Ежегодно от домашнего насилия в Казахстане погибают около 400 женщин. Каждая седьмая считает, что мужчина вправе поднимать руку на мать своих детей. Практически каждое первое заявление в полицию от пострадавшей ею же отзывается обратно. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, но что делать, если домашняя тирания сказывается и на беззащитных детях? О том, что может остановить смену поколений жертв бытового насилия и его эскалацию, выяснял корреспондент obozrenie.kz.
За павлодаркой Айсаной (имя изменено) после ее выпуска из детского дома приударил парень, с которым вскоре они стали жить вместе. Съехавшись, мужчина стал регулярно поднимать на нее руку: за невкусный ужин, за якобы недостойное поведение, за неправильно сказанное слово, нередко прилетало за просто так.
- После каждой ссоры он просил прощения, умолял быть рядом, говорил, что очень любит. После рождения первой дочки был практически идеален, и мы родили еще одного ребенка. Позже он стал срываться. После работы выпивал и мог избить меня, - поделилась наболевшим Айсана.
Женщина признается, что ей никто и никогда не говорил, что терпеть насилие - не норма. И скорее всего, если бы абьюзер не ушел к другой, Айсана продолжила бы принимать побои как норму. Сегодня она вместе с детьми временно живет в Павлодарском реабилитационном центре для женщин. Директор центра считает главной задачей их работы донести до мам, что они не обязаны терпеть психологическое или физическое насилие. Более того, объяснить женщинам, что потворствуя насилию в отношении себя, они становятся соучастницами преступлений в отношении своих детей.
- Что бы кто ни говорил, но у нас еще сильны стереотипы, что женщина в силу своей женственности и умения терпеть - должна терпеть, - говорит директор центра Марина Стрелковская. - Но рассмотрим последствия, к которым приводит бытовое насилие. Это прежде всего психологическая травма и для женщины, и для ее ребенка, травмы тела вплоть до лишения жизни, кроме этого, возникают психосоматические заболевания. И главное - дети впитывают как губки, для них такой образ жизни в семье становится нормой, и они в последующем переносят такую модель на свою собственную семью. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то нужно искоренять бытовое насилие.
Ключевую роль в борьбе могут сыграть превентивные меры. По мнению Стрелковской, в идеале это введение школьного спецкурса или кружка, на котором дети учились бы находить язык между сверстниками.
- В жизни практически невозможно избежать ссор или конфликтов, но никто и нигде не учит, как правильно конфликтовать. Детям и подросткам знать это полезно в первую очередь, - считает Марина Стрелковская. - И главная мысль должна быть, что жизнь и здоровье - самое ценное, и никто никому ни при каких условиях не вправе причинять вред.
С тем, что нельзя стесняться говорить о насилии еще со школьной скамьи, согласно и взрослое поколение. Почти год назад в Казахстане возродили совет биев, его принято считать медиативным органом. Сегодня в Павлодаре развестись супругам без беседы с почетными гражданами города невозможно.
- Павлодарская область занимает первое место в Казахстане по количеству разводов. В четырех случаях из пяти инициатор - женщина. Нередко причина подачи заявления - бытовое насилие. Но конечно же мы хотим сохранить семью, поэтому даем им месяц. Если за этот период поведение в семье не меняется, тогда даем добро на развод, - сообщил член совета биев Павлодарской области Абджан Шахматалинов. - Но я как педагог в прошлом настаиваю, что в школах тоже должны объяснять правила взаимодействия между мальчиками и девочками.
К медиации прибег и реабилитационный центр для женщин. Ранее встреч жертв с насильниками старались не допускать. Теперь же специалисты уверены, если мужчина понимает, что поступил плохо - это уже прогресс, и семью еще можно сохранить.
Однако с этим не согласны в департаменте полиции. По данным ведомства, за последние полгода в полицию обратились 1724 павлодарки с обвинениями мужа в насильственных действиях. Сколько насильников ответили за избиения, полицейские не знают, но уверены, что процент мизерный.
- Мы не раз направляли в вышестоящие органы письма с рекомендацией исключить из сферы правосудия медиаторов именно в делах, касающихся бытового насилия, - рассказала майор полиции Батыжан Турсаринова. - Но пока сдвигов нет, зато появился совет биев, который совсем некстати в нашем положении. И так единицы идут до последнего, чтобы насильника наказали.
Привлечь к ответственности домашнего тирана не так-то просто, даже если женщина не намерена отступать. За то, что обвиняемый раз поднял руку, по заявлению ему для начала дают защитное предписание, которое лишь словами на бумаге ограничивает взаимодействие с жертвой на несколько дней. Если он не нарушает его, то, как говорится, все как с гуся вода. Если переступает через наказ, то автоматически попадает под 461 статью Административного кодекса и платит штраф. Хотя до назначения штрафа истца и ответчика ждут кабинет медиации и совет биев. А в процессе, который растягивается на недели, порой месяцы, супруги принимают решение, что проще все забыть как страшный сон ровно до того момента, пока мужчина снова не попытается решить конфликт с помощью кулаков.
- Существует 107 статья Уголовного кодекса, по ней привлекают тех, кто регулярно истязал свою жертву. И под нее попадают насильники, которые причинили тяжкий вред здоровью, - уточнила Батыжан Турсаринова.
Выход полицейские видят не только в исключении медиации, но и в ужесточении закона. Напрочь забыть “милые бранятся - только тешатся” и не искать оправдания домашним издевательствам. Если факт нападения доказан, то вне зависимости, заберет жертва заявление или нет, наказывать тирана. Впрочем, это лишь пример опыта других стран, так же, как и внедрение в школах уроков взаимодействия мужчин и женщин.
- Пользуясь тем, что я депутат, направляю в Мажилис Парламента предложения и надеюсь, что нас услышат, - говорит Марина Стрелковская. - Было бы замечательно, если бы министерство образования откликнулось. Нас и сейчас слышат. Примерно в январе следующего года мы переедем из нашего небольшого центра в помещение побольше. Рассчитываем как минимум на 50 мест, так как сегодня мы располагаем 18 местами, но этого очень не хватает.
Полицейским, которые непосредственно работают с жертвами издевательств, в свою очередь надежду внушает недавнее поручение Касым-Жомарта Токаева - ужесточить наказание за насилие против личности, в особенности против детей.
Фото автора и Станислав Манаков
Комментариев:0