В последние годы кинематограф в Павлодарской области переживает не лучшие времена. Популярностью пользуются короткие заказные ролики в социальных сетях, а мероприятия, связанные с профессиональным кино, сводятся к минимуму. Отсутствие финансирования и поддержки со стороны чиновников также играет свою роль, пока молодые кинематографисты и таланты, стремящиеся развивать искусство, сталкиваются с трудностями при реализации своих идей и проектов. Своим мнением, почему кинематограф региона постепенно приходит в упадок, поделились люди, связанные с кино.
Воспоминания о прошлом
Когда-то Павлодар примерил на себя роль полномасштабного кинофестиваля в лучших традициях, с приглашенными из-за границы актерами и красной ковровой дорожкой. Однако мероприятия такого уровня остались далеко в прошлом, и сейчас регион ограничивается лишь летними кинопоказами на набережной близ главной сцены «ErtisPromenade».
Вспоминая масштабный фестиваль корреспондент @Obozrenie.kz поговорили с одним из организаторов.
- Кинофестиваль прошёл в Дни города Павлодара в 2018 году, - вспоминает журналист, режиссёр-документалист Салауат Темирболатулы. - Идея организовать что-то подобное у меня витала давно, потому что сам, работая журналистом-практиком, снимал документальные фильмы. Конечно, были в команде профессионалы, потому что организовать кинофестиваль не так просто. В 2017 году мы с Людмилой Лебедевой, автором короткометражного фильма «Мангашлык», который снимался в Павлодаре, выехали в Болгарию, и на Софийском кинофестивале она завоевала Гран-при. Кинофестиваль прошёл, я ежегодно до этого его посещал, являюсь, скажем так, почётным членом жюри этого кинофестиваля. Нас принял посол Казахстана в Болгарии Темиртай Избастин, наш земляк из Баянаульского района, и он спросил: а почему вы в Павлодаре тоже что-то такое не организуете? Все-таки у нас родился Шакен Айманов! И это был тот самый необходимый толчок.
По возвращении мы начали активно продвигать тему кинофестиваля, которую поддержал заместитель акима области, предложив название фестиваля «Ertiscinema», различные креативные идеи, в том числе и статуэтку с «ErtisPromenade».
Одна из главных целей фестиваля - увековечить имя и отдать должное памяти Шакена Айманова. Еще одной целью был обмен опытом, налаживание коммуникаций и демонстрация самого киноискусства, чтобы у начинающих киношников была возможность прикоснуться к творениям своих коллег из разных стран, встретиться с профессионалами, известными людьми в кино.
- В итоге получили больше 200 фильмов из 20 стран, к примеру, из Франции, Испании, Италии, Ирана и Индии и, конечно, со всего бывшего Советского Союза. Были работы от казахстанских выпускников и студентов, для них это прекрасная возможность, площадка, чтобы представить свои экзаменационные, дипломные, скажем так, работы. Внимание было вызвано такое, которого мы сами не ожидали. Павлодарцам было настолько интересно, что на просмотрах не было свободных мест. Я думаю, что это дело нужно продолжать. Другое дело, будет ли какая-то помощь, финансирование, и, конечно, для этого все-таки нужно создавать оргкомитет, - рассказал собеседник.
Из известных гостей фестиваль посетили Ермек Турсынов (на тот момент глава Союза кинематографистов РК), Владимир Хотиненко, Сламбек Тауекел, Асхат Кучинчереков (кинорежиссеры - наши земляки), гениальные Сатыбалды Нурумбетов и Фархат Абдраимов (Фара) (обоих, к сожалению, уже нет в живых) и многие другие. Должен был приехать еще известный кинодеятель из Китая, профессор Wu Jiang (У Цзян), но у него не получилось из-за накладок по графику.
- Я думаю, что такие региональные кинофестивали должны существовать не только в центре, где есть киноиндустрия, но и в регионах. Должна быть площадка, где ребята, может, любители, которые только пробуют, имели возможность видеть, как развивается киноиндустрия, в каком направлении двигаться, получить советы, лично встретиться с мэтрами и сравнить, посмотреть, чем занимаются их сверстники. Мы планировали, что кинофестиваль будет проводиться раз в два года, но потом пандемия коронавируса связала нам руки, а дальше уже было тяжелее с финансированием, и как-то всё остановилось. Несколько раз обращались, но не нашли необходимой поддержки. Многие молодые авторы короткого кино, документальных фильмов спрашивали, писали: а будет ли новый кинофестиваль? Всем хотелось участвовать, ведь для молодых людей это очень важно - показывать себя, демонстрировать. Если ты снял достойную картину, то до того как она будет широко известна, нужно пройти фестивальный путь, - поделился мнением Салауат Темирболатулы.
Организаторы хотели сделать фестиваль визитной карточкой города, такой масштабный культурный проект, благодаря которому многие стали узнавать Павлодар. Впрочем, пока остается только вспоминать «Ертіс Cinema» и просматривать фотографии и видеоролики с фестиваля.
Не поможем, но подскажем
В конце прошло года регион посетил вице-министр культуры и информации Республики Казахстан, который поделился своим мнением о развитии кино в стране и способом, в каком направлении могут развиваться начинающие киношники.
