Ужасы казахского фольклора в современном исполнении

Регина Маргарян, 19-11-2022, 15:44, Просмотров: 523
Ужасы казахского фольклора в современном исполнении 

Демонологические представления являются важным элементом веры в существование духов казахов. Люди верили, что духи управляют материальным миром, в том числе и жизнью человека. Мифологические существа принимают различный облик и способны вмешиваться в мир человека. Кроме того, духи наделены разумом, волей, определенными характером и качествами, передает @Obozrenie.kz. 

Казахи делят духов на две категории: добрые, «чистые» духи, другая - «нечистые». К добрым, покровительствующим духам относятся: аруахи (духи предков), пиры, гайперены, чильтаны. Слово «аруах» казахи употребляли в двух значениях. В широком смысле оно означало умерших вообще, а в узком - духов особо почитаемых предков.

У казахов, как и у многих народов Средней Азии, добрыми духами - покровителями животных являются Камбар-ата, Шопан-ата, Ойсыл-кара, Зенги-баба. Их почитают как первых пастухов, поэтому они являются покровителями домашних животных. Покровителем диких животных является Гайперен. Он охраняет их от массового падежа, от зверей и человека. Если охотники убивали животных больше «допустимого» количества, то Гайперен их «наказывал».

Ужасы казахского фольклора в современном исполнении 

Покровителем честных, благочестивых, добрых людей является дух Қыдыр әулие. Он якобы странствует по аулам в облике обычного человека, иногда даже в виде нищего. Казахи обычно говорят: «Қырықтың бірі Қыдыр», то есть «Один из сорока человек может быть Кыдыром». Қыдыр в народном сознании отождествляется с «бақ» - счастьем. О богатых, счастливых людях говорят: «Қыдыр дарыған, бақ қонған», то есть «Кыдыр благословил, счастье пришло к ним».

Ужасы казахского фольклора в современном исполнении

К добрым, чистым духам относится и Ие (буквально хозяин). Ие были только у батыров, палуанов, людей, умеющих гадать, лечить, предсказывать будущее, у особо одаренных творческих людей - акынов, сал, сери, баксы. Ие предстает в образе хищных зверей - тигра, льва, волка. Они якобы в нужный момент показываются противнику батыра, борца, шамана и наводят на него страх.

К чистым безвредным духам относятся чильтаны. Казахи представляют их покровителями детей. До сорока дней именно чильтаны охраняют его покой и здоровье. Только после сорока дней можно справлять праздник по случаю рождения ребенка, приглашать в дом гостей в дом и показывать им новорожденного.

Ужасы казахского фольклора в современном исполнении 

Настоящий ужас вселяют враждебные духи.

Албасты - один из самых знаменитых образов. В верованиях казахов албасты - это уродливая женщина с длинными распущенными волосами и торчащими изо рта острыми клыками. Считается, что злой дух вредил только женщинам. Если молодая женщина прикасалась к албасты, особенно к ее волосам, то она могла заболеть. Существует поверье, что демон садится на грудь и душит человека во сне. В этот момент происходит сонный паралич, когда человек не может проснуться, но в то же время не спит, задыхаясь и видя чудовище на своей груди.

Конаяк - слово «кон» означает «дубленая, выделанная кожа», а «аяк» - «нога». Это человекоподобное существо, у которого вместо ног - длинные ремни. Конаяк живет отшельником в непролазных лесах или на островах, поросших деревьями. Он сидит, взгромоздившись на толстую ветку, и терпеливо поджидает свою жертву. Когда какой-нибудь одинокий путник или охотник оказывается под деревом, неожиданно запрыгивает ему на спину, заплетает длинными ногами-ремнями, после чего, беспрестанно погоняя, скачет до тех пор, пока бедолага не падает, как загнанная лошадь.

Ужасы казахского фольклора в современном исполнении

Бужай - упоминается в фольклоре Западного и Центрального Казахстана. Воображаемое существо, у которого нет точного описания. Обычно им пугали маленьких детей, которые представляли его по-разному.

Мыстан кемпір - в казахском фольклоре демоническая старуха, ведьма, которая крадет и подменяет детей, отравляет еду и насылает проклятия. Она живьем пожирает своих узников, которых держит в подземном царстве. Быстро бегает и может догнать скачущую лошадь. Хитрая, коварная и злая. Разными ухищрениями может победить даже самых сильных батыров. Может притвориться обычной старушкой и гостить в домах у людей.

Жалмауыз кемпір - сказочный персонаж сродни русской Бабе Яге. В мифологии казахов представлена как хитрая, коварная старуха, которая крадет детей, отравляет еду и насылает проклятия. Быстро бегает и может догнать скачущую лошадь. Живет в лесу, в шалаше, поедает забредших в ее дом людей. Иногда входит в доверие к какой-нибудь девушке и ежедневно втихаря посасывает из ее колена кровь, пока не доводит несчастную до полного истощения.

Пери - противоречивый мифический персонаж. Если у большинства тюркских народов его относят к злым духам, то у казахов пери представлены в виде особого «народа». Считается, например, что пери - прекрасное воздушное существо, живущее между небом и землей на высоких горах Каф. Есть якобы целые поселения пери, которые смотрят с луны. Есть поверье: если долго смотреть на луну, они тебя заберут.

Жезтырнак - «жез» с казахского переводится как медь, а «тырнак» означает коготь. Очень замкнутое и неописуемо красивое создание. Одежда украшена множеством золотых и серебряных элементов, которые таинственно позвякивают. Существо смотрит на человека холодным, немигающим, пронизывающим взглядом. Жезтырнак вечно голодная и, выпросив мяса, с жадностью его съедает. При этом зажимает мясо рукавами, не обнажая своих рук. Когда же человек безмятежно засыпает, она впивается в него своими длинными латунными когтями и, убив, высасывает всю кровь.

Айдахар - переводится с персидского как дракон. У казахов он выглядит как огромный змей. Существовало поверье о том, что если обычной змее удастся не попадаться на глаза человеку в течение ста лет, то она может превратиться в айдахара. 

 Иллюстрации: Самал Кантар

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства KZ52VPY00029648.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.