Фото: Станислав Манаков
В разгар рабочего дня 25 ноября автобусы автопарка №1 не вышли на линию. В акимате заверяют, что водители не предупреждали о забастовке, и каких-либо жалоб от них не поступало. Хотя о том, что транспортники недовольны условиями труда, было известно еще в начале года.
В последнее время в Павлодаре участились случаи бойкотирования. Не раз монополист отказывался вывозить мусор, требуя пересмотра тарифа. Обратить внимание на себя пытался и Павлодарский автокомбинат, отказываясь возить льготников. И в том, и в другом случае бастующие утверждали, что акимат к их проблемам относится по остаточному принципу и прислушиваться к их мнению не желает.
В очередной раз жертвой недоговоренности транспортников и чиновников стали павлодарцы на этой неделе. На этот раз забастовку устроил автопарк №1, который находится в ведомстве акимата. В обед 25 ноября 25 водителей городских маршрутов №10, 21, 22 самовольно снялись с рейса. Вечером этого дня на предприятие выехал аким города Ержан Иманслям. Прокомментировать ситуацию журналистам вышел исполняющий обязанности руководителя отдела ЖКХ Игорь Рыбас.
- Без объявления причин водители первого автопарка ушли с маршрута и выдвинули свои требования руководству парка о снижении арендной платы. Хотя ранее арендная плата была сокращена почти в два раза. Вечером аким города выехал и поговорил с бастующими. Они договорились, что водители оформят свои требования письменно, передадут в акимат, и мы уже будем рассматривать вопрос, – рассказал чиновник.
Рыбас также сообщил, что ранее никаких писем с требованиями акимат не получал и вообще не был в курсе, что водители и кондукторы сетуют на условия работы. Кроме этого выяснилось, что местные власти урезали почти в два раза размер компенсаций за проезд льготников, аргументируя этот поступок снижением пассажиропотока из-за пандемии и локдауна выходного дня.
Просьба чиновников в очередной раз изложить требования водителей и кондукторов звучит как минимум странно – при условии, что с начала этого года председатель ассоциации «Павлодарский областной союз транспортников» Василий Рудаков не раз по пунктам озвучивал жалобы перевозчиков, и информация об этом часто мелькала в СМИ. То, что субсидирование льготников – больной вопрос для павлодарских перевозчиков, Рудаков говорил на самой первой встрече только пришедшего на пост акима области Абылкаира Скакова с жителями, повторял об этом на совете по защите прав предпринимателей на базе «Атамекен».
Рассказывать об этом чиновникам снова и снова у ассоциации в этом году было множество поводов. Один из них – публичная встреча бывшего акима города Кайрата Нукенова. Ее причиной тоже стал скандал, связанный с увеличением интервала для автобусов малого класса. В общем, градоначальники сменялись, а проблема с мертвой точки не сдвигалась.
Напомним, что местные транспортники возят 17 льготных категорий, за семь из них акимат компенсирует проезд, остальные согласно договору оплачивают автобусные и таксопарки. Кстати, в акимате не скрывают, что гордятся этой цифрой, ведь наша область единственная в Казахстане, которая может себе это позволить.
Или все-таки не может? В этом году власти оценили затраты перевозчиков в 343 миллиона. Но и, как выяснилось, урезали в два раза. Ассоциация «Павлодарский союз транспортников» настаивает, что этой суммы недостаточно – цифру нужно увеличить вдвое. Перевозчики даже самостоятельно попытались посчитать, сколько людей они перевозят в день по льготным билетам. Правда, их исследование юридической силы не имеет, потому акимат учитывать его результат не собирается. Но и своих подсчетов вести, кажется, не намерен. В последний раз пассажиропоток изучали в 2015 году, и то не подсчитывали количество пассажиров по каждой категории.
В ЖКХ говорят, что цифры для субсидирования берут не с потолка, что есть конкретная схема подсчета. Правда, что это за схема и на каком основании используется, ответить затрудняются. Корпорация для граждан ежегодно присылает в отдел пассажирского транспорта точное количество пенсионеров, детей до 18 лет, инвалидов второй группы, многодетных матерей и льготников, проживающих в городе. Например, пенсионеров почти 60 тысяч человек. Чиновники берут половину от общего количества и на каждого рассчитывают по 16 поездок в месяц. Думаю, о том, что такая формула возмущает перевозчиков, говорить излишне. Почти весь год транспортники пытаются добиться честного подсчета.
Вопрос дорогой аренды тоже поднимался в этом году, но публично выносился только из Павлодарского автокомбината. Но так как парк в ведомстве частного лица, решение этой проблемы легло на плечи директора фирмы, и как он прокомментировал – удалось договориться с арендаторами автобусов. Чем закончится пикет водителей транспорта, за который платят кредит из казны, – неизвестно. Но справедливости ради нужно сказать, что хоть транспортники и оказались в незавидном положении из-за пандемии, они нарушили договорные обязательства с акиматом города. В конце концов показали, что социальная ответственность – не их конек.
Кроме этого, перевозчикам можно припомнить, как кондукторы демонстративно игнорируют электронное билетирование. Несмотря на то, что у них есть все для того, чтобы продать билет посредством банковской карты, кондукторы автопарка №1 отказываются это делать без объяснения мотивов. Ранее бывший начальник отдела пассажирских перевозок Марат Асылбеков сообщал нашему еженедельнику, что только электронное билетирование сможет навести порядок в системе пассажирских перевозок, в частности, отслеживать количество льготных категорий. Пусть не в первый и не второй год его внедрения, но чем раньше оно войдет в привычный образ жизни, тем лучше.
Комментариев:0