Расскажем и покажем южные города глазами павлодарцев.
Это уже не первая семейная поездка на юг: ровно год назад в конце октября – начале ноября автор этих слов уже посещал Шымкент и Туркестан со своими домочадцами. Время поездки также выбрано не случайно – школьные каникулы. Раз уж случилась повторная поездка, понятно, что юг павлодарцам полюбился.
Сам «руководитель экспедиции» влюбился в южный мегаполис гораздо раньше, тогда Шымкент еще не был городом республиканского значения и собственно южным мегаполисом еще не звался. Было это в далеком 2002 году, в августе. Первое, что врезается в память – так это жара 47 градусов. Опишу свои ощущения так: сибирякам хорошо знаком колкий запах мороза, так вот при 47 градусах жары в носу тоже колет, а точнее, жжет. Но главное не это. Шестнадцатилетнему юноше запали в душу тепло сердец южан, их гостепреимность, открытость.
И вот спустя более 20 лет я пытаюсь приобщить своих родных к прелестям субтропиков. Отправились в путь мы на поезде, благо между Павлодаром и Туркестаном ежедневно курсирует состав. Ехать около 36 часов – через Астану, Караганду и Тараз. В пункт назначения поезд прибывает в 9 утра. В прошлом году светило яркое солнце, воздух для северных гостей был заботливо прогрет до ошеломительных +25. На этот раз встретил нас Шымкент не по-южному дождливой и прохладной погодой (видимо, снова решил удивить). Несмотря на хмурую погоду и усталость с дороги, быстренько позавтракав в местном кафе, мы отправились открывать для себя шымкентский зоопарк, который был обделен вниманием в прошлый раз.
Расположен он на другом конце города, рядом другая достопримечательность города – дендропарк, но о нем позже. Шымкентский зоопарк впечатляет своими размерами – он просто огромен, показалось, что он больше алматинского. Животные хорошо себя чувствуют, по крайней мере внешний вид их говорит в пользу этой версии: все упитанные, шерсть блестит, и звериный нрав сохранился – львиный рык слышен отовсюду. По дорожкам проезжают мотороллеры, на которых татешки развозят еду для братьев наших меньших. В кузове и солидные куски мяса, и здоровенные рыбины – похоже, что шымкентским животным жаловаться не на что. На территории зоопарка расположен пруд, через который живописно прокинули мостик, здесь можно и пофотографироваться, и покормить уток, гусей и даже лебедей – вся это веселая компания быстренько собирается, если видит поднимающихся на мост людей.
Сразу отметим, что вообще с едой в южном мегаполисе все в порядке. Этот город давно славится своей кухней, здесь все вкусно и доступно. Даже в придорожной забегаловке вас накормят – будь здоров. А какой тут шашлык! Стоит он в среднем 600-700 тенге за палку (!!!). Отдельных эпитетов заслуживают лепешки – тандыр-нан, самса. Повсеместно тут пьют коже. Предлагают и кымыран. Объясняю для северного человека: кымыран – это шубат, то есть кислое верблюжье молоко. Его еще называют «ағарған» (белый), туркмены зовут его «чал», что тоже самое. Этот белый, как известка, напиток прекрасно утоляет жажду и питает тело. О его целебных свойствах знают многие. Его жирность гораздо выше кумыса – до восьми процентов.
В Шымкенте множество парков, самый большой из них – парк имени Абая. Его площадь 52 гектара. На его территории также расположен обелиск Славы с именами всех уроженцев южной области, призванных в ряды Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, памятник воинам-афганцам. Для любителей военной техники здесь выставлены модели танков Т-62, БТР-70, пушек ЗИС-3 и прочего вооружения. Над парком возвышается памятник советскому истребителю МиГ-21.
Не менее знаменит шымкентский дендропарк. Всего за символических 30 тенге вы погружаетесь в густые заросли растений со всего света. Парк был основан в 1979 году, и с тех пор там ведутся научно-исследовательская деятельность и работа, направленная на сохранение богатств окружающей среды. Здесь можно лицезреть великое множество самых разнообразных представителей флоры, увидеть павлинов, белок, пятнистых оленей. В центре дендрария находится живописное озеро со станцией катамаранов, а в его водах обитают толстолобики из семейства карповых. Площадь парка огромна, поэтому здесь есть прокат велосипедов, для которых даже предусмотрена специальная дорожка. Свои деревья посадили лидеры разных стран. Есть тут, например, растения, высаженные Динмухамедом Кунаевым, Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым, которые уже вымахали с пятиэтажный дом.
