Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/obozrenie.kz/httpdocs/engine/modules/show.full.php on line 316 DataLife Engine > Версия для печати > Пограничная служба: что павлодарцам можно знать, а что нельзя?
Главная > КАЧЕСТВО ЖИЗНИ > Пограничная служба: что павлодарцам можно знать, а что нельзя?

Пограничная служба: что павлодарцам можно знать, а что нельзя?


8-07-2025, 13:52. Разместил: Станислав Манаков

Казахстанская граница - дело серьёзное, особенно если вы попробуете узнать, как она работает. Не о секретных тоннелях и спецоперациях, просто о том, какие посты в Павлодарской области на ремонте, сколько человек пересекают границу и служат на благо родины, и куда жаловаться, если что-то пошло не так. Казалось бы, обыденные вопросы. Но стоит задать их, и вы попадёте в лабиринт ведомств, формулировок и затяжной паузы в получении информации, передает @Obozrenie.kz.

Речь пойдет лишь о пунктах пропуска, которые ежедневно пересекают сотни людей и машин. Но даже чтобы узнать, кто и сколько раз в год проезжает через «Косак» или «Шарбакты», пришлось потратить почти два месяца и отправить несколько официальных запросов.

Комитет национальной безопасности оказался немногословен, но всё же сообщил, что в Павлодарской области действует десять пунктов пропуска. Они разбросаны по районам: в Железинском районе функционируют «Урлитобе» - автомобильный и речной, а также железнодорожные «Валиханово» и «Мынкуль»; в Иртышском - автомобильный «Амангельды»; в Успенском - «Косак» и «Найза»; в Шарбактинском - «Шарбакты» (авто и ж/д), а в самом Павлодаре - авиационный пункт. Основная нагрузка, по данным ведомства, приходится на «Урлитобе», «Шарбакты» и «Косак». Но на этом конкретика почти заканчивается.

О численности военнослужащих КНБ, охраняющих границу, спрашивать, как оказалось, не следовало. В ответ: «информация ограниченного распространения». Тем временем ведомство уверяет, что жалоб и коррупционных проявлений среди личного состава в Павлодарской области за 2024 год и начало 2025 не зафиксировано. Либо погранслужба функционирует безукоризненно, либо граждане не в курсе, что на пунктах висят таблички с QR-кодами и телефонами доверия.

На каждый вопрос, касающийся ремонта, улучшения или хотя бы текущего состояния пунктов, КНБ отправлял к другим инстанциям. И действительно, Министерство транспорта РК подтвердило: в рамках Дорожной карты на 2024-2030 годы запланирована реконструкция пяти автомобильных пунктов пропуска: «Урлитобе», «Косак», «Шарбакты», «Найза» и «Амангельды». Однако в те же сроки - в 2023 и 2024 годах - никаких средств на ремонт этих объектов выделено не было. Формулировка ведомства звучит так: реконструкция зависит от степени изношенности и необходимости модернизации.

Инфраструктура на внешней границе РК подчиняется разным структурам: если речь идёт о пунктах внутри ЕАЭС, то за них отвечает Минтранс, если о внешних - Минфин. А чтобы открыть новый пост, нужно не только решение Правительства, но и согласие сопредельного государства. Инициатив от той же России в ближайшее время не поступало, значит, и новых пограничных ворот в Павлодарской области ждать не стоит. Официально вопрос даже не рассматривается.

На вопрос, сколько денег планируется выделить на реконструкцию, в Минтрансе ответили витиевато: сумма будет известна только после прохождения государственной экспертизы. Документацию разрабатывает КНБ, а следить за качеством ремонта будут аж четыре структуры: инженеры технического и авторского надзоров, РГП «НЦКДА», филиал АО «НК КазАвтоЖол» и сам департамент ПС КНБ.

Теперь немного статистики, чтобы осознать масштаб. В 2024 году пункты пропуска Павлодарской области пересекли около 720 тысяч граждан Казахстана и порядка 1,1 миллиона иностранцев. Из них подавляющее большинство - граждане России (825 тысяч), следом идут граждане Кыргызстана (90 тысяч), Узбекистана (70 тысяч) и других стран (115 тысяч). С начала 2025 года поток не снизился: за первые месяцы границу пересекли более 317 тысяч казахстанцев и почти 480 тысяч иностранцев. При этом летом, как заявили в Минфине, нагрузка увеличивается до двух тысяч транспортных средств в сутки. В 2024 году через посты проехали 350 тысяч легковых авто, 230 тысяч грузовых и 10 тысяч автобусов. За неполный 2025 - уже 264 тысячи транспортных средств, включая 100 тысяч грузовиков. То есть граница работает как живая артерия, даже если технически не нуждается в ремонте.

Нужен ли ремонт павлодарским погранпостам? С учетом проходимости, рано или поздно - да. Будет ли он? Возможно, но не в ближайшее время. А пока есть QR-коды, видеокамеры, статистика без жалоб. Таким образом, пограничная служба Павлодарской области остаётся территорией парадоксов: нагрузки колоссальные, ремонт потребуется, деньги пока не выделены, новых постов не планируется, а жалоб - ноль.

Материал подготовлен на основе официальных ответов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Министерства транспорта Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан.

Архивное фото: Станислав Манаков


Вернуться назад