Главная > НОВОСТИ НЕДЕЛИ > Какие изменения в ситуации с дизтопливом произошли за неделю?
Какие изменения в ситуации с дизтопливом произошли за неделю?2-09-2022, 09:21. Разместил: Станислав Манаков |
Строгие выговоры, бурные обсуждения и ажиотаж - как развивались события вокруг дизельного топлива на этой неделе, расскажет редакция @Obozrenie.kz. Не доработали Строгие выговоры объявили главе «КазМунайГаза» Магзуму Мирзагалиеву и вице-министру энергетики Асету Магауову. Решение аргументировали тем, что они своевременно не приняли меры для обеспечения страны дизельным топливом. Также приняли меры дисциплинарного взыскания и расторгли трудовые отношения с ответственными сотрудниками Минэнерго и КМГ. Над вопросом бесперебойного обеспечения дизельным топливом всех регионов страны работает специально созданная по поручению премьер-министра комиссия. В нее вошли представители ответственных государственных органов и национальных компаний. Комиссия выявила факторы, оказавшие влияние на нехватку важного для страны горючего. Одной из основных причин является существенный рост потребления топлива, в первую очередь транзитным иностранным транспортом. Еще одной причиной назвали переток дизтоплива за пределы Казахстана, в соседние страны, из-за существенной разницы в цене. К примеру, стоимость дизеля в Казахстане составляет 230-260 тенге за литр, тогда как на заправках Узбекистана, Кыргызстана и России цена доходит до 440 тенге. Напомним, чтобы решить эту проблему, министерство энергетики совместно с АЗРК 22 августа приняло приказ, в соответствии с которым предельная цена на дизельное топливо составляет 450 тенге. Но это касается не всех. При предъявлении водительских прав и техпаспорта казахстанского образца водитель имеет право заправиться по 230-260 тенге за литр, в зависимости от региона. Для физических лиц и частных автомобилей лимит по такой цене составляет 100 литров в день, для грузового транспорта - 300 литров в день. «Зафиксированы факты, когда отечественные нефтебазы продавали дизтопливо по цене выше его розничной стоимости, что приводило к сокращению объемов реализации топлива в регионах, так как его покупка становилась нерентабельной для АЗС. Кроме того, выявлены системные упущения и недостатки в выработке, маркетинге и логистике со стороны компаний «КазМунайГаз», Petrosun, а также нефтеперерабатывающих заводов», - говорится на официальном информационном ресурсе премьер-министра Республики Казахстан. Также для нормализации ситуации и полного обеспечения внутреннего рынка ГСМ приняли оперативные и долгосрочные меры: - увеличили объем производства ДТ до 5,2 млн тонн в этом году, что на 340 тыс. тонн больше, чем в 2021 году; - увеличили объемы отгрузки ДТ с нефтеперерабатывающих заводов; - Фонд «Самрук-Казына» и АО НК «КазМунайГаз» достигли договоренности о поставках дополнительных объемов дизтоплива; - запланировано расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ. С 2023 года планируется поэтапный переход на новую схему работы НПЗ, в рамках которой нефть на заводы будет поставляться непосредственно недропользователями либо путем прямого закупа НПЗ. Также в Минэнерго и крупных сетях АЗС открыты call-центры, куда казахстанцы могут сообщать о фактах необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ. Разберемся на месте В Павлодарской области ситуацию с дизтопливом без внимания тоже не оставили. Совещание по ситуации с обеспечением внутреннего рынка дизельным топливом и его отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов прошло в конце прошлой недели. Аким Павлодарской области Абылкаир Скаков и председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев встретились с представителями крупных сетей АЗС. По информации заместителя председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Армана Кайрденова, производство нефтепродуктов ежегодно растет. В 2022 году план переработки нефти на трех крупнейших НПЗ увеличился почти на миллион тонн. В планах этого года переработать около 17 миллионов тонн нефти. При этом из-за максимальной загруженности заводов требуется круглосуточный контроль над техническим состоянием оборудования. «Аномально высокий спрос на дизтопливо, по словам представителей крупных АЗС, наблюдается в областях, граничащих с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном. Это связано с транзитной заправкой тяжелогрузовых автомобилей из этих стран. Не исключают представители АЗС возможность контрабандного вывоза из-за низкой розничной стоимости дизтоплива в Казахстане, которая дешевле российского в 1,5 раза. В результате более дешевое в цене казахстанское топливо уходит в приграничные регионы и субсидирует рынок соседних стран», - сообщили в пресс-службе акима Павлодарской области. Подводя итоги рабочей встречи, глава «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев поручил обеспечить стабильную реализацию дизтоплива на рынок РК в период предстоящих осенне-полевых работ, постоянный контроль за безаварийной работой НПЗ КМГ и выполнение производственного плана на 2022 год. Также необходимо усилить взаимодействие с национальной компанией «Қазақстан темір жолы» по своевременной подаче вагонов и локомотивов для бесперебойной отгрузки ГСМ с НПЗ. Он также напомнил, что для того, чтобы не допустить нехватки нефтепродуктов, в текущем году принято решение о переносе планового ремонта Шымкентского НПЗ на 2023 год. Иллюстративное фото: Станислав Манаков Вернуться назад |