Главная > ИНТЕРВЬЮ > Ермек Турсунов: «А современное кино я смотреть не могу»
Ермек Турсунов: «А современное кино я смотреть не могу»28-07-2018, 14:27. Разместил: Валерия Джембетова |
Фото: Станислав Манаков Этим летом у нас в городе произошло знаковое событие - Первый Международный кинофестиваль «Ertis Cinema». Председательствовал на этом кинофоруме казахстанский режиссер, сценарист, писатель Ермек Турсунов, известный зрителям по кинолентам «Шал», « Келин», «Мамлюк» и др. Любая творческая работа мастера, снятая либо по его сценарию, либо им самим, как режиссером, всегда вызывает неоднозначные отклики публики и мировое признание. Одно ясно - имя Ермека Турсунова уже вписано золотыми буквами в казахстанский кинематограф. В общении лидер казахстанского кинематографа и живой классик, как называют его коллеги, прост и открыт. Ермек Каримжанович, у вас большой опыт и как сценариста, и как режиссера. Если видите некачественный продукт начинающего кинематографиста, указываете на ошибки? - Я стараюсь никого не учить, тем более если меня об этом не просят. Часто дают почитать сценарии, посмотреть фильмы. Я стараюсь честно высказать свое мнение. Это же мой коллега, я уважаю чужой труд, это очень нелегкая работа. А вообще всегда с сочувствием отношусь к тем людям, кто занимается кино в любом качестве. Я всех молодых кинематографистов отговариваю. Мне их жалко. Почему? Кинематограф - это же захватывающе и интересно. - Сейчас ситуация в кино очень сложная. Потому что кино в том понимании, как я его воспринимаю, уже не осталось. Уже нет тех великих людей, которые нас учили. Рязанов, Данелия, Мотыль, Черных.… Вот эти люди, на которых строился советский кинематограф. Кино, на котором нас учили, уже стало архивом, классикой. А современное кино я смотреть не могу. Я не хожу в кинотеатры, потому что там 95% Голливуда, причем плохого. Голливуд тоже достаточно разный. Кино стало частью шоу-бизнеса. Это неприемлемо. Как думаете, может, настанут снова «те» времена …? - Нет. Настанут другие времена, какие - пока не знаю. Сейчас процент некачественного кинопродукта превысил все мыслимые нормы. Это уже «entertainment» - развлечение. Не случайно пепси-кола, попкорн и кино встретились в одном месте. Откуда вы черпаете вдохновение? - Я отношусь к этому немного иначе. Идеи встречаются очень редко. Если за всю жизнь тебя посетит четыре-пять идей, это уже много. Есть отношение к своему делу как к ремеслу, работе, и в каком-то смысле оно становится частью твоего образа жизни. У меня же не так, что я в девять на работу ушел, в шесть пришел, и голова выключилась. Ты 24 часа в процессе. Это постепенно превратилось в образ и стиль жизни. Ты с этим ешь, спишь, просыпаешься. Ты все время находишься в процессе. Даже не ожидаешь, в какой-то момент что-то щелкнуло, и посетила идея. Это может быть случайно оброненная кем-то фраза, интересное лицо, фактурная жизненная ситуация, деталь, эпизод. У меня есть свой портфель готовых сценариев, разных заготовок, которые ждут своего часа. Это как у огородника: там у тебя капуста, там клубника. И у каждого фрукта или овоща свое время, за ними нужно ухаживать, удобрять или просто наблюдать. Процесс съемки вы ведете лично от начала до конца? - Да, конечно. Это же мое дело. Конечно, я же не могу сам залезть в кадр, сыграть за актера, встать за камеру на место оператора… А иногда возникает такое желание? - Нет, потому что я всегда набираю в команду людей, которым полностью доверяю. Это, как правило, профессионалы высокого уровня, которых не я должен учить, а они меня учат. Я никогда не делаю чужую работу. Просто пытаюсь каждому объяснить смысл сценария, что и для чего. С каждым профессионалом нужно говорить на его языке. У вас постоянная команда? - Есть административная группа, это уже устоявшийся состав. А съемочная группа всегда разная. Каждый сценарий требует определенной формы работы, определенного подхода. Писательство для вас - это работа или отдых? - Нет, это точно не отдых. Я от природы лентяй. Я ненавижу писать, всячески себя обманываю, чтобы не писать. Но стыжусь, когда ничего в течение дня не написал. У меня уже давно выработался свой график. Встал, чай попил, пошел работать. Где-то до 12 часов каждый день я работаю с текстами. Это как в тренажерном зале, постоянно нужно заниматься. А у вас остается время на отдых? - Да, конечно. Но я не знаю, как его организовать. Мне вообще не нравится слово «надо». «Надо отдыхать» - как это? Пугаюсь этого слова. Я не пью, дома не курю, в карты не играю, на охоту не хожу, с удочкой сидеть терпения не хватает. Я не знаю, что значит отдыхать. Иногда просто бездельничаю, книги читаю, с друзьями встречаюсь. Но могу поиграть в футбол. Я раньше профессионально занимался. И до сих пор футбол остался в моей жизни. От отдыха вообще больше устаешь. Нужно большое терпение. Бывает, что на работе и то больше отдыха? - Да, бывает. Особенно, когда что-то получается. Появляются приятные ощущения, и вообще не устаешь. Работа перестает уже быть работой. Даже заработок на десятом плане где-то. Ермек Каримжанович, вы разноплановая личность. Но по первому образованию мы коллеги. - Да, это так. Я окончил факультет журналистики в КазГУ. Еще тогда учителя были настоящими учителями. У нас был сильный педагогический состав. Мне вообще повезло с учителями в жизни. По второму образованию я кинодраматург, получал его в Москве. А в какой момент вы решили стать режиссером и отказались от профессии журналиста? - Вообще я не планировал становиться киношником. Я всю жизнь писал. Как раз журналистика с этим и связана. После университета я проработал несколько лет в газете «Ленинская смена», в разных журналах, в Союзе писателей. Мне стало интересно узнать о кинодраматургии, и я поехал в Москву на курсы. Достаточное количество фильмов поставлено по моим сценариям. Потом мне предложили снять фильм по своему сценарию. Уже как режиссер закончил работу над фильмом «Келін». Дальше я снимал фильмы по своим сценариям. Это лучше, потому что раньше, когда я видел фильмы по моим сценариям, мне они никогда не нравились. Когда ты пишешь, в своем воображении представляешь фильм. Сейчас все намного лучше. Получилось - хорошо, не получилось - сам виноват. Спасибо, Ермек Каримжанович, что уделили нам время. Побольше вам качественного кино. Вернуться назад |