Еще одна шымкентская изюминка – это сервис. Гостепреимность в крови у казахов, но здесь убеждаешься, что лучше всего она сохранилась на юге. Бывали мы в и забегаловках, и в фешенебельных торговых центрах Шымкента – всюду остались довольны обслуживанием. К примеру, в детских развлекательных центрах «Mega Planet» и «Shymkent Plaza» за 3000 тенге ваш ребенок получит всю гамму развлечений, каждый час на арену выходят аниматоры с увеселительной программой, которая постоянно меняется: перед детьми предстают Бэтмен, Спанчбоб и другие герои мультфильмов.
Далее мы проследовали традиционным маршрутом посещения святых мест. До Туркестана доехать легко – на автовокзале «Самал» вы найдете транспорт для себя и по своему карману.
Кстати, о транспорте. В Шымкенте просто прекрасно ходят городские автобусы, на остановке долго скучать не приходится, буквально пять-семь минут, и вы увидите на горизонте нужный автобус.
Вернемся к поездке в Туркестан. Ехать до духовной столицы примерно час-полтора. Если раньше люди ездили в Туркестан исключительно чтобы посетить мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави – кроме него, по сути, в городе ничего не было, то сейчас уже с восточного въезда перед вами открываются красоты современного города.
Вдоль трассы, которая плавно переход в улицу имени Бекзата Саттарханова, несколько лет назад вырос зеленый, сверкающий новизной Туркестан. Жемчужина города – волшебный «Karavansaray». Попадая в его сети, попадаешь в восточную сказку. Здесь гости и жители нашей страны смогут ближе познакомиться с историей Туркестана, выдающимися историческими личностями, национальными видами спорта и ремесел.
Комплекс «Karavansaray Turkistan» расположен в десяти минутах от главной достопримечательности Туркестана – мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Торговый и семейно-развлекательный центры способны принять до 300 тысяч посетителей в год. Имеется уникальный панорамный аттракцион «Летающий театр» с эффектами дополненной реальности, который унесет вас в невероятный полет вместе с мифической птицей Самрук и погрузит в историю от Великого Шелкового пути до современного Казахстана. Волшебный парад лодок расскажет о романтической истории казахской поэтической народной легенды «Кыз-Жибек и Толеген» в виде театрального представления, плывущего по каналу, а грандиозным финалом станет шоу фантастических фонтанов – Симфония Судьбы Казахстана.
По искусственному каналу можно проплыть на гондоле, ощущая себя в восточной Венеции, и если в прошлом году мы смогли это сделать, в этом году в связи с холодной погодой сезон был закрыт. Поэтому туристам рекомендуется посещать этот комплекс в теплое время года. В центральной части комплекса расположено искусственное озеро с «останками» затонувшего ковчега Ноя, где по вечерам разворачиваются театрализованные представления.
Около мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави полным ходом идут археологические раскопки. Вокруг памятника ЮНЕСКО расположены другие, не менее значительные постройки: древние бани, подземные мечети, по улицам древного города можно прогуляться и приобрести сувениры для близких.
К слову, одну из достопримечательностей города посетить все же не удалось, так как женская половина нашей семьи прохладно отнеслась к походу на футбол. Хотя игра миллионов – неотъемлемая часть путешествий для меня (прозванный мною «футбольный туризм»). Речь идет о «Туркестан-Арене». Это первый за долгие годы полноценный современный стадион, возведенный за годы независимости. Вмещает он 7000 зрителей, открыт в 2020 году. В день посещения Туркестана прошел матч казахстанской Премьер-лиги между местным «Тураном» и кызылординским «Кайсаром», а за день до этого в Шымкенте на стадионе имени Кажымукана Мунайтпасова местный «Ордабасы» неожиданно уступил астанинскому «Женису». К счастью, этот матч прошел в моем присутствии.
Вернувшись в Шымкент, мы задумали совершить вояж в столицу Узбекистана. Ташкент отделяет всего около ста километров. Чтобы посетить сопредельное государство, нужен загранпаспорт, который в прошлом году был банально забыт. Однако без детских бирюзовых книжиц в Узбекистан бы мы все равно не попали. Поэтому оные были заблаговременно заказаны и получены в срок. Добираются путники из Шымкента обычно до села Жибек жолы (бывшая Черняевка), такси берут с остановки «Колос», что в Шымкенте.