- В регионе существует такое понятие, как государственный культурный заказ, он для деятелей культуры. В нём также есть свои приоритетные направления, на что акимат считает целесообразным в этом году или в трехлетку выделять денежные средства - это первый механизм. В республике тоже есть очень хороший механизм, говорил об этом на встрече с населением, и это можно воспринимать как призыв к действию. У нас есть центр поддержки национального кино, и мы достаточно существенным образом изменили сейчас подходы к работе комиссии этого центра. Впервые появилась возможность у начинающих киношников подавать свои заявки даже на уровне идеи, кино, или те, кто делает контент на уровне синопсиса, - рассказывал вице-министр культуры и информации РК Евгений Кочетов.
По его словам, заявку может подать людей человек, неважно, в какой точке страны он находится, какой опыт, умеет ли он снимать или просто начинающий сценарист, который прошел курсы от какого-либо эксперта.
- Вы подаёте свою заявку. Если она удовлетворяет требованиям комиссии - в комиссию входим не мы, министерство к этому отношения не имеет. Заявки рассматривают по разным категориям, и тогда можно рассчитывать на финансирование этих проектов. Есть тематические линии, можно посмотреть, по каким направлениям будут выделять денежные средства в следующем году, поэтому без проблем, если есть желание, всё это, собственно говоря, можно осуществлять. Честно говоря, это, может быть, звучит странно, я бы хотел все-таки предложить всем тем, кто хочет заняться съёмкой кино, поговорить с действующими продюсерами в Казахстане. Сейчас в неделю как минимум один, а то и два-три казахстанских фильма выходят в прокат. Казахстанского кино сейчас снимается так много, и существует такой спрос на хороших, качественных сценаристов, на идеи по этим фильмам. Мы регулярно общаемся с продюсерами, которые просто нуждаются в идеях, нуждаются в ребятах и готовы профинансировать это. Сейчас эпоха соцсетей, и совершенно не обязательно находиться рядом с ними в Алматы. Возможностей на самом деле море и без участия государства, как говорится, «up to you», главное, чтобы было желание двигаться в этом направлении, - поделился мнением Евгений Кочетов.
Трудности в искусстве
Своим мнением о развитии кинематографа и ситуации с развитием киноиндустрии в Павлодарской области поделился местный режиссёр.
Дастан Искаков занимается кино с 2016 года, более восьми лет. Больше увлекается короткометражными фильмами, за это время успел выпустить восемь фильмов. Снимают в основном с друзьями, впрочем, команда почти всегда меняется. В съемках участвует минимальное количество актеров, ведь вся деятельность строится на бюджете «из своих карманов» - вкладывают то, что зарабатывают на основной работе. С реквизитом и локациями в большинстве случаев помогали частные организации.
- Однажды, в 2022-2023 году, мы приглашали опытного актёра из Алматы, помогала моя знакомая, она выступала в качестве продюсера фильма. Были инвестиции со стороны, поэтому мы смогли пригласить актёра. Остальные расходы, такси, перевозка оборудования и так далее шло из собственного кармана, - вспоминает Дастан.
Режиссер признает, что, живя в Павлодаре, можно обратиться к алматинским студиям и продюсерам. Им можно написать или позвонить, и если есть сценарий, можно его подать на рассмотрение. Сложность в том, что подать его нужно в переводе на три языка и в нескольких экземплярах.
- На тот момент, когда обращался, ещё запала было больше, было желание пробовать. Для перевода сценария нужен квалифицированный переводчик. Примерно 160 страниц, как минимум, нужно распечатывать, подшивать и отправлять. Я не люблю бюрократию, слишком много проволочек. Пока ты дойдёшь до цели, просто перегораешь. Есть Фонд казахстанского кино, если не ошибаюсь, в Алматы. Там дважды в год, либо раз в год проводят питчинги (устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов. - Прим.авт.). Я общаюсь с парой опытных человек, которые близки к теме кино из Алматы, там тоже все сложно. Не просто прийти и защитить проект, есть определённые тематики и аудитория. Защищают очень много проектов, и чтобы, опять же, участвовать в них, нужно присутствовать на месте, онлайн ты никак не будешь защищён, - объяснил Дастан.
Что касается обращений к областным чиновникам, то обращался к ним лишь раз, когда хотели показать на центральной набережной свой фильм.
- Помню, пришёл в управление, вроде там сидел специалист, с ней консультировался в плане, что нужно сделать, чтобы показать фильм. В фильме не должно было быть матерных слов и пропаганды наркотиков, а у нас сюжет был связан с наркоторговлей. Возможно, это было какое-то недопонимание. Как-то раз нам помогли полицейские, когда мы снимали «В активном поиске», вторую нашу работу. Тогда нам требовалась помощь в перекрытии парка Гагарина, хотели снять сцену с автомобилями. Отправляли им письмо, и нас поддержали, предоставили две машины, которые временно перекрыли участок, - рассказал об опыте режиссер.
На вопрос корреспондента, как оценивает уровень, на котором находится развитие кино в нашей области, Дастан Искаков ответил:
- Уровень развития павлодарского кино я бы честно оценил, наверное, низко, потому что ситуация не улучшается. У нас нет той самой культуры кино, которая есть в Алматы. Даже если ты напишешь, например, сценарий полнометражного фильма, он будет интересный и с хорошо прописанными персонажами, пойдёшь к инвестору, но вероятность того, что тебе одобрят, будет 60 на 40, и 60 здесь - это «нет». Это не пессимизм, это скорее реализм. Для съемок нужно минимум 5 миллионов тенге, без каких-то крутых спецэффектов и прочего, а инвесторы в основном смотрят на имя режиссёра, на известность актерского состава и окупаемость фильмов.
Архивное фото: Станислав Манаков
Комментариев:0