История Наурыза - древнего праздника весеннего равноденствия

Айбек Жуматов, 15-03-2024, 09:35, Просмотров: 1135
История Наурыза - древнего праздника весеннего равноденствия  

Праздник весеннего равноденствия прошел долгий путь, пережил религиозные и политические гонения. Об истории древнего праздника - в материале @Obozrenie.kz. 

По укоренившейся версии, Наурыз, или Навруз (также Новруз), принято считать религиозным праздником древнеиранской религии - зороастризма. Большинство исследователей указывают именно его иранское происхождение. Оттуда традиция празднования распространилась на народы, которые входили или находились под влиянием Ахеменидской, затем и Персидской империй.

Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиабом. Если учитывать тот факт, что туранцами иранцы звали степняков, то есть жителей земель к северу от исторического Ирана, то можно предположить, что на Наурыз иранцы оплакивали своего героя, убитого предками тюрков. И хотя ряд ученых считают ошибочным отождествление туранцев с тюрками, такое толкование иранской мифологии заставляет задуматься.

Есть и другие версии происхождения праздника. К примеру, писатель Олжас Жанайдаров считает, что история самого древнего Нового года напрямую связана с нашими далекими предками - скифами. Весной на рубеже 595 и 594 годов до н.э., то есть перед самым древним Новым годом, мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей во главе с Мади на праздничный пир.

Когда гости, утратив всякую осторожность, перепились и уснули, мидяне перебили их. С тех пор и празднуется в странах Ближнего Востока весенний праздник Сахеи или Навруз, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Именно в этот день была одержана коварными персами победа над уснувшими сакскими вождями.

В Турции бытует мнение о Наврузе как о дне, когда древние тюрки вышли из долины Эргенекон. Согласно легенде, те дни, когда небесные тюрки пробили гору и вернулись на землю предков, стали праздничными. Каганы в дни праздника Эргенекона разогревают на огне железо, кладут его на наковальню и наносят несколько ударов. Начинается торжество, во время которого тюрки вспоминают былые дни, когда они жили на Алтае, и как пришли оттуда. Кстати, в современной Турции празднование Навруза так и начинается - ударами молота.

В 1925-1991 годах празднование Наурыза в Турции было официально запрещено, а с 1992 года мероприятия возобновили. Праздник не является выходным днем. В Турции Наурыз празднуют в основном курды, изначально исповедовавшие зороастризм. На праздничный стол ставят семь традиционных блюд из Хафт-сина.

В Азербайджане «Новруз байрамы» отмечают пять дней. В эти дни по народной традиции зажигают костры, готовят сладости - шекербуру, пахлаву, гогал. Также собирают подарочные угощения, высаживают семена пшеницы и закрашивают вареные яйца, после чего проверяют их в игре на прочность.

С наступлением вечера на улицах вспыхивают костры. По-семейному все берутся за руки, танцуют вокруг костра, а потом прыгают через костер. Существует поверье, что очищающее пламя костров пожирает зло и все недуги.

В Узбекистане в ночь на 21 марта женщины махалли - локальной общины - собираются для приготовления главного ритуального блюда из ростков пшеницы - сумаляка. Сумаляк, или суманак у таджиков, распространен также среди персов, пуштунов, туркменов, узбеков, киргизов и азербайджанцев и входит в так называемый Хафт-син - семь блюд праздничного стола Наурыза, начинающихся на букву «с».

Приготовление сумаляка - очень трудоемкий и длительный процесс. Нужны проросшие зёрна пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопчатниковом масле с добавлением муки в течение 20-24 часов. В итоге получается сладкое блюдо наподобие пудинга. Утром сумаляк еще теплым раздают соседям, родственникам, знакомым. Пробуя сумаляк, нужно обязательно загадать желание: местные жители говорят - сбудется.

Туркменистан празднует Наурыз 21 и 22 марта. Эти дни - выходные в стране. Празднику предшествует посадка деревьев. Туркмены отмечают приход весны в семейном кругу. Особое место среди праздничных угощений занимает семени - тот же сумаляк у узбеков. Также готовят тандырламу, дограму, гутап, кебаб и плов.