Тенге лучше сразу обменять в одном из многочисленных приграничных обменников, так как в Ташкенте с этим проблемы: во-первых, их тяжело найти, во-вторых курс будет уже не в вашу пользу. В Жибек жолы курс – один тенге к 26 узбекским сумам. Вот где вы ощутите себя толстосумом. Однако по прибытии в Ташкент это ощущение быстро выветривается – вопреки стереотипам в столице Узбекистана цены отнюдь не дешевые. Ехал я с некоторой долей тревоги: Узбекистан, конечно, страна братская, но все же уже не Казахстан – ответственность «предводителя» перед остальными «членами концессии» никто не отменял.
К счастью, братья-узбеки встретили по-братски. Несмотря на внешнюю хмурость жители Ташкенте оказались на редкость отзывчивыми и высококультурными людьми. Впечатлили и узбекские люди в погонах – сплошь рослые, подтянутые и гордые. Интересная деталь: ташкентские водители без лишнего галдежа и нажатия на сигнал останавливаются везде, где двуногий пытается перейти дорогу. Завидев ребенка, заходящего в автобус или метро, седые старцы подскакивают со своих мест и отдают его малышам – это очень подкупает.
Отдельный разговор о метро в «хлебном городе». Ташкентский метрополитен очень крут, он бурлит, он кипит – прямо как в фильмах о Москве или Нью-Йорке. Братья-узбеки успели построить его еще в советские годы, в 1977 году. Метрополитен развивается и поныне, он имеет уже четыре ветки, 50 станций. Его общая протяженность свыше 70 километров – третье место в бывшем СССР после Москвы и Санкт-Петербурга. На метро можно доехать практически до всех достопримечательностей города, надо уметь им пользоваться. Вход 2000 сумов (80 тенге). Как уже говорилось выше, метро состоит из 50 станций, четыре из которых – двойные, то есть пересадочные, где пересекаются две линии. К примеру, сев на Юнусабадской линии и доехав до станции «Юнус Раджабий», можно пересесть на другой состав, следующий по Чиланзарской линии.
Этим способом мы доехали до знаменитого рынка «Чорсу» – одного из крупнейших в Средней Азии. Станция метро так и называется. Здесь просто рай для Саши Пряникова с его «Мировым рынком», странно, что он еще здесь не был. Всевозможные сувениры – кстати, очень высокого качества, – одежда, утварь, а также целый обжорный ряд. Тут и казахи, и нидерландцы, и россияне сходят с ума с ханум Маъмур опы. Честно говоря, я не испытал такого восторга от поедания ханум, как мои спутники. Мои взоры были устремлены на шашлык – шымкентский мне понравился больше.
Здесь-то наша пачка сумов и уменьшилась вдвое, по причине чего пришлось искать ночлег поскромнее. Мы непредусмотрительно не настроили роуминг, отчего в чужой стране оказались без связи. Но чужим Узбекистан был лишь юридически. Мы быстренько наладили общий язык, благо, я с детства владею некоторыми узбекскими фразами, да и по-казахски тут тоже можно довольно сносно объясняться, все-таки оба языка тюркские. Уж в крайнем случае, тут все владеют русским. Таким образом, нам помогли в поисках жилья, которое оказалось довольно далеко – на юго-западной окраине Ташкента.
Переночевав, мы добрались на автобусе до станции метро «Чиланзар» и принялась штурмовать станцию с таким родным названием «Кипчак». К слову, это племя считаетя одними из главных основоположников казахской, татарской, башкирской, крымскотатарской и других близкородственных народностей. Казахский язык – диалект кипчаков, которые в русских летописях фигурируют как половцы. Потомки этого славного племени живут на просторах Евразии от Балкан до Байкала и поныне. Вы, наверное, уже догадались, что автор этих строк – представитель этого разделенного временем племени. Примечательно, что до этой станции ветка метро пролегает надземным способом, ее завершили только в 2024 году. По сути, на этом участке метро представляет собой легкорельсовый транспорт, который пытаются воздвигнуть в Астане. Станцию «Кипчак» открыли лишь в марте этого года, стоит она на проспекте Кипчак.
Если опускать иные подробности, то недолгое посещение Ташкента на этом завершилась. Вернувшись в Шымкент, мы отправились в Алматы – южную столицу Казахстана. Главное событие в южной столице на тот момент – матч КПЛ «Кайрат» – «Ордабасы». На него мы успели и, как оказалось, не зря. Алматинцы, вырвав победу на последних минутах, смогли набрать три очка, что в итоге дало им возможность стать чемпионами страны. Об Алматы сказано немало, повторяться смысла нет. Хочется лишь только повторить эту поездку...
Фото автора
Комментариев:0