«Между эфиром и лентой»: кто рассказывает и показывает нам новости. Часть 2

Станислав Манаков , Сегодня, 08:38, Просмотров: 91

Ранее мы рассказывали о журналистах, их выборе профессии, мечтах и планах. Продолжаем знакомить вас с теми, кто переводит важные события в буквы и сюжеты. 

Наталья Зинченко, корреспондент РИА Pavon.kz

«Журналистика - это не рутина. Это ощущение жизни»

 

«Между эфиром и лентой»: кто рассказывает и показывает нам новости. Часть 2 
Когда Наталье было 13 лет, она впервые поняла, чем хочет заниматься в жизни. Это случилось почти случайно, как это часто бывает в хороших историях.
- Я пришла во Дворец школьников, и там была киностудия «Луч». Мы делали детскую телепередачу, я сама вела рубрику. Мы учились писать закадровый текст, брать интервью. Всё было по-настоящему. И наша передача даже выходила в эфир на местном телевидении. Мне это казалось невероятным. Тогда я и поняла: это моё. Мне это нравится. И я хочу этим заниматься.

С тех пор прошли годы, и сегодня Наталья Зинченко - корреспондент областного онлайн-издания. За её плечами почти девятилетний опыт в журналистике. Начинала, как и многие, ещё во время учёбы, совмещая пары с рабочими заданиями. Первым официальным местом работы стала редакция «Звезда Прииртышья».

- Это была настоящая школа. Я прочувствовала, что такое дедлайны, что такое тексты, которые интересны, которые важны. И что такое тексты, которые ты просто должен написать, потому что нужно. Такое тоже бывает. Не всё всегда вдохновляет. Но ты всё равно делаешь. Потому что это работа.

С тех пор Наталья успела поработать и в газетах, и в новостных порталах: и республиканских, и региональных. Сегодня её основная площадка - редакция «Павлодар-онлайн». Она пишет о городе, о людях, о событиях. Обо всём, что делает пространство вокруг более понятным.

На вопрос, что для неё значит быть журналистом, Наталья ответила:

- Я уже слабо представляю себя в другой профессии. Может, если ты работаешь где-то в международной редакции или ездишь в горячие точки, это одна история, у нас реалии совсем другие. Мы в небольшом городе, но даже здесь бывают ситуации, когда ты реально можешь помочь. Людям, организациям, животным, у нас были публикации, после которых находили дом для бездомных собак. И это тоже важно, а ещё просто рассказывать: о глобальном, о местном. Людям нужно знать, что происходит вокруг них.

Запоминаются в этой работе не только важные, но и странные, а порой даже опасные моменты.

- Я чуть не утонула однажды на работе, прямо в озере. А ещё мне как-то дверцей машины прилетело по лицу, причём случайно. Или лезла на кран, который работал, весь трясся, весь в мазуте, но ты полезешь, потому что надо. А иногда просто сталкиваешься с неожиданным. Я писала материал про династии речников: мы сначала доехали до базы, потом часть пути прошли на теплоходе, потом добрались до плавучего крана. Я на него перелезла, а он такой советский, огромный. А на борту огород, там росли огурцы. Ну, как не запомнить такое? Или впервые поднялась на вертолёте на учениях в лесу, или целый день провела на огромном производстве, бегая, снимая, спрашивая. Это ярко и остаётся в памяти.

Иногда журналист говорит за тех, кому говорить не дают.

- Недавно я писала материал на медицинскую тему. Проблему долго замалчивали. Даже сами медики боялись говорить, потому что такова система. И тогда да, я почувствовала, что моя работа важна. Или, к примеру, хотели испортить вид на мост, повесив огромные LED-панели. Благодаря резонансу, публикациям проект приостановили. И ты понимаешь: слово может изменить реальность. Хоть немного, но может.

