Фото: Станислав Манаков
На прошлой неделе на пресс-конференции заместитель руководителя областного управления здравоохранения Ерлан Ержанов доложил о ходе цифровизации в медицинской сфере. Журналистам он рассказал о сплошных плюсах этой масштабной процедуры и заявил, что все сейчас работает, как часы и проблем никаких нет. Корреспондент “Обозрения недели” решил проверить на собственном опыте, насколько удобна электронная система в сфере получения медицинских услуг для пациентов и самих врачей.
Для начала разберемся, для чего нужна цифровизация в медицинских учреждениях? Что это, дань моде или необходимость?
- Раньше пациент обращался в поликлинику, в регистратуру, затем во врачебный кабинет, после в смотровой кабинет. Все это занимало много времени. Более того, нужно было дозваниваться по телефону, чтобы записаться на прием. Но теперь, если у вас есть доступ в интернет, вы можете в любое удобное время записаться через мобильное приложение. Также приложение напоминает о необходимости плановых анализов. Экономится и время врача, и время пациента, - рассказал заместитель руководителя областного управления здравоохранения Ерлан Ержанов.
По словам чиновника, на сегодняшний день во всех больницах области стопроцентно внедрены информационные системы. На первых этапах трансформации проблемы были, но сейчас все работает идеально.
Начну эксперимент с малого, для начала просто запишусь на прием к врачу через мобильное приложение DamuMed. Устанавливаю приложение на смартфон, ввожу свои данные (ИИН, номер телефона). Система определяет меня как пациента поликлиники №4. Верно.
Пытаюсь записаться на прием к врачу и тут же сталкиваюсь с препятствием. “Поликлиника не дает права записаться самостоятельно”, - твердит мне приложение. Дабы прояснить ситуацию, я звоню в регистратуру амбулатории, прошу объяснить, в связи с чем не могу записаться на прием онлайн. Меня посылают в техподдержку. В техподдержке с моей проблемой долго разбираться не стали, просто спросили: “А вы не пробовали позвонить в регистратуру и через нее записаться?” Очевидно, что зам руководителя управления здравоохранения не в курсе, как на самом деле обстоят дела в местных медучреждениях.
Я все-таки не оставляю попыток записаться к врачу и снова звоню в регистратуру, прошу направить меня к узкому специалисту - гастроэнтерологу. Кстати, на пресс-конференции Ерлан Ержанов объяснил, что через DamuMed невозможно записаться к узкому специалисту, да и в принципе это никогда в амбулаториях не практиковалось. Странно, ведь я только в начале этого лета беспрепятственно напрямую записывалась на прием к эндокринологу. Попытка не пытка, и я напрашиваюсь к узкому специалисту, на что получаю отказ. Мне объясняют, мол, с недавних пор все записи - через участкового врача. И предлагают прийти к нему через две недели, раньше свободной записи нет. Я отказываюсь, но не бросаю идею разобраться в нашумевшем приложении.
От коллег я узнаю, что в регистратуре поликлиники №5 даже есть специалист, который консультирует пациентов по DamuMed. Консультант оказался толковый. Рассказал, что при записи в их амбулаторию никаких проблем не возникает. И вопреки словам чиновника и медперсонала поликлиники №4 показал, что через приложение все-таки возможно осуществить запись к узким специалистам. На вопрос, почему я не могу так же беспрепятственно получить услугу по месту жительства, он просто предложил перевестись на учет в их поликлинику. По его словам, сделать это может любой павлодарец до 15 ноября, и уже с января пациент будет обслуживаться в новой амбулатории.
Я пациент, который в состоянии как разобраться в инновационных технологиях, так и получить услугу “по старинке”. Поэтому слово “цифровизация” меня не пугает. А что же делать бабушкам и дедушкам? И как этот процесс сказывается на работе врачей? А села? Села, в которых даже интернета путевого нет, как им быть?
Отвечу на эти вопросы на примере ведения карточки болезней пациента. Отслеживание болезни в электронном формате - одна из основ внедрения инновационных технологий. То есть долой бумажные карты, да здравствует компьютер!
“Уважаемая бабуля, теперь у вас не будет тетрадочки с историей вашего здоровья и вклеенными в нее результатами анализов. Зато у вас наверняка есть внук, который в своем смартфоне сможет отслеживать вашу историю болезни”, - примерно так звучит обращение чиновников к пенсионерам.
- Оцифровка карт - процесс интересный и объемный, - рассказал Ержанов. - Эту работу проводят медицинские работники. Данные пациента сканируются в pdf-формате и прикрепляют к амбулаторной электронной карте.
Теперь помимо основной работы медперсонал вынужден заниматься сканированием карт.
На деле, конечно же, традиционная карта имеет место быть. Вот только помимо ее заполнения теперь докторам приходится вносить данные пациента еще и в компьютер. Врачам за это не доплачивают, и электронной грамотности их никто не учил. Набивают шишки самостоятельно, отнимая время у самого себя и у пациента.
Что касается сельской медицины, то только со следующего года все деревни будут снабжены интернетом, это подтвердил Ержанов. Так что на сегодняшний день речи о цифровизации в сфере медицины идти не может. Попытки все же предпринимаются, но должных условий для прогресса нет.
Очевидно, что при попытке получить услугу в электронном формате есть проблемы. Вот только для того, чтобы исправить ситуацию, для начала нужно признать, что недочеты есть, а после действовать. А исходя из того, в чем пытается убедить население управление здравоохранения, чиновники проблем не видят.
В оправдание управления здравоохранения можно сказать, что внедрение цифровых технологий в медицинской сфере нашего города стартовало только в апреле этого года. Но процесс этот очень объемный и трудоемкий, и он лег на плечи медработников. Кстати, как сообщили в пресс-службе здравоохранения, сейчас наша область остро нуждается в 73 врачах разных специальностей.
Комментариев:0