Фотография - хранитель времени

Обозрение недели, 11-08-2017, 00:00, Просмотров: 145
Фотография - хранитель времени 

Фото из архива Дома-музея Д.П. Багаева

К 133-летию Д.П. Багаева 

Сегодня мы видим, как запросто люди фотографируют мир вокруг себя, своих родных, друзей. А лет сто назад это была целая наука. Старые фотографии открывают для нас целую эпоху - мир почти незнакомый, но заглядывать в него одно удовольствие! 

Техника цифровой фотографии непрестанно совершенствуется и уже достигла невероятных высот. И только одного она не может добиться - этого потрясающего ощущения, которое испытываешь, рассматривая старые фотографии, когда буквально ощущаешь присутствие человека, его ауру, погружаешься в обаяние совершенно другого времени... Фотограф Дмитрий Поликарпович Багаев был одним из первых, кто освоил павильонную портретную съемку в Павлодаре.

Дмитрий Багаев родился 5 сентября 1884 года в деревне Туманы Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Здесь же прошло его детство. Он рано лишился отца, и с девяти лет ему пришлось работать. В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий прибыл в Павлодар. За плечами юноши было пять классов начальной школы.

В Павлодаре он работает сначала рассыльным в горнопромышленном обществе, затем писарем в конторе Артемия Дерова - самого знатного купца города. Здесь у него появляется возможность научиться фотографировать. В 1903 году Дмитрий едет в Омск, где два года работает и обучается у профессионала Василия Коркина. Молодой фотограф был радушно встречен фотохудожником. Здесь Багаев впервые увидел, как фотографическое ремесло в руках настоящего мастера становится искусством.

В 1905 году Дмитрий возвращается в Павлодар, получает специальное разрешение и открывает первый профессиональный фотосалон. Одной из задач салона было то, чтобы уйти от штампов в съемке и обработке снимков. Багаев овладел искусством съемки портретов в комнатной обстановке, приблизив фотографию к условиям окружающей человека жизни. Для этого он приобретает резные кресла, диванчики, столики, вазы с цветами. На заказ были изготовлены детский столик и тумба. Фоном при съемке в комнате фотографу служили обои. Позже он заказал сменные фоны - написанные на холсте картины «Летняя терраса» и «Зимний пейзаж».

Фотографии в то время стоили недешево, и далеко не все могли позволить себе эти расходы. Если же приходили фотографироваться, то часто делали это семьями. В этих случаях делались портреты каждого члена семьи в отдельности, затем групповой снимок. Многие значимые личности были сфотографированы в павильоне Багаева: семья известного в городе купца Фаттаха Рамазанова, семьи владельца пивоваренного завода Николая Пяткова и купца 1 гильдии Артемия Дерова… Еще совсем ребенком на фотографиях поэт Павел Васильев. Среди работ Багаева - портрет знаменитой певицы Майры Шамсутдиновой, с которой он был хорошо знаком.

Еще одна особенность всех профессиональных фотосалонов заключалась в том, что они бережно относились к хранению негативов. Негативы в то время представляли собой стеклянные пластины, на которые при фотосъемке проецировалось изображение, которое затем проявлялось и фиксировалось. Поэтому на паспарту того времени можно видеть пометку «Негативы хранятся». Спустя некоторое время можно было обратиться в фотоателье и заказать повторную печать сделанной ранее фотографии. Паспарту Багаева были с золотым тиснением, внизу надпись: «Фото Багаева, г. Павлодар». Самым распространенным размером паспарту был формат под названием «кабинет-портрет» - 10х13,7 сантиметров.

Портретным работам Багаева присущ определенный стиль. Он не стремился к обобщению, к типизации образа. Его больше интересовали возможности реалистической передачи фотографией индивидуальных особенностей людей.

Позже фотограф пристраивает к дому специальный фотопавильон со стеклянной стеной и стеклянной же крышей, по всем правилам светотехники. Причем стеклянная часть обращена на север, чтобы в павильон не попадали прямые солнечные лучи, но всегда хватало рассеянного света.

В практику вошли мягко рисующие объективы. Портретная фотокамера Фойхтлендер и сменные к ней объективы стали главным орудием в руках фотографа.

В портретных работах Багаева поражает высокий психологизм, проникновение во внутренний душевный мир изображаемых им людей, яркая индивидуальность, эмоциональность, большой художественный вкус.

Почти каждый портрет его работы был в известной степени творческим опытом. В серии портретов можно найти разнообразные опыты тональной композиции: съемка темного на светлом фоне, светлого на темном фоне. Во многих случаях он показывал крупное лицо, в других обращал внимание на руки. Очень характерна для Багаева его работа «Мать».

Художественный критик Иванов-Терентьев в журнале «Фотограф» отмечал Багаева как лучшего фотографа, с которого следует брать пример, и умеющего воплощать идею в художественной форме.

В совершенстве овладев сложнейшим из способов художественной фотопечати - пигментным способом, изучив историю и теорию фотографии, с 1910 года Багаев начинает участвовать в художественно-фотографических выставках, проходивших в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Иркутске, Тамбове. На Всероссийском конкурсе художественной фотографии в 1912 году ему была присуждена наивысшая награда Гран-при. Работы Багаева публиковали в одном ряду с такими известными фотографами, как Л.Ландсберг, М.Наппельбаум. 

Надежда МАЙБА

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ


О сайте

Адрес: ул. Ленина, 143 ("Дом печати") 1 этаж 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты 8(7182)-61-80-24 коммерческий отдел
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства 15994-СИ.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.