Обратиться в прокуратуру, чтобы призвать ЖКХ к ответу, намерены общественники

Станислав Манаков , Вчера, 15:44, Просмотров: 58

Кажется, терпение павлодарских общественников заканчивается, а вместе с ним - последние надежды, что ЖКХ когда-нибудь начнёт не только поливать деревья, но и отвечать за них. После очередного мониторинга зелёных насаждений активисты открыто заявили, что намерены обращаться в прокуратуру. И из уст общественников это прозвучало не как угроза, а как логическое завершение многолетней хроники, где деревья растут только в отчётах, которые не видела общественность, а ответственность только в красивых фразах, передает @Obozrenie.kz. 

Общественники ведут мониторинг зеленых насаждений ещё с 2020 года. Традиционное занятие, - с иронией замечают они. Началось всё с того, что промышленники громко заявили о грандиозных посадках в санитарно-защитных зонах: сначала пять-шесть тысяч деревьев, потом - 17-18 тысяч. 

- Мы понимали, что это огромные массивы, реализовать такие проекты сложно. И главным стал вопрос: насколько качественно они будут выполнены? Поэтому мы начали мониторить и продолжаем до сих пор, - объясняет председатель общественного объединения «ЭКОМ» Светлана Могилюк.

Главная проблема сразу стала очевидной: у ЖКХ подход к деревьям простой до примитивности - «живое» и «мёртвое». У общественников же иной подход.

- Вот как эти «живые» выглядят - это большой вопрос, - отметила Светлана Могилюк. - Они могут быть полноценными зелёными растениями, а могут быть ослабленными, с тремя листиками на дохленьком стволике.

Чтобы прекратить эту ботаническую «халтуру», «ЭКОМ» взял старую советскую методику и выделил шесть категорий жизненного состояния растений. Более того, добавили седьмую, вернее, свою, уникальную, назвав её «условно живыми». Это когда дерево вроде погибло, но начинается корневая поросль - такое особенно распространено у тополей.

Именно по такой методике общественники теперь и оценивают качество озеленения - и время от времени выдают ЖКХ подробные результаты, которые, судя по всему, в ведомстве до последнего стараются «не замечать».

Далее начинаются детали, от которых зелёная отрасль региона выглядит не просто увядающей - порой даже комичной. Марина Поух, представитель Гражданского альянса Павлодарской области, рассказывает:

- В этом году мы рассматривали плановые и компенсационные посадки за счёт госбюджета и организаций, которые вырубали деревья. И то, что мы увидели, вызывает много вопросов.

Общественница приводит пример - массив между садоводством «Фрегат» и АО «Алюминий Казахстана», где в 2024 году высадили 27 856 деревьев.

- Там были сосна, тополь, клён татарский, ель, берёза. На части территории был капельный полив - может, не самый правильный, но всё-таки к каждому дереву был подведён шланг, - отмечает Марина Поух.

И действительно: там, где была вода, деревья выглядели почти здоровыми. Там, где её не было, состояние растений оказалось плачевным, практически все берёзы погибли. Подрядчик на месте объяснил нехватку воды и сложность полива, но торжественно обещал группе мониторинга, что в 2026 году территория будет зелёная и цветущая. Обещание, конечно, звучит вдохновляюще, но веры в это у общественников ровно столько, сколько влаги было у тех самых берёз.

Однако в микрорайоне Жастар, где посадки 2023 года, общественники увидели совсем другую картину:

- Эта территория нас порадовала, - отметила Марина Поух. - Деревья там были в очень хорошем состоянии: сосна, тополь, лох, ива, ель. Правда, лох выглядел слабее остальных, но в целом результат радовал глаз, что уже редкость.

Затем она рассказала о посадках 2022-2023 годов у Усольского бассейна и НИШ:

- Когда мы мониторили тогда, было много погибших растений, много ослабленных. Но в этом году мы увидели улучшение. Поставщик три года наблюдал, ухаживал, и состояние улучшилось значительно. Сильно ослабленные перешли в ослабленные, ослабленные - в здоровые.

Марина Поух подчёркивает, что система «посадка плюс уход» работает. Но потом, после трёх лет, деревья передаются на баланс ЖКХ. А вот насколько ЖКХ способно ухаживать дальше - вызывает большой вопрос, так как общественники считают, что уход должен быть не три года, а минимум пять.

Постепенно активисты начали видеть закономерность: там, где есть капельный полив - деревья живут. Там, где его нет - деревья «условно живы» или «точно мертвы». Но особая головная боль - компенсационные посадки. Именно здесь реализм превращается в мистику.

- Мы посетили более десяти объектов. И некоторые просто не существуют, - заявила Марина Поух.

В таблице, которую им предоставило городское ЖКХ, указано: кто вырубил, где вырубил, где посадил. Выглядит красиво, но реальность рушит эту стройную картину за секунду.

- Например, по Машхура Жусупа и Каирбаева должны были быть высадки. Мы созвонились с поставщиком, а он нам: «Ой, это было давно, три года назад, я уже не помню». И всё. Минус сорок деревьев, - рассказывает она.

На других объектах общественники ходили кругами, словно археологи, которые пытаются отыскать исчезнувшую цивилизацию растений. Но был и приятный сюрприз, по адресу Сатпаева, 32/2. Там было снесено одно дерево, а они нашли десять елей в отличном состоянии и эстетично озелененную территорию.

И всё же главный вопрос - куда делись акты передачи деревьев на баланс ЖКХ? Светлана Могилюк объясняет:

- По правилам благоустройства после трёх лет ухода деревья должны быть приняты актом приёма-передачи. Мы запросили акты. Нам не предоставили ни одного.

Она подчёркивает, что это нарушение правил содержания зелёных насаждений и нарушение закона об информации. В сухом остатке: если акта нет - нет и ответственного. А если нет ответственного, деревья «существуют» только до тех пор, пока за ними следит подрядчик. Дальше до них, по большому счету, никому нет дела.

- Мы много лет говорили, что одного года ухода недостаточно. Теперь, к счастью, заключают договоры на три года, и результат стал лучше. Но система контроля и компенсационных посадок не работает. ЖКХ должно спрашивать с тех, кто вырубает. Должно подавать в суд. Мы неоднократно задавали этот вопрос, но, видимо, теперь его должна задать прокуратура, - говорит Светлана Могилюк.

Именно туда общественники планируют направить обращение, если ЖКХ снова не даст ответа. И, судя по всему, надежды на оперативность нет. Ведь общественников не подпускают даже к дендроплану, на который при озеленении ссылается акимат Павлодара.

- Мы сейчас готовим повторный запрос, - добавляет эколог. Но и сама она признаёт: если акты не дали один раз, во второй, скорее всего, тоже будет тишина

История с деревьями оказалась куда шире, чем ботаника уровня школьной программы. Это вопрос контроля, ответственности, отчётности и того, что зелёный фонд города - не абстракция, а реальность, за которую кто-то должен отвечать. Так что впереди Павлодар ожидает ещё один этап зелёной истории - уже не о посадках, а, вероятно, с участием прокуратуры. И, возможно, именно после этого впервые прояснится, где же всё-таки растут те тысячи деревьев, которые ежегодно появляются в отчётах, но исчезают в реальности.

Архивные фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.