Главная > КАЧЕСТВО ЖИЗНИ > Регион мечты: как делят бюджет между школами, аттракционами и канализацией

Регион мечты: как делят бюджет между школами, аттракционами и канализацией


16-06-2025, 16:38. Разместил: Станислав Манаков

Пешеходный маршрут длиной в несколько километров, мост через Иртыш, колесо обозрения стоимостью как школа, и футбольный клуб, который, может быть, снова сыграет с «Барселоной». Павлодар сегодня одновременно строит, ремонтирует, мечтает и экономит. А журналисты продолжают задаваться вопросом: в какую сторону ведёт регион свою урбанистическую эволюцию, и есть ли у людей шанс всё это когда-нибудь увидеть своими глазами, а не только в ПСД, передает @Obozrenie.kz. 

Недавний выезд акима Павлодарской области Асаина Байханова стал настоящим откровением. Без письменных запросов, без ожиданий, но с максимальной информативностью и почти философским подтекстом о том, как сложно планировать в условиях ограниченного бюджета и безграничных ожиданий граждан.

Аттракционы в Павлодаре, по признанию самого акима, «в полудышащем состоянии». Они стоят в городском саду как привет из 80-х, храня в себе немного ностальгии и много усталости. План - заменить, желательно на современные и желательно не за счёт бюджета. Иначе один только новый аттракцион, а точнее колесо обозрения, влетит казне в 3 миллиона долларов.

- Это только оборудование, а ещё его нужно установить. Итого - два миллиарда тенге. А у нас, простите, школы нуждаются в ремонте, - трезво замечает глава региона.

Так что идея проста: да, будет платно. Поэтому поможет только частный бизнес. Государство готово передать парк в доверительное управление, но не в собственность. Модель понятная, как с поликлиниками или тепловыми сетями. Инвестор - в управлении, имущество - за государством. При этом Асаин Байханов открыто говорит:

- Не можем мы сейчас тратить миллиарды на развлечение, если у нас школы аварийные, если детей по 20 километров каждый день возят в мороз на занятия в соседнее село.

Здесь начинается суровая правда: пока одни обсуждают «молодёжную Барсу», другие строят школу в Бирлике, чтобы 140 детей перестали ездить в соседнее село. Строят школу в Тлектесе, потому что та, что есть, аварийная. А дети из Актогая учатся в приспособленном здании. Вся социальная часть - под грифом «срочно». И, разумеется, приоритетнее колеса обозрения.

Для чего здесь спортивная аллегория? Далее речь идет о перспективах павлодарского футбола, которые упираются в стадион. Возможно - новый, возможно - реконструкция старого. Зачем? Для еврокубков. Звучит туманно, но Асаин Байханов объясняет:

- Футбол в КПЛ не зарабатывает. Только если играть с турецким «Галатасараем», пусть даже вторым составом. Или с молодёжной «Барсой». Тогда другое дело.

Всё это пока на уровне намерений. Но если верить интонации акима - серьёзных.

Набережная Павлодара, которая и так уже перенасыщена всем, чем только можно, тоже ждёт «перезагрузки». Трафик - до 200 тысяч проходов в день. Люди гуляют туда-сюда, и по счётчику получается гораздо больше. Развлекательную часть планируют оттянуть в Горсад, чтобы набережную сделать прогулочной, а не суетной.

Концепция ясна: от флагштока в сквере Афганцев до дамбы Усолки. С пешеходным мостом к лыжной базе. С полной реконструкцией и с инклюзивной улицей Лермонтова, после реконструкции, разумеется. Всё это есть в документах, проработано и отложено на 2026 год. Почему отложено? Глава региона заверяет, что сейчас есть более важные объекты.

Трубы - отдельная глава. Павлодар - город на старых трубах: канализация, водопровод, теплосети - 90% износ. Почти 800 километров сетей менять надо безотлагательно, но постепенно. Без иллюзий. На Ломова, например, тепловые сети и электричество уже заменили, а вот канализация старая. Впрочем, Лермонтова выглядит оптимистичнее: теплосети там ещё держатся, а два крупных коллектора пройдут капремонт. Но что бы ни случилось - придётся копать.

- В среднем износ 90%, это 780 километров тепловых сетей, вместе с канализацией и водопроводом. Хотим мы или нет - будем копать, - отметил аким.

И пока всё это происходит, жители спрашивают: где новый аэропорт? Аким объясняет: вопрос не в красоте, а в безопасности. После 2011 года требования к аэропортам изменились. Международные рейсы не прилетят, если нет разделения потоков, соответствующих залов, сканеров. Поэтому реконструкция - не по прихоти, а по необходимости. Иначе ни один европейский лоукостер даже не посмотрит в сторону Павлодара. Павлодарский аэропорт сейчас вошёл в список «невидимых, но важных» объектов.

- Люди спрашивают: почему раньше в Павлодар летал даже какой-нибудь Ганновер, а сейчас не летает никто? А потому что времена изменились. Сегодня мы обязаны обеспечить все нормативы, иначе наш аэропорт просто не пройдёт сертификацию. Поэтому мы и приводим его в порядок - чтобы он соответствовал требованиям времени, а не просто выглядел красиво, - объяснил Асаин Байханов.

Ещё один эпизод, почти курьёзный: микрорайон Спорт-Сити частично залез в санитарную зону. На 20 метров проектировщик ошибся. Проблему нашли, ПДП корректируют. Аким говорит: «Катастрофы нет. Исправим».

И всё же общий вектор ясен. Регион выбирает, что нужнее, делит между «надо срочно» и «было бы хорошо». Между мечтами о европейском футболе и обязательствами перед школьниками в Бирлике. Между мостом в будущее и трубой из 1984 года. И в этом - настоящая жизнь области. Когда всё хочется, но на всё не хватает. И когда успех - это не фейерверк, а тихий запуск новой школы. Не парижский «Диснейленд», а канализация, которая перестала давать течь. Не мечта о «Барсе», а улица Лермонтова, по которой спокойно пройдёт коляска.

Фото: Станислав Манаков


Вернуться назад