Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/vhosts/obozrenie.kz/httpdocs/engine/modules/show.full.php on line 316
Главная > СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК > Павлодарский психолог рассказала, как избежать «цифрового аутизма»
Павлодарский психолог рассказала, как избежать «цифрового аутизма»4-10-2024, 17:33. Разместил: Айбек Жуматов |
Гаджеты все глубже проникают в жизнь людей. Для детей, родившихся в эпоху цифровых технологий, мобильный телефон, компьютер, ноутбук или планшет - уже неотъемлемая часть жизни, без них они не представляют ее. Они не знают другого мира, кроме мира людей, уткувшихся в телефон. Наверное, каждый взрослый замечал: как только у ребенка отнять телефон, ему тут же становится «скучно», передает @Obozrenie.kz. Порой мы сами в этом виноваты, наши дети - наше же отражение. Зайдите в любую поликлинику, автобус, трамвай - девять человек из десяти будут «ковыряться в сотках». Конечно, не все праздно проводят время в «мобилах», некоторым по долгу службы приходится постоянно отвечать на сообщения или выполнять иную работу на крохотных экранчиках. Но все же нам тоже стоить ограничить время «сидения в сотке». Ведь гаджеты - это плохо. Или нет?.. Послушаем мнение специалиста. - Компьютерные игры и гаджеты - это неотъемлемая часть современной жизни, - признает психолог Ксения Волкова. - Поэтому я не могу к этому относиться как к чему-то категорически отрицательному, это как оценить нужность лета и зимы. У всего есть свои положительные и отрицательные стороны. Современные дети живут в эпоху цифровых технологий, для них это естественные процессы. Однако такие процессы не всегда устраивают родителей и педагогов, который выросли до эпохи повального использования глобальной сети, мобильных телефонов и других современных девайсов. - Мы изо всех сил старались оградить нашего первого ребенка от телефона, - рассказывает мать двоих детей Алия Ергаликызы. - Думаю, это дало свои плоды - у сына есть другие интересы помимо сотки - история, спорт, живое общение с друзьями. Конечно, сейчас ему уже почти девять лет, и мы терпимо относимся к его играм в компьютере, телефоне - без этого никак. Но все же стараемся ограничивать его по времени. Мы считаем, что от гаджетов все же больше минусов, чем плюсов. Павлодарец Виталий Шмыков положительно относится к современным устройствам, хотя и признает их отрицательное влияние. - Сын пока маленький, но в дальнейшем буду ограничивать пользование смартфоном. Плюсы - в полной доступности и оперативности любой информации. Минусы в том, что люди перестали общаться вживую, начали деградировать, стали очень ленивыми, не осознают реальность. Люди стали зависимы от телефонов, - считает он. Еще более категорична молодая мама Айгуль Жусупова. Она не видит в мобильных телефонов никаких положительных моментов. - