Топливный ажиотаж произошел в Павлодарской области. Об этом жители региона рассказывают в социальных сетях. Помимо горючего по традиционным талонам на заправках стали требовать подтверждения гражданства Республики Казахстан, передает @Obozrenie.kz.
- Сейчас заправился на КазМунайГазе, спрашивают: машина российская или не российская, гражданин ли я Казахстана, даже номер прав забивали. Сказали, что можно брать только 100 литров в сутки по 230 тенге, потом будет по 450 тенге, - говорит житель Павлодара Григорий.
Ситуацию на пресс-конференции прояснил министр энергетики РК Болат Акчулаков.
Чтобы не допустить перетоков и сокращения объемов потребления более дешевого казахстанского дизельного топлива транзитными автомобилями, министерство совместно с АЗРК 22 августа приняло приказ, в соответствии с которым предельная цена на дизельное топливо составляет 450 тенге. Но это касается не всех. При предъявлении водительских прав и техпаспорта казахстанского образца водитель имеет право заправиться по 230-260 тенге за литр, в зависимости от региона.
- Причём для физических лиц и частных автомобилей лимит по такой цене составляет 100 литров в день, для грузового транспорта - 300 литров в день, - подчеркнул Болат Акчулаков.
Также министр отметил, что госорганы сейчас прорабатывают технические решения, то есть создание модуля для верификации. Планируется, что это позволит предотвратить хищение топлива на местах. Модуль планируют запустить в сентябре для всех сетей АЗС.
Конкретные данные по ситуации с топливом озвучили на этой неделе павлодарские чиновники.
- Наш ПНХЗ раньше покупал нефть, сейчас ее перерабатывает. Ситуация в корне изменилась, и очень давно, - сообщил Олег Крук, первый заместитель акима Павлодарской области.
Работают по такому принципу: нефть на завод поступает от давальцев - это физические и юридические лица, которые отдают свою нефть на переработку заводу. Затем давальцы реализуют переработанный продукт до АЗС.
В этом году завод планирует переработать 5,4 миллиона тонн нефти с выпуском товарной продукции: 1,5 миллиона тонн бензина, 1,7 миллиона тонн дизельного топлива, остальное - это сниженный газ, авиатопливо, битум, нефтяной кокс.
- За семь месяцев переработали 2,9 миллиона тонн продукции, выпустили бензина на 856 тысяч тонн, дизеля 974 тысяч тонн. На август у нас задача ежедневно отпускать по шесть тысяч тон бензина и по шесть тысяч тонн дизеля. Мы работаем в рамках тарифа 23400 тенге, в нём заложена вся наша работа, - сообщил Куаныш Бишимов, генеральный директор ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» - председатель правления.
Всего в регионе десять давальцев. Основные компании, которые отдают нефть на переработку, это АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «PETROSUN», ТОО «KAZAKHSTAN PETROLEUM OPERATING CO», Нефтяная компания «КОР».
Ежемесячная потребность для населения области по дизелю- 9-10 тысяч тонн, ежедневно - 300 тонн. По бензину в месяц - семь тысяч тонн, ежедневно - 230 тонн. Всего в области 147 АЗС, самые крупные розничные сети: «Гелиос» - 21, «Пегас» -15, «Монолит» - 14, «Qazaq Oil» - 14, «Petrol» - 11, «Газпромнефть» - 3.
К примеру, «Qazaq Oil» получает топливо от «КазМунайГаз», остальные в основном от «PETROSUN». По состоянии на 24 августа на АЗС области было 1295 тонн дизеля, 92-93 (так пишут по нормативам) - 564 тонны, по хранилищам общий объём хранения 125-130 тысяч тонн.
- Мы не имеем права регулировать отношения между давальцами и АЗС. Государство не может влиять на давальцев, ставится вопрос, чтобы зайти на полное регулирование. Если мы, грубо говоря, регулируем конечную цену, а тут давальцы по какой-то причине не могут найти общий язык, нужно начать уже государственное регулирование, - прокомментировал ситуацию на рынке Олег Крук.
По его словам, Комитет государственных доходов уверяет, что в среднем увеличился экспорт печного топлива за границу, в разы - нефтепродуктов, но не бензина и дизтоплива, а прочее обеднённого дизтоплива.
- Машинами вывоз ГСМ запрещен уже давно. Сейчас КГД выставляются посты, чтобы вскрывать пломбы и проверять, какое топливо уходит за границу, и прорабатывается вопрос запрета на вывоз за границу, - говорит заместитель акима области.
Еще одна проблема, которую поднял на пресс-конференции чиновник - оперативный учет ГСМ.
- Он налажен лишь на АЗС, то есть они замеряют количество ГСМ в баках и ёмкостях, а вот наши нефтехранилища до сих пор не обеспечены этим оборудованием. КГД ставит вопрос о том, чтобы на законодательном уровне обязать это сделать, чтобы отслеживать удаленно количество топлива, - объяснил замакима.
Что касается нестабильной цены, то заместитель главы региона привел конкретный пример:
- Говорят о продаже якобы и по 370, и по 470 тенге. Но это слухи, вот бумагу вечером, по-моему, «Павлодарэнерго» по 370 показывало, естественно они обращаются в ДКРЕМ, и он предпринимает определенные шаги. У них, согласно регламенту, вплоть до отзыва лицензии, здесь мы будем вести определённую бескомпромиссную борьбу.
Чиновник подчеркнул, что для разбирательства необходимо документальное подтверждение.
- Сейчас в баках есть 24 тысячи тонн топлива, но у нас нет стратегического запаса, поэтому мы себя не обольщаем. Завод работает, топливо есть. Наша задача - чтобы те отношения, которые были между мелкими АЗС и крупными оптовиками, восстановились. Мы так думаем, что дизтопливо уходит за границу, в Россию, ни для кого не секрет, что дизель там в два раза дороже, но это опять же предположение, - рассказал Олег Крук.
Не обошлось и без незаконных попыток вывоза горючего. Департамент экономических расследований выявил два факта, одна компания пыталась вывезти под видом присадок десять вагонов в Узбекистан и Таджикистан.
- В ходе проверки вагонов выявили, что там находится бензин, возбудили два уголовных дела, ведется следствие, отобраны образцы для анализа, - сообщил Арман Жунусов, руководитель департамента экономических расследований по Павлодарской области.
Фото: Станислав Манаков
Комментариев:0