Сумелек на Наурыз готовят и в Кыргызстане. Также варят нооруз кёже или чон кёже — «большой суп» - одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовится из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. После всеобщей трапезы начинаются игры айкыш-уйкыш и аударыспек, во время которых джигиты перетягивают друг друга из седла.

У татар популярны «Наурыз эйту» - это сказания о Наурызе, баиты. В дни празднования - в течение 7-10 дней - дети ходили по домам соседей, родственников с пожеланиями благополучия в новом году, богатого урожая, приплода скоту. Произносили татмаки - частушки. Праздничная еда должна быть из семи составляющих. Готовят упрощенный вариант сумаляка - карга боткасы, то есть грачиная каша. Считалось, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи.

Само слово «Новруз» впервые упоминается в начале новой эры, но традиция празднования отмечена примерно в 550-330 гг. до н.э. В день Наурыза в храмах совершалось поклонение огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов.

После прихода ислама праздник местами попал под запрет, а местами легитимизирован через чтения Корана в мечетях и посещения могил мусульманских святых. В обществе долгое время бытовал миф о якобы мусульманском происхождении праздника, и этому есть объяснение. Наурыз пришел к тюркским народам из стран, где зародился ислам. Поэтому Наурыз воспринимается как мусульманский Новый год.

Он настолько укоренился среди тюрок, что с его внедрением другой древний праздник - Нардуган ушел на задний план и даже забылся. Нардуган праздновался зимой, в самую долгую ночь в году, в день зимнего солнцестояния. В эту ночь наши предки с нетерпением ждали момент, когда день начинает побеждать ночь. Нардуган олицетворял победу света над тьмой, добра над злом, начало жизни.

Примечательно, что Наурыз сочетает в себе не только зороастрийские и языческие элементы, у него на удивление немало общего с главным христианским праздником - Пасхой. Во-первых, время празднования. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее не ранее дня весеннего равноденствия. Как и в православной, и в католической, и даже в протестантской традиции, в сознании миллионов людей пасха твердо ассоциируется с приходом весны.

Еще одно сходство - в традициях. К примеру, как уже выше говорилось, у некоторых тюркских и иранских народов в Наурыз принято красить вареные яйца. Яйцо издревле считается символом зарождения новой жизни. Это может показаться необычным христиан, но эта традиция имеет глубокие корни и зародилась еще задолго до появления и распространения авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама. Особенно эта традиция прижилась в регионах, где традиционно сильна именно персидская культура - в Азербайджане, Иране и Таджикистане.

Так, на улицах Тегерана можно увидеть огромные, в человеческий рост яйца, сделанные из картона и раскрашенные яркими цветами. Для этого обычно берутся натуральные красители, чаще - шелуха лука или свекла, которые делают яйца золотистыми и красными. Однако самый популярный цвет - зеленый, он олицетворяет пробуждение новой жизни. Состязания по битью яиц присутствуют и в Наурызе. Также и на Пасху, и на Наурыз принято делать генеральную уборку в жилищах.

Еще одно сходство - сложные времена. В 1926 году в СССР советским людям были запрещены оба праздника: и Наурыз, и Пасха. Большевики были настроены против этих праздников и брали на карандаш тех, кто отмечал. Этих людей затем подвергали гонениям. В 1967 году, после почти 40-летнего перерыва, в Кремле неожиданно разрешили отмечать Наурыз: сначала в Азербайджане и Узбекистане. Историки решение связывают с политикой СССР на Ближнем Востоке, в особенности по отношению к Ирану. Возрождение празднования Наурыза в Казахстане датируется 1988 годом, когда весенний праздник впервые всенародно отметили в Алма-Ате.

Стоит отметить, что 30 сентября 2009 года Наурыз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлен как Международный день Наурыз. 

Как видно из вышеизложенного, Наурыз - праздник пробуждения природы, лишенный каких-либо политических и религиозных воззрений. Это обстоятельство придает ему силу, которая сближает, объединяет людей вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. В мире не так много праздников, которые так понятны и просты любому человеку, и это еще один повод обняться, пожать друг другу руки и вместе встретить приход весны, приход новой жизни...

Иллюстративное фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.