С мэтром российского кино, всемирно известным режиссером и актером, народным артистом РФ Владимиром Ивановичем Хотиненко мы встретились на недавно прошедшем в нашем городе Первом международном кинофестивале короткометражного игрового кино и документальных фильмов. Мастер поделился своими впечатлениями о кинофоруме, творческих союзах, рассказал о личном опыте и новых тенденциях в российском кинематографе.
О первом международном кинофестивале короткометражного игрового кино и документальных фильмов «ErtisCinema»:
- На кинофестивале получилась очень достойная программа, а это главное достоинство. Первый блин не комом, и это замечательно. Дальше фестиваль, как дерево, должен вырасти. Не может быть, чтобы сразу он дорос до Каннского. И не нужно. Фестиваль - дело хлопотное. Дальше нужно искать идеи, чтобы он выделялся среди других. Я думаю, это вполне возможно. По сути, Первый международный кинофестиваль короткометражного кино - это стартовая площадка. Теперь нужно собрать постоянную команду и дальше идти по своему направлению. Кино - это вообще дело молодое, и нужно прощать какие-то шероховатости, легко к этому относиться. Ни в коем случае не стоит превращать фестиваль во что-то пафосное. Сейчас посеяно зернышко.
О плюсах совместной работы супругов:
- Моя жена - хорошо подготовленный человек. Она прекрасно знает историю кино, хорошо чувствует и понимает кино. Сейчас она выполняет роль редактора моих фильмов. Тем более что она напрямую может сказать мне такие вещи, которые другой человек мог бы застесняться и промолчать. В нашем случае такая работа чрезвычайно плодотворна. Лучше для себя варианта я не могу и представить. У нас как таковой институт редакторства исчез, а мне повезло, у меня есть свой толковый редактор.
О киноклассике и моде:
- Нет конкретного ответа - выбрать классику или следовать моде. Хорошая классика всегда современна. Отдельное искусство - делать классику современной, пользоваться этим, а не выворачивать ее наизнанку, находить стиль. Это даже больше вопрос режиссера, художника, который берется за определенный материал. И однозначного ответа здесь точно не существует. В конце концов, когда-то и современное кино становится классикой. Картина «Зеркало» Тарковского - классика, но вообще это современное кино.
О личном стиле и опыте других:
- Если вот так озадачиваться выбором своего стиля, то вообще ничего не получится. Нужно уметь себя слушать и понимать. Ты можешь захотеть быть, как Бетховен. Но вполне возможно, что у тебя нет этих способностей. Но ты можешь сделать что-то на уровне Шуберта. Поэтому нужно учиться слушать и слышать свою природу.
Продуктивный тандем
К нашему разговору подключается Татьяна Яковлева, супруга Владимира Хотиненко. Тот самый личный толковый редактор. Причем на вполне законных основаниях - Татьяна по образованию киновед, закончила ВГИК, а с 1989 года преподает там. Владимир Иванович - профессор этого же вуза. Общаться на работе им не приходится: расписание не совпадает, с улыбкой говорят супруги. Встретились Володя с Татьяной на кинофестивале в Анапе. Тогда Хотиненко представлял свой фильм «Мусульманин». Сейчас Хотиненко и Яковлева - это продуктивный тандем. Их совместная работа несет только пользу. Минусов постоянного тесного контакта и дома, и в работе Татьяна Яковлева не видит.
- Режиссер должен быть нарушителем. Ему нужно, чтобы кто-то вовлекал его в дискуссию. Художник должен существовать в диалоге. Обязательно должен быть тот, кто будет чем-то не согласен. Это не значит, что Владимир Иванович меня всегда слушает. Я уже на протяжении десяти лет редактор его фильмов. Любой художник обладает чувством самодостаточности, свободы и независимости. Он не поддается на какие-то просьбы и указания. Но это как раз будоражит его воображение, заставляет задуматься, может, в чем-то усомниться и искать другое решение. Очень важно увидеть свою работу со стороны. А я как раз та сторона. Бывает и такое, что Владимир Иванович сразу не соглашается со мной, даже бывает в ярости, а на утро уже может согласиться или придумать другое решение. Я думаю, что мы нашли нужную формулу.
Комментариев:0