Что вдохновляет? Ответ у Натальи без колебаний:

- Люди. Те, кто горит своим делом. Кто с таким огнём в глазах рассказывает - не важно, про устройство котла на ТЭЦ или про ремёсла, или про театр. Ты видишь эту искру и сам загораешься. Мне это нравится.

Но бывают и тёмные стороны.

- Выматывает, когда неделями пытаешься получить ответ. Пишешь запрос, ждёшь, а потом тебе высылают три слова и всё. Вот это реально утомляет. Или когда ты устал, выгорел, или когда сталкиваешься с абсолютной несправедливостью от руководства, от системы. Да, были моменты, когда хотелось всё бросить.

Если бы можно было вернуться в начало, Наталья сказала бы себе всего пару вещей:

- Учи языки, пока есть время, и не бойся пробовать новое. Не отказывайся от возможностей, потому что думаешь, что не справишься. Я отказывалась, а сейчас думаю - зря.

Когда её спрашивают про профессиональные достижения, она задумывается. И отвечает просто:

- Я не считаю грамоту достижением. Или когда говорят «спасибо, вы помогли» - это, конечно, приятно, но это же и есть наша работа. Ты просто делаешь то, что должен.

Есть ли темы, которые она любит? Безусловно.

- Я люблю писать о людях редких профессий, заглядывать внутрь. Писать про медицину бывает интересно. Даже по инфраструктуре, иногда цепляет социалка. Важно не что, а как. Но есть и табу. Я не напишу материал, в котором нужно скрыть сторону конфликта. Или где мне предлагают поддержать позицию, с которой я категорически не согласна. Особенно в экологических темах. Я не буду «топить» общественников, которые и так тащат на себе инициативы на голом энтузиазме - это не моё.

О несбывшихся мечтах корреспондент говорит с лёгкой иронией:

- Хотела бы работать в пресс-службе авиационной части. Всё снимать, рассказывать. Это, конечно, больше фантазия. Но если по-честному менять профессию, наверное, пилотом или нейрохирургом. Мне интересно: каково это - понимать мозг, как он работает, и уметь на это повлиять. А если ближе к жизни, иногда интересно походить с сотрудниками «скорой», полиции, МЧС. Просто увидеть, как у них всё устроено.

Больше всего Наталью вдохновляет в профессии постоянное движение, возможность каждый день проживать что-то новое.

- Сегодня ты в лесу, завтра на мосту, потом в каком-нибудь селе. Это не рутина, а возможность увидеть своими глазами, узнать, потрогать, задать вопрос лично. А не просто прочитать чужой текст и остаться с вопросами. Это классно и даёт ощущение жизни. 

Айбек Газиз, телеоператор творческой службы телеканала «Ertis»

«Я не думал, что свяжу свою жизнь с журналистикой»

 

«Между эфиром и лентой»: кто рассказывает и показывает нам новости. Часть 2 

Айбек признаётся, что путь в медиа для него оказался совершенно неожиданным. В школе он не планировал карьеру журналиста: родители ориентировали его сначала на техническое образование, потом на медицину. А сам Айбек активно участвовал в волонтёрстве во время карантина в «Клубе Добряков Kids» и в трудовых отрядах «Жасыл ел», много общался с людьми, пока не познакомился с фотографами и видеооператорами-мечтателями.

- Ильяс, мой близкий друг, дал мне в руки фотоаппарат, я держал как будто миллион тенге. Он сказал: «Пофоткай». С тех пор у меня загорелись глаза.

Именно эти моменты стали катализатором для выбора профессии.

Опыт Айбека как журналиста - это месяцы подготовки к поступлению в вуз: он брал курсы от Qadaz Media, писал статьи и размещал их в СМИ. Настоящая же профессиональная карьера началась позже, после службы в армии, и насчитывает почти два года опыта (без учёта армейского перерыва почти три).

На первом курсе университета ожидания Айбека разбились о скуку ежедневной теории. Он понял: нужна практика. Потому он обратился к знакомому с телеканала «Ertis» и получил возможность проходить стажировку, там же и работать. Первая выездная съёмка - и жизнь изменилась.

- Сидел у директора, и она говорит: «Через 5 минут выезжает съёмочная группа, можете съездить посмотреть и изучить». И я впервые держал в руках большую ТВ-камеру, записал своё первое интервью.

Ошибки были, но они стали частью обучения. Сегодня Айбек работает телеоператором в Павлодарском филиале РТРК «Казахстан». Он считает, что быть журналистом в XXI веке - значит постоянно адаптироваться, изучать новые технологии, честно подавать информацию и фильтровать фейки.

- Журналист сегодня - это тот, кто работает в стрессовых ситуациях, честен и открыт с аудиторией.

Он сравнивает журналиста с проводником между миром, его событиями и обществом, где живут люди, которые об этом просто слышали через слухи или друзей. Он особенно критикует блогеров, которые из ситуаций делают инфоповоды, попросту искажая факты.

За два года работы Айбек отмечает: запечатлеть что-то одно сложно, потому каждый рабочий день похож на шар сюрпризов. Особенно ценны выезды в новые города, знакомства с их атмосферой, съёмка красивых кадров, даже если это редкость в режиме новостной скорости.

Самыми сложными для него становятся съёмки судебных заседаний, атмосфера там давит сильнее, чем кажется. Но именно в судебном репортаже он почувствовал, что его работа действительно важна: когда дело Жоламана Кусаинова получило вторую попытку благодаря огласке СМИ.

- Родные и друзья Жоламана привлекали СМИ, чтобы доказать, что он самооборонялся.

О вдохновении и профессиональной усталости Айбек говорит:

- Меня вдохновляют люди, которых мы снимаем. В нашей области огромное количество талантливых, но неизвестных героев. После таких сюжетов хочется работать ещё больше. А работа даёт приятную усталость.

Особенно сильное впечатление на Айбека произвёл сюжет о молодой маме с ребёнком с 17 тяжелыми заболеваниями и последствиями инфаркта мозга. Он восхищается её силой и самозабвенным подвигом: постоянная тревога, необходимость круглосуточного ухода и недостаточная государственная поддержка.

- После увиденного у меня мурашки по коже. После этого я ещё больше ценю свою маму.

Айбек гордится тем, что научился создавать эффект присутствия в видео - передавать атмосферу, работать с композицией, светом, звуком, облегчая финальную работу монтажёру. Он также участвует в крупных съёмках, скоро отправится работать над сериалом в Баянауле и Шарбакты.

По его мнению, профессия нуждается в улучшении условий труда: больше безопасности, лучшие технические средства и меньше цензуры. И больше творчества, а не только гонки за скоростью публикации.

Айбек предпочитает живые репортажи: фестивали, яркие эмоции, динамика. Он избегает провокаций, фейков, работы без согласия героев, сцен унижения. Он убеждён: камера - это ответственность, и с ней нельзя играть. Раньше журналистику делали журналисты и операторы. Теперь любой с телефоном. Из-за этого роль профессионалов - определять границу между правдой и фейком.

- Мы фильтр, как качественная вода, мы должны подавать информацию ясно и честно.

На вопрос, кем бы он стал, если бы пришлось менять сферу деятельности, телеоператор ответил:

- Педагог, event-менеджер или кондитер. Педагог - потому что я люблю работать с детьми, организатор мероприятий - потому что очень люблю организовывать крупные, масштабные мероприятия и все делаю до мельчайших деталей, ну а кондитер - просто потому что я люблю сладкое и часто по настроению готовлю всякие пироги, чизкейки, люблю экспериментировать с едой, особенно если это сладкое.

Айбек мечтает однажды работать минимально технически - без штативов, аккумуляторов и громоздкой техники, чтобы операторское движение стало искусством.

Фото предоставлены героями материала
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.