Главная > ФОТОРЕПОРТАЖ > Быть частью общества
Быть частью общества17-11-2016, 19:00. Разместил: Ольга Великодная |
||||||||||||||||||||||||
У павлодарцев, в чьих семьях есть ребенок с диагнозом “аутизм”, теперь появилось место, куда можно обратиться за специализированной помощью. В реабилитационном центре Ассоциации родителей детей-аутистов, открывшемся по адресу Ак. Сатпаева, 99 мамы с ребятами, у которых нарушены социальные навыки, в игровой форме учатся общению и взаимодействию с людьми.
Реабилитационный центр, в котором уже проходят занятия, был передан Ассоциации в доверительное управление от акимата города. По соседству с ним находится еще один социальный объект - центр для детей с ментальными нарушениями. - Эти два здания передаются в доверительное управление, не безвозмездно, они остаются на балансе у государства, - пояснил Кайрат Нурмагамбетов, руководитель отдела занятости и социальных программ. - Мы будем размещать здесь социальный заказ. Он подразумевает содержание за счет бюджета - коммунальные услуги, заработная плата соцработникам. Этот центр отремонтирован в рамках первого направления “Дорожной карты занятости-2020”. На ремонт потратили 37 миллионов. Раньше павлодарцам, в чьих семьях есть дети с проблемами коммуникации, приходилось ездить на реабилитацию в Алматы. Там уже несколько лет действует проект “Аутизм победим”, и его специалисты помогают детям уйти от этого диагноза. Сейчас же получить помощь можно в родном городе. Большое внимание специалисты павлодарского центра уделяют постоянному нахождению аутистов в социуме - все игры и занятия проходят в коллективе, бок о бок с другими семьями. Игрушек здесь практически нет, так как их разнообразие провоцирует ребенка на проявление аутичных реакций и создает конкуренцию общению с мамой. Детей приучают к выполнению бытовых навыков и обычному приему пищи, ведь очень часто человек с таким диагнозом избирателен в еде и предпочитает узкий перечень продуктов. По словам Дамиры Абдрахмановой, директора общественного фонда “Ассоциация родителей детей-аутистов”, несмотря на то, что прогнозов на стопроцентную реабилитацию никто не дает, мамы сами замечают улучшения в поведении своих детей. - Есть дети, которые вообще не заходили раньше в помещение, а сейчас наравне со всеми играют и выполняют задания, - делится Дамира. - У нас три важных группы занятий: игровая форма, мышечный блок и развитие бытовых навыков. Нас обучают правильно работать со своими детьми. Сейчас в центре занимается 22 семьи, самому маленькому ребенку - два года семь месяцев, самому старшему - 13 лет. Что особенно примечательно, с ребятами занимаются бесплатно. Одним из тренеров стала специалист проекта “Аутизм победим” Татьяна Дракина: - Я сама из Москвы, в Алматы в проекте работала шесть лет, сейчас здесь работаю вместе с коллегой Антоном. Наш подход в работе в Ассоциации основан на классической школе психологии Льва Выготского. Речь идет о социокультурном встраивании навыков ребенку. Мы создаем благоприятную атмосферу, которая способствует развитию наших детей вместе с родителями. Дети учатся контактировать с родителями, с другими детьми, со специалистами, потому что проблема аутизма - это именно проблема общения. По словам Татьяны, павлодарские психологи и родители активно включились в работу. На прошедших выходных семинар проекта “Аутизм победим” посетило более 400 специалистов и еще 33 записались на стажировку в реабилитационный центр. По данным Ассоциации, в Павлодаре живет 45 детей с аутизмом. Но стоит понимать, что на деле таких ребят гораздо больше - не все встают на учет, у кого-то окончательное решение о диагнозе еще не принято. Большинство родителей не сразу понимают, что с их ребенком что-то не так. - Первый признак аутизма - проблемы со зрительным контактом, ребенку сложно смотреть прямо в глаза человеку, - поясняет Татьяна Дракина. - Он может или кратковременно смотреть, или как будто в прострации. Ребенку неинтересны другие дети, он не обращает внимания на своих братьев, сестер, на детей на улице. У ребенка есть стереотипные действия, которые он многократно может проигрывать - двигательные, звуковые или зрительные. Он может это делать часами, не интересуясь родителями, которые его инициируют на игру. Ребенок боится сильных шумов, закрывает уши, он избирателен в еде, ест какую-то определенную пищу. Есть проблемы с речью, у кого-то речевая задержка, кто-то повторяет сказанное за родителями. Несмотря на непростой диагноз, в практике казахстанских врачей и дефектологов уже есть положительные примеры, когда ребенку удается уйти от диагноза и полностью адаптироваться в обществе. В Павлодаре таких случаев пока нет, но появившийся центр дает большую надежду семьям на успешную социализацию их детей. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |