Фото из архива «ОН»
Кроме десяти бесплатных соток под индивидуальное жилищное строительство каждый гражданин вправе рассчитывать на землю дачного и сельскохозяйственного назначения. Об этом на специальном семинаре в Павлодаре рассказал член республиканской специальной мониторинговой группы Агентства по делам госслужбы. Бакытжан Базарбек заявил, что цель встречи - решить спорные вопросы на месте.
По данным областного департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, 70% поступающих жалоб касаются земельных вопросов. Людей возмущает волокита в действиях чиновников, а порой отсутствие элементарной профессиональной консультации.
Чтобы рассказать жителям города об их правах, а также напомнить чиновникам об обязанностях, в десяти регионах прошли разъяснительные семинары. Обратиться с вопросом мог любой желающий. В зале также были представители нацбюро.
- Если в действиях чиновников выявится нарушение, то госслужащий будет привлечен к юридической ответственности. В Атырау по результатам семинаров выяснилось, что 229 человек незаконно исключены из очереди на получение земли.
Как ускорить очередь на получение бесплатных десяти соток под ИЖС - этот вопрос самый распространенный в регионах. Интересует казахстанцев и процедура выкупа сельхозугодий. Многие, оказывается, не знают, что на некоторые нормы введен временный мораторий.
***
А на сайте zakon.kz эксперт в области земельного и экологического права Бакытжан Базарбек привел несколько рекомендаций, как ускорить получение бесплатных десяти соток под ИЖС.
Во-первых, необходимо ввести минимальный ценз проживания в конкретном населенном пункте для получения земли.
Указанные условия не предусмотрены ни в Земельном кодексе, ни в Правилах предоставления земельных участков под ИЖС. В результате человек может подать заявление в акимат населенного пункта, где он никогда не жил, не живет, и не будет жить. Земля ему нужна для дальнейшей перепродажи, строительство жилья не входит в его планы. Практически более 50% получивших заветные 10 соток их продают. Как они это делают, если, согласно Правилам, право частной собственности на землю предоставляется после ввода в эксплуатацию индивидуального домостроения? Однозначно, тут нужно параллельно ломать коррупционную схему в акиматах, которые вместе с НПЦзем шлепают госакты на частную собственность без постройки дома. Если мы введем ценз проживания, к примеру, пять лет, и если он по прописке либо справке из адресного регистра подтвердит, что выдержал ценз, то будем уверены, что выдаем участок человеку, который близок с этой местностью, проживал в ней. Кстати, этот критерий отсеивает почти половину желающих на халяву получить землю, не проживая там и не планируя проживание в этой местности.
Во-вторых, нужна четкая градация всех желающих получить земельный участок на “особо нуждающихся” и “не нуждающихся”.
Если у тебя муж уже получил землю, и ты не разведена, если твой сын получил землю и ты - его отец или мать, живешь в одном доме с сыном, относишься ли ты к категории “особо нуждающихся”? Я лично думаю, что нет. А знаете ли вы, что в очереди на 10 соток стоят министры, депутаты Мажилиса, сенаторы, нефтяники, бизнесмены, крупные предприниматели, представители шоу-бизнеса, звезды эстрады, есть даже олигархи. Они тоже нуждаются? Возьмите тех людей, кто имеет свои квартиры и жилые дома в частной собственности в городе, проживают и работают в городе и стоят в очереди на землю в городе. Вопрос: они тоже нуждаются? Им есть где жить. Мы не должны превращать предоставление 10 соток под ИЖС на бесплатной основе в возможность нагреть себе руки и карман за счет государства. Нуждающиеся люди при первом взгляде бросаются в глаза и заметно, что они нуждаются в жилье. Вот таким людям нужно отводить землю.
В-третьих, необходимо ввести преимущества для социально незащищенных людей в постановке и движении в очереди на землю.
Ни в Земельном кодексе, ни в Правилах не указаны привилегии и преимущества для инвалидов всех категорий, ветеранов ВОВ, многодетных матерей “Алтын алқа”, “Күміс алқа”, детей-сирот. Думаю, лучше отдать землю этим категориям социально уязвимых и незащищенных людей, нежели людям, которые имеют дома, квартиры, бизнес. Например, дети-сироты. Вот им и нужно отводить. Посмотрите логику. Они уже лишены опеки родителей, фактически не имеют недвижимости и, естественно, при выдаче земли по достижении 18-летнего возраста могут построить дом. Для них это будет мотивацией в жизни. Вот в правилах предоставления земли ветеранам ВОВ и инвалидам нужно выработать правовой механизм защиты этих людей от аферы со стороны родных сыновей и дочерей, родных братьев и сестер, внуков и зятьев, двоюродных братьев и сестер. Точно также нужно действовать по отношению к многодетным матерям. Чтобы не получилось: воюет или рожает один человек, а их земля - у другого.
В-четвертых, необходимо ввести механизм поэтапной реализации ПДП населенного пункта и конкретной местности.
Почему бы не внедрить поэтапную реализацию ПДП на предоставление 10 соток под ИЖС. Здесь мы, во-первых, можем контролировать архитектурный стиль каждого района в конкретном населенном пункте. Во-вторых, исключаем хаос в предоставлении земли. Каждый, кто стоит в очереди, будет понимать, что сейчас выдают землю, например, в микрорайоне Алгабас. Это облегчит работу акиматам и отделам земельных отношений. В-третьих, при поэтапной реализации ПДП можно выработать единый архитектурный стиль и проектные решения по одному образцу для каждого индивидуального домостроения. Массовую хаотичную застройку по своим индивидуальным проектным решениям нужно остановить.
Думаю, в условиях кризиса идей, беспорядка в очереди на землю, отсутствия логических решений по судьбе миллионов людей, стоящих в очереди, мои мысли должны быть, как минимум, обсуждены на высшем уровне. Министерством сельского хозяйства, Комитетом по управлению земельными ресурсами эти идеи должны быть приняты во внимание. Рассчитываю на поддержку и содействие Генеральной прокуратуры.
Комментариев:0