каталог нашей палеонтологической коллекции. Там есть экспонаты возрастом 250 миллионов лет - окаменелые моллюски. Есть уникальные находки возрастом 3-4 тысячи лет. Самая интригующая - кимакская колесница X-XII веков, обнаруженная у села Байдала. Сейчас она в Алматинской лаборатории Крыма Алтынбекова, проходит реставрацию, - сообщил спикер. ![]() Всего в структуре Павлодарского областного краеведческого музея насчитывается семь подразделений, четыре из которых расположены в самом городе Павлодаре. Это музей «Ertis», дом-музей фотографа Дмитрия Поликарповича Багаева, музей Воинской славы и музей песенного творчества имени Майры Шамсутдиновой. В 2016 году к музею присоединились городские музеи Экибастуза и Аксу, а также Щербактинский районный историко-краеведческий музей. История с протечкой ![]() Но есть и другая сторона музейной жизни. Прозаичная, коммунальная и местами драматичная. К примеру, здание музея Багаева - не только исторический памятник, но и настоящая головная боль для его реставраторов. Фасад здания входит в реестр республиканских памятников, и это накладывает ряд ограничений. - Загвоздка в том, что фасадную часть мы не можем реставрировать сами. Это считается исключительно реставрационными работами, которые должны проводить лицензированные специалисты. Это отдельная проблема. Все остальные работы, например, внутренние - коммуникации, электричество, всё, что можно, мы делаем за счёт областного бюджета, - объясняет руководитель музея Арман Алиакпаров. Здание с вековой историей требует внимания буквально к каждому элементу. - Здание деревянное, и два-три года назад произошёл прорыв летнего водопровода, и вся вода от соседей пошла под наше здание. Там, видимо, что-то подмыло, и двери перестали закрываться, открываться. Проблемы с фундаментом, с состоянием дерева - всё это даёт о себе знать, - продолжает он. В то же время такие старинные элементы, как фальцевая кровля музея Потанина, спустя 126 лет находятся в хорошем состоянии. ![]() - Вчера поднимались на крышу музея Потанина. Смотрели на фальцевую кровлю - металлические листы оказались в очень хорошем состоянии. Правда, не могу сказать, что на 100%. Но в целом это показатель того, как хорошо сохранились некоторые элементы зданий, несмотря на их возраст. С фасадом всё сложнее, конечно, проблема только с ним, - поделился заботами Арман Алиакпаров. Проблемы с протекающей крышей были не только в зданиях с вековой историей - досталось и современному музею «Ertis». Несмотря на относительно недавнее строительство, сотрудникам приходилось буквально спасать экспонаты от воды. - После ситуации были выделены средства на текущий ремонт. Кровлю частями перекрыли - основная проблема была в парапете. Со стороны улицы Исиналиева - шла стена, и на ней скапливались осадки, снег, мусор. Всё это мешало нормальному стоку воды, - рассказывает руководитель музея. Проблему решили: парапет демонтировали, водосток вывели на крышу первого этажа. - Я не скажу, что всё ушло на сто процентов - кое-где что-то ещё проявляется. Но в целом проблема решена. В этом году мы не бегаем, не спасаем экспонаты с тазами и вёдрами. Как это бывает, например, в Доме-музее Багаева - там тазики и ведра круглогодично, - с иронией добавил Алиакпаров. Вкладывая миллионы ![]() Проблема изношенности зданий - системная. В 2022 году капитально отремонтировали Экибастузский историко-краеведческий музей (здание 1957 года, где раньше был детский сад). Сумма - 74 миллиона тенге, ещё 40 миллионов - на новую экспозицию, мультимедийные панели и софт. В 2023 году дошла очередь до музея Воинской славы. Сумма работ - 44 миллиона тенге. Одним из самых ярких примеров является фундамент этого здания. - Все видели, как он покосился, и уже было понятно, что здание представляет угрозу. Когда мы вскрыли фундамент, ситуация была, мягко говоря, аховая, - вспоминает Арман Алиакпаров. - Пришлось приподнимать части музея, заливать их, опускать. Всё это было сложно и требовало значительных усилий. Найти подрядчика для таких работ было не так-то просто - не каждый соглашался взяться за эту задачу. Сегодня, после завершения всех работ, здание пришло в норму, так утверждает руководство: - Мы утеплили всё внизу, поставили новые окна. Теперь там очень тепло, комфортно, и всем сотрудникам приятно работать в этих условиях. Аналогичная участь ждёт музей в Шарбакты - на ремонт готов проект на 145 миллионов тенге, с благоустройством территории перед зданием. Ленин и сила природы ![]() Но иногда ремонт - это ещё и реставрационная детективная история. Так было, например, с памятником Ленину в сквере Детства. - Во время грозы одна из елей упала прямо на памятник и разрушила его. Всё, кроме постамента. Мы хотели спасти табличку, думали - металлическая. А она оказалась вырезанной прямо в штукатурке. Тогда художники отрисовали копию на кальке. Воссоздали один в один - теперь хранится в нашем музее, - сообщил директор музея. Рядом с ним фрагмент ограды от гостиницы «Казахстан», который передали инвесторы. Всё, что несёт в себе след времени, - ценность. Но за всеми реконструкциями, экскурсиями и раскопками стоят люди. И вот с этим - отдельная проблема. - Не хватает специалистов. Музейных работников не готовят в нужном объёме. Это «штучный товар». Зарплата небольшая, особенно у молодых. Да и молодёжи у нас немного, - отметил Арман Алиакпаров. Тем не менее, сотрудники проводят пешеходные экскурсии, краеведческие уроки, организуют выставки, вечера поэзии и памяти. Есть аудиогиды на пяти языках, 3D-туры, электронный каталог, научный альманах. Всё это - результат работы коллектива. - Посещаемость у нас растёт. В год - около 50 тысяч человек по нашим подразделениям. Сейчас всё больше школьников и молодёжи. Мы используем соцсети, делаем виртуальные экскурсии. Людям это интересно, - заверил руководитель. Эпилог ![]() История павлодарских музеев - это история борьбы: за здание, за внимание, за смыслы. Где в одной руке у директора план капремонта, а в другой лист с научной статьёй. Где «текущие ремонты» идут параллельно с археологическими экспедициями. Где экспонат восстанавливают на кальке, а моллюсков старше динозавров спасают от протечек. Так что в следующий раз, проходя мимо музея, не спешите отворачиваться, ведь за его дверями скрывается целая история. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |