Главная > ФОТОРЕПОРТАЖ > Прогресс сквозь критику: как улица Лермонтова станет новой пешеходной артерией Павлодара
Прогресс сквозь критику: как улица Лермонтова станет новой пешеходной артерией Павлодара15-05-2025, 12:32. Разместил: Станислав Манаков |
|||||||||||||||||||||
![]() Изменения начались с главного: масштаб реновации улицы Лермонтова впечатляет даже искушенного горожанина. В зоне реконструкции - участок от Набережной до проспекта Назарбаева протяженностью 2,2 километра, общей площадью 13,3 гектара. Здесь будет реализован принципиально новый для Павлодара подход: не просто обновить асфальт, а превратить улицу в современное общественное пространство - с фонтанами, велосипедными дорожками, арт-объектами, детскими и спортивными площадками, а главное - с удобной, безопасной и инклюзивной пешеходной средой. Общая стоимость проекта - 6,4 миллиарда тенге из местного бюджета. Аким Павлодарской области Асаин Байханов подчеркивает, что проект давно назревал, несмотря на споры, вызванные временными неудобствами и «непривычными» решениями. ![]() - Конечно, такие масштабные изменения вызывают полярные мнения. У кого-то недовольство, у кого-то воодушевление. Но наша задача - смотреть вперед. Пешие прогулки - и это доказано - продлевают жизнь. Людям нужно пространство, где можно просто пройтись, отдохнуть, пообщаться. Лермонтова - идеальный маршрут для этого. Мы хотим связать улицу с набережной, создать один длинный пешеходный променад. В перспективе - пешеходный мост через Усолку. Это необходимость, - подчеркивает глава региона. ![]() Речь идет не только об удобстве. По словам акима, изменение городской среды - это еще и вклад в безопасность. Припаркованные в три ряда автомобили, широкие полосы, незащищенные пешеходы - все это создавало угрозу. Сейчас планируется внедрение островков безопасности, приподнятых пешеходных переходов, установка продвинутой системы освещения, как для проезжей части, так и отдельно для пешеходов. - Ширина полос играет огромную роль. Чем уже полоса - тем ниже скорость. В Москве на Садовом кольце сократили ширину до 3,2 метра, у нас же многие привыкли к широким дорогам. Мы официально сохраняем четырехполосное движение - две полосы в каждую сторону. Просто делаем его более контролируемым, спокойным и безопасным, - пояснил Байханов. ![]() Авторы проекта - архитекторы, имеющее опыт реализации сложных городских концепций. Роман Шнайдерман, участвовавший в проектировании улицы, отмечает: это будет первая улица в Павлодаре, реконструированная комплексно. - Мы не ограничиваемся проезжей частью. Мы меняем фасады, обустраиваем прифасадные зоны, впервые создаем полноценную велоинфраструктуру. Формируем линейный парк, комфортный для прогулок. Это будет улица, по которой захочется не ехать, а идти, - считает архитектор бюро «Envicon-A» Роман Шнайдерман. ![]() Реконструкция предусматривает посадку более 300 деревьев, 50 000 многолетних кустарников и цветов, автоматическую систему полива, монтаж пешеходного освещения. Особое внимание - эстетике. Впервые применяются злаки как элементы озеленения - не только как тренд, но и как экологически обоснованный выбор. - Мы используем северные сорта: пузыреплодник, сибирский дерен, шалфей, тысячелистник. Они адаптированы к нашему климату, а злаки - это не только красота, но и отражение степного характера региона. Город обретает свою ландшафтную идентичность, - добавил архитектор. ![]() Фасады 34 многоквартирных домов вдоль улицы будут покрашены со всех четырех сторон, включая дворовую часть. - Это не просто косметика. Красивый фасад - это ощущение заботы о городе. Люди начинают по-другому воспринимать пространство, ценить его, - говорит Роман Шнайдерман. Ранее планировалась только трехсторонняя окраска, но аким области поручил не перекладывать эту ответственность на жителей. ![]() - Идея заключалась в том, что если государство красит три стороны дома, то жители могли бы самостоятельно собрать средства и покрасить четвертую сторону, проявив сознательность. Однако мы поняли, что для людей это неприемлемо. Поэтому мы решили покрасить фасады со всех четырех сторон, этот вопрос закрыт. Всего мы приведем в порядок фасады 34 многоквартирных домов на улице, - объяснил аким области. Изменения в городской среде часто идут рука об руку с экономическим ростом. Об этом напоминает Ерлан Аукенов, председатель Ассоциации устойчивого развития территорий Q88. По его словам, пешеходные улицы по всему миру дают один и тот же результат: увеличение трафика, рост доходов малого бизнеса, развитие новых форм самозанятости. ![]() - Мы встречались с более чем 50 предпринимателями на Лермонтова. Показали им цифры: в городах, где внедряют подобные реновации, количество пешеходов увеличивается до 10 раз. Это напрямую влияет на выручку. Кафе, магазины, лавки - все оживает, когда появляется поток гуляющих людей. Павлодарцы станут больше гулять - и больше тратить, - считает Ерлан Аукенов. Он приводит пример Ванкувера, где аналогичная реновация привела к возврату вложений уже в первый год через рост налогов, занятость, повышение стоимости недвижимости. Аукенов уверен, что эффект в Павлодаре будет аналогичным. ![]() - Мы создаем не просто улицу. Мы запускаем механизм самоподдерживающейся экономики: новые рабочие места, уличная культура, микробизнес. Люди станут гулять, общаться, отдыхать без необходимости ехать в торговый центр и тратить те же 15-20 тысяч тенге каждые выходные, - подчеркнул он. По его мнению, это еще и важный шаг к воспитанию новой городской этики. Чистая, безопасная, ухоженная улица формирует иное поведение: люди начинают беречь общественное пространство, появляется социальный контроль, исчезают стихийная торговля и вандализм. ![]() - Существует так называемая теория разбитых окон: если человек идет по улице и видит запущенное здание, выбитые окна - это автоматически создает ощущение неблагополучия, настраивает на негатив. И наоборот - когда перед глазами ухоженные фасады, чистые тротуары, зеленые насаждения, у людей формируется совсем другое восприятие города. Это влияет на социальную атмосферу - появляется ощущение уюта, безопасности и уверенности. Именно таким мы хотим сделать променад на Лермонтова, - объяснил спикер. ![]() Напомним, работы в этом году продолжились весной и ведутся поэтапно. Сейчас завершаются основные подземные инженерные сети - кабельные линии, полив, водоотведение. В июне начнется покраска фасадов. Завершение всех работ планируют до ноября 2025 года. По информации акимата, это один из самых амбициозных городских проектов последних лет. Его уникальность - в подходе «от фасада до фасада». Это не просто благоустройство, а полное перепрофилирование пространства, включая переформатирование дворов, освещения, инженерных коммуникаций, логистики. - Иногда нам кажется, что все, что делается, - это просто брусчатка. Но на самом деле это работа вглубь. Переустройство затрагивает до метра в глубину. Это комплексная реконструкция, - объясняет сроки Ерлан Аукенов. Проект улицы Лермонтова может стать примером для всего Казахстана. Он показывает, что реновация - это не роскошь, а необходимость. Город, где комфортно ходить, жить, дышать, работать, - это город, где хочется оставаться. И если раньше «уютный город» был скорее мечтой, то сегодня в Павлодаре мечта становится реальностью - пусть и не сразу, и не без критики. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |