В Павлодаре и области множество зданий и памятников прошлого века. За последние годы прослеживается тенденция выводить их из реестра памятников архитектуры, продавать частному лицу и сносить, чтобы построить очередную многоэтажку. Как показала практика, местные исполнительные органы не заинтересованы в их сохранении. Какова позиция министерства по этому вопросу, стоит ли сохранять исторические здания или же необходимо их снести - в материале @Obozrenie.kz.
Напомним, последней под бульдозером оказалась первая паровая мельница в Павлодаре. Архитектурное сооружение служило для переработки зерна в муку и крупы. Это был единственный сохранившийся образец немецкой промышленной архитектуры в Казахстане начала ХХ века.
Ситуация вызвала широкий резонанс в социальных сетях. Пользователи упрекали местных чиновников, что те не смогли сохранить архитектуру прошлого столетия и не пришли к компромиссу с владельцем участка.
«Данный земельный участок никогда не находился на балансе акимата города Павлодара. Вместе с тем, согласно проведенному анализу после обращения общественности с вопросом сохранения здания бывшей мельницы Тиссена, установлено, что данная мельница не относится к объектам историко-культурного наследия города. В связи с чем у местных исполнительных органов нет законных оснований препятствовать работам, проводимым на участке, являющемся частной собственностью физических лиц», - отвечали на критику горожан в акимате Павлодарской области.
Общественники беспокоятся, что вскоре под снос отправят гостиницу «Ливадия», которая расположения рядом с участком, где некогда базировался Народный дом, где сейчас полным ходом идет строительство нового дома. Напомним, здание бывшего Народного дома сровняли с землей еще в 2016 году. Тогда чиновники заверяли, что аварийное строение утратило свою значимость, и ремонтировать его нецелесообразно.
- Если они (здания, - прим.авт.) находятся под защитой государства, неважно при этом, в какой собственности они находятся, будь то республиканская или местная собственность. У нас позиция очень чёткая - за сохранение, но при этом за хорошую и грамотную реновацию, - сообщил вице-министр культуры и информации РК Евгений Кочетов.
В качестве примера спикер привел Северо-Казахстанскую область. Где дали вторую жизнь старому зданию бывшего областного казахского театра в Петропавловске.
- Было старое здание, бывший Дворец железнодорожников,1936-38 года. С архитектурной точки зрения совершенно невероятное здание и театр в прошлом. Наши коллеги из акимата сделали там совершенно фантастический креативный центр, креативный Hub. Пару дней назад они провели презентацию и туда же поместили ребят из регионального офиса Astana Hub. Это показатель того, когда старое историческое здание, сохранив свой облик, до неузнаваемости изменяется внутри и при этом становится реально новой точкой притяжения, - объяснил вице-министр.
Чиновник подчеркнул, что реновация должна проходить, не меняя архитектурный облик таких зданий.
- У акимата Павлодарской области есть хорошие планы на следующий год по открытию, допустим, такого же творческого пространства, креативного Hub’а. Мы надеемся, что в Павлодаре он расположится именно в объекте исторического значения. Во всяком случае, мы были бы этому очень рады, - говорит Евгений Кочетов.
Что касается зданий, которые вывели из списка архитектурных памятников, к примеру, гостиницы «Ливадия», то оно может вернутся в него обратно, подобное решение может принять только аким Павлодарской области, если глас народа будет убедительным.
- Мы сейчас живём в очень хорошее время, когда появилось множество инструментов по учёту мнения населения. Плохо, когда этим не пользуются, потому что коллеги из акимата реально могут получать обратную связь от населения в большом количестве, и, разумеется, это учитывается. Если с нашей стороны будут нужны поддержка, содействие или консультация, мы готовы их оказать, - заверил спикер.
Для примера он предложил обращаться через систему eOtinish, а если павлодарцы пожелают, «чтобы их голос звучал громче», могут создать петицию, которую рассмотрят после получения 15 тысяч голосов.
На вопрос журналистов, не считает ли чиновник, что петиция утратила свою силу после случая с переводом времени, Евгений Кочетов ответил:
- Нет, не считаю, по одной простой причине - это новый механизм по выстраиванию обратной связи с населением. Не было у нас института петиции, и немногие страны могут этим похвастаться.
Фото: Станислав Манаков
Комментариев:0