Марина Стрелковская: о человечности, счастье и себе

Обозрение недели, 30-09-2023, 10:48, Просмотров: 498
Марина Стрелковская: о человечности, счастье и себе

Дом престарелых часто воспринимают как место, где человек доживает свои дни, где не бывает радости, любви и заботы. Будто нет здесь человеческих чувств и сострадания. Но так ли это? 

Руководитель Центра оказания специальных социальных услуг для престарелых и лиц с инвалидностью общего типа Павлодарской области Марина Стрелковская рассказывает, что порой, пожив здесь, пожилые люди возвращаются к родным и детям. Опекаемые сотрудниками центра люди находят не только поддержку и круг общения, но и надежду вновь обрести семью.

– Марина Владимировна, вы сможете вспомнить случай, когда в учреждение пришёл отчаявшийся человек и попросил о помощи?

– Они все у нас несчастные уже по факту того, что им пришлось обратиться к нам. Отсутствие родных и близких – это всегда несчастье. Для каждого человека его несчастье самое горькое, самое значимое, и кажется, что ни у кого больше такого нет, хотя на самом деле все ситуации похожи друг на друга. Поэтому каждый человек, который оказался в трудной жизненной ситуации, нуждается в особом внимании и поддержке, индивидуальном подходе.

– Выходит, что люди, которые не считают себя несчастными, не всегда идут за помощью?

– Бывает и так. Особенно ярко это видно на примере бытового насилия. Если человек думает, что это норма, естественно, он не пойдёт за помощью. Особенно если он сам вырос в семье, где в порядке вещей было насилие. Ребёнок вырастает и принимает это как норму: «Меня били, и ничего – вырос человеком». Насилие – это огромная психологическая травма, последствия которой будут обязательно, в том числе и отдалённые.

– Вы руководили кризисным центром для женщин, который образовался из общественного объединения. Расскажите, как это произошло.

– В 2003 году Жанна Юрьевна Бороздина как борец с насилием над женщинами на базе своей неправительственной организации при поддержке руководства области организовала приют на 10 койко-мест. В 2004 году центр получил государственный статус, туда меня пригласили руководителем, и почти сразу встал вопрос о его закрытии. Мотив был такой, что у нас насилия в обществе нет, и центр не нужен. Говорилось о том, что матери с детьми там жить не должны. Женщин предлагалось оставить, а их детей перенаправлять в детский приют. Нами была проведена огромная работа по сохранению центра. Неоценимую помощь мы получили от управления координации занятости и социальных программ и заместителя акима области по социальным вопросам. Было много переписки, встреч с руководством города и области. Центр сохранили, на сегодняшний день он имеет 53 койко-места и всегда перегружен.

– Выходит, что тема насилия не теряет актуальности?

– Насилие, видимо, это то, без чего человечество не может обойтись. Мы подвергаемся ему с самого детства в той или иной степени. Агрессия в определённой форме в древние времена помогала человеку выживать. Плохо, когда агрессия направлена на то, чтобы причинить вред человеку или добиться с его помощью своей цели. Насилие бывает разных видов: физическое, экономическое, сексуальное и психологическое. Но дело в том, что люди по сути не знают, что определённые действия со стороны близких людей тоже могут быть насилием, особенно в таких видах, как экономическое и психологическое, нередко считают их проявления нормой жизни. И сегодня мало кто знает, к чему приводит насилие в семье, какой отпечаток накладывает на всю жизнь человека, который стал его жертвой. Чтобы не допустить тяжких последствий, надо каждому уметь говорить «нет» и «стоп» в ситуациях, когда это необходимо для защиты собственных интересов и благополучия. Важно понимать, в каких ситуациях можно пустить человека в «своё поле», а в каких – нельзя. Это один из способов борьбы с насилием и создания более безопасного общества. И этому надо учить с детства.

– Если вернуться назад, как начиналась ваша трудовая деятельность?

– Первое образование у меня было медицинское, и начинала я свою работу в лечебных организациях города, затем получила психологическое образование, работала психологом-лаборантом в наркологическом центре, психологом-консультантом, затем перешла на государственную службу в органы социальной защиты. В 2004 году была назначена директором в кризисный центр, где проработала до 2021 года. С 2021 являюсь руководителем областного Центра оказания специальных социальных услуг для престарелых и лиц с инвалидностью.

– В чём разница между должностью в кризисном центре и на этом месте?

– В первую очередь отличие в масштабе. Здесь получателей услуг больше: 273 человека у нас проживают, о них заботятся 205 сотрудников. В то же время есть и общее – работа и тут, и там связана с оказанием социальных услуг, которые предусматриваются стандартом оказания социальных услуг.

– Чем вы гордитесь в своей жизни?

– В разные моменты жизни – разные причины для гордости. Хотя гордость – это не особо присущее мне качество. В первую очередь моя гордость и моё счастье –  это моя семья, семья сына и внуки.

– А свои черты характера, которыми вы гордитесь?

– Не горжусь, а скорее отмечу своё человеколюбие и желание помочь людям преодолеть жизненные невзгоды, определённое упорство помогает преодолевать трудности. Конечно, хочется, чтобы все вопросы решались легко, но такое не всегда случается. Поэтому, если действительно сталкиваюсь с проблемой, стараюсь делать всё для её решения. Люблю всё систематизировать: если не получается что-то, ищу первопричину произошедшего.

