Зачем в Павлодаре обсуждают повышение тарифов во время моратория?

Станислав Манаков , Вчера, 19:28, Просмотров: 76

 

 

 

Когда в стране громко объявляют о моратории на повышение коммунальных тарифов, граждане обычно выдыхают с облегчением. «До конца первого квартала 2026 года тарифы заморожены!» - обещают на высшем уровне. Кажется, можно на время забыть о квитанциях, которые периодически преподносят павлодарцам новые сюрпризы. Но, как это бывает в жизни, между словами и делами есть разница. И вот уже в Павлодаре, где, казалось бы, тарифная жара должна была утихнуть, внезапно проходят публичные слушания по их повышению.

Напомним, по поручению Главы государства Правительство приняло меры по обеспечению макроэкономической стабильности и нивелированию последствий реформ. Премьер-министр провёл совещание с членами Кабмина, руководителями госорганов и организаций, где особое внимание было уделено упорядочению хода реализации экономических реформ в интересах граждан. По итогам совещания принято несколько решений. Одно из ключевых - приостановка повышения коммунальных тарифов для всех групп потребителей с 16 октября 2025 года до конца первого квартала 2026 года.

В пресс-релизе прямо сказано: рост тарифов будет сдержан за счёт оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий. При этом запланированные ремонтные работы и модернизация объектов ЖКХ должны быть завершены в установленные сроки.

Однако уже спустя сутки после этих громких заявлений на странице департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики по Павлодарской области появляется публикация. В ней сообщается, что в Павлодаре состоялись публичные слушания по рассмотрению проекта тарифа ТОО «Павлодарские тепловые сети». Казалось бы, формальность, плановое мероприятие. Но для жителей города это сообщение прозвучало как гром среди ясного неба: ведь мораторий только что объявлен?

Редакция @Obozrenie.kz направила официальный запрос в департамент. Ответ чиновников получился обстоятельным, со множеством ссылок на законы, регламенты и статьи. По их версии, поводов для беспокойства нет. Департамент действует строго в рамках закона: слушания проводятся не для утверждения новых тарифов, а в рамках рассмотрения заявок, находящихся на стадии обработки. Сами тарифы, уверяют в ведомстве, повышаться не будут, как минимум до конца первого квартала 2026 года. Простыми словами, нужно подготовить почву заранее, чтобы после окончания моратория не терять драгоценное время.

Тем не менее, список тех, кто решил заранее позаботиться о будущем повышении, впечатляет. В числе заявителей на утверждение тарифов сроком на пять и более лет:

- АО «Павлодарская распределительная электросетевая компания» - рост на 37%;

- ТОО «Павлодарские тепловые сети» - рост на 113%;

- АО «Павлодарэнерго» - рост на 118%;

- ТОО «Павлодар-Водоканал» - рост на 33% по подаче воды и 48% по водоотведению;

- АО «Алюминий Казахстана» - рост на 117,5%;

- ТОО «Павлодар-Водоканал Северный» - рост на 102,94%.

Пока это лишь цифры в заявке, а не одобрение от ДКРЕМ.

То есть, если говорить без чиновничьих формулировок, большинство коммунальных предприятий Павлодара готовятся удвоить тарифы. И всё это в момент, когда официально действует «заморозка».

В качестве причины пересмотра тарифов компании указывают стандартный набор: истечение срока действия прежнего тарифа, рост затрат на электроэнергию, повышение заработной платы, реализация инвестиционных программ и прочие расходы. Всё это выглядит логично на бумаге, но в реальности вызывает у населения закономерное раздражение: если всё время растёт и обновляется, почему коммунальные сети, трубы и теплотрассы всё ещё напоминают хронику из 90-х?

Особенно активно обсуждается заявка ТОО «Павлодарские тепловые сети», где предусмотрено объединение услуг по передаче, распределению и реализации тепловой энергии, а также закупка тепловой энергии у производителей. Заявка сопровождается инвестиционной программой, но конкретные выгоды для потребителей пока остаются туманными.

Не отстаёт и «Павлодар-Водоканал». Компания предложила повысить тариф на подачу воды по распределительным сетям на 33%, а на водоотведение - на 48%. Обоснование простое: возросла стоимость электроэнергии, вырос фонд оплаты труда, да и инвестиции требуют своего. 20 октября 2025 года по этим вопросам состоялось публичное слушание офлайн, с трансляцией через Zoom. Формально всё открыто, но по факту участие в подобных обсуждениях принимают не более 20-50 человек, что, похоже, не отражает интересов всего города.

По словам департамента, никакие решения пока не приняты, заявки будут рассматриваться до конца ноября. И даже если тарифы и будут утверждены, вступят они в силу не раньше окончания моратория, то есть после 31 марта 2026 года. Тем временем, Павлодарская область по состоянию на 1 октября занимает 7 место в стране по уровню тарифов на водоснабжение, 16 - по теплоснабжению и 9 - по электроснабжению. Казалось бы, не самые высокие показатели. Но если заявленные проценты роста воплотятся в жизнь, регион рискует резко подняться в этих рейтингах и вовсе не в хорошем смысле.

Интересно и то, что тарифные инициативы не ограничиваются Павлодаром. По соседству в Аксу уже рассматривается заявка КГП «Теплосервис Аксу» на утверждение нового тарифа на услуги по передаче и распределению тепловой энергии. Средний проектный тариф там составляет 14 227,62 тенге за гигакалорию - даже выше, чем в Павлодаре, где он пока на уровне 12 765,53 тенге. В Экибастузе же, по словам департамента, рост тарифов до конца года не планируется.

А на вопрос, как изменились тарифы по теплу в Павлодаре за последние три года, в департаменте ответили, что в 2023 году средний тариф на тепло для населения в Павлодаре составил 4 081,51 тенге за Гкал. По состоянию на сегодняшний день тариф составляет 5 994,87 тенге за Гкал, что соответствует росту на 47%.

Что касается самой процедуры, то публичные слушания проводятся по закону не позднее чем за 30 календарных дней до утверждения тарифа, а утверждённые решения публикуются на сайте ведомства в течение пяти рабочих дней. Изменять тариф монополисты могут не чаще одного раза в год, а госорган - не более двух. Всё строго, чётко, формально прозрачно. Но как обычно, реальный вопрос остаётся прежним: кто и как проверит обоснованность этих «ростов» на 113 или 118 процентов, если в их основе лежат внутренние сметы и инвестиционные программы, недоступные широкой публике?

На фоне этого складывается парадоксальная ситуация: тарифы заморожены, но слушания по их повышению идут полным ходом. Гражданам обещают стабильность, а монополисты уже планируют, на сколько вырастут их доходы после «разморозки». И хотя в ответах ведомства всё выглядит логично и законно, у людей остаётся чувство, что игра ведётся по старым правилам, когда мораторий звучит красиво, а итоговые цифры в платёжках всё равно растут. Похоже, павлодарцам стоит внимательно следить не только за показаниями счётчиков, но и за календарём: 31 марта 2026 года может стать не просто датой окончания моратория, а началом нового тарифного сезона. И тогда обещанная «заморозка» рискует обернуться весенним оттаиванием с весьма горячими квитанциями.

Иллюстративное фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.