– Как помогает в работе это качество вашей личности?

– Систематизация всегда облегчает рабочий процесс. Весь вопрос состоит в том, что одна я это сделать не смогу. Поэтому кадры – это основа эффективной работы. Для меня как руководителя важно иметь команду, которая понимает цели, стоящие перед сотрудниками, и прилагает усилия для их реализации.

– Что на самом деле важнее: дисциплина в коллективе или тёплая атмосфера?

– Наверное, тёплая домашняя обстановка на работе – это не совсем правильно. Дома мы расслабляемся и не хотим сильно утруждаться. Отношения на работе должны быть рабочими, чтобы человек осознавал, зачем он идёт на работу, и что он должен сделать. В то же время важно создать для коллег такие условия, чтобы на работу хотелось идти. Но самое главное условие для успешной работы в социальной сфере – это «работа с душой», должно быть желание сделать что-то полезное и хорошее для людей, которые нуждаются в помощи.

– Личные просьбы о помощи от сотрудников принимаете?

– Конечно, всем порой нужна помощь. Если сотрудник обратился ко мне, или проблема сотрудника стала отражаться на его трудовой деятельности, я всегда стараюсь помочь, но мне надо понять, смогу ли я решить эту проблему. Если вопрос я решить не могу, то мы можем обсудить, что можно сделать с той или иной ситуацией. Главное, чтобы проблема не усугублялась и не стала отражаться на работе и по возможности на личной жизни коллег.

– На что вы обращаете внимание, когда проводите собеседование?

– В идеале стараюсь смотреть, где кандидат работал до этого, как долго работал, как он отзывается о своих коллегах, что он считает своими достижениями и лучшими качествами, ожидания от работы. Хотя нам не всегда получается найти специалиста желаемой квалификации, потому как заработная плата невысокая, и приходится порой брать людей, чтобы в первую очередь закрыть вакансии, и чтобы на других работников не ложилась двойная нагрузка.

– Не кажется ли вам, что в социальной сфере заработная плата незаслуженно занижена?

– Высокая заработная плата – это хороший стимул и возможность подбора высококвалифицированных кадров. Сейчас у нас средняя зарплата не особо высокая, хотя ежегодно растёт. Если раньше у работников бюджетной сферы зарплаты были примерно одинаковые, то сегодня отмечается большой разрыв. Социальная сфера, к сожалению, не может похвастаться высокими зарплатами, но надеюсь, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.

– То есть социальные вопросы требуют особого внимания в обществе?

– Социальные вопросы, конечно, требуют особого внимания, потому что являются индикатором социального самочувствия населения. Но если проблемы медицины и образования касаются каждого, то социальные услуги нужны не всем, хоть и многим. И мы в обществе не можем говорить, что это насущная жизненная необходимость. Но тем не менее, социальная поддержка нуждающихся необходима. Она свидетельствует о степени развитости общества и государства. И это очень тяжёлый труд, не всегда благодарный, но такой нужный.  Например, если бы не было таких домов, как наш, сколько людей осталось бы без помощи государства.

– Расскажите о подводных камнях, с которыми может столкнуться человек, работающий в данной сфере.

– Как ни странно, это милосердие. Не в общем смысле, а его границы. Если на каждую боль нуждающегося человека социальный работник откликается своей душевной болью, то получится, что, увлекаясь чужими проблемами, он эмоционально истощает себя. Надолго такого специалиста не хватит. Тут необходимы профессиональный подход и понимание того, какие социальные навыки нужны именно опекаемому нами человеку для дальнейшего применения в жизни. В противном случае происходит эмоциональное выгорание, и человек не только теряет интерес к работе, но и может получить проблемы на физическом уровне.

– Как вы реагируете на критику в ваш адрес?

– Если критика конструктивная, то положительно. А если несправедливая, то стараюсь донести свою мысль, почему считаю критику в мой адрес неправильной. В основном это удаётся, но не потому что кто-то хороший, а кто-то плохой, правильный и неправильный. Мы все разные. Недопонимание – вот что чаще всего лежит в основе конфликтов и обид. Разговор и ясное общение помогают урегулировать многие ситуации.

– Может ли одиночество быть полезным лекарством?

– Если говорить обо мне, то мне оно полезно, особенно после работы. Люблю побыть одна. А вообще, всё зависит от индивидуальной психологической характеристики человека и того, как он воспринимает одиночество. Говорить о том, что человека можно вылечить одиночеством, особенно если это похоже на насильственную изоляцию, то на пользу человеку оно не идёт. Игнорирование и изоляция вызывают сопротивление; люди начинают мстить, обижаться. Любое насилие идёт рука об руку с сопротивлением и агрессией. А вот если человек сам, по своей воле, с удовольствием пребывает в одиночестве некоторое время, то это, действительно, может стать лекарством. Что касается нашего дома и наших жителей, то общения у них много; мы стараемся, чтобы они не оставались в одиночестве.

 МАРИНА РЕГАТУНОВА, Центр знаний «Мандарин»

Фото из архива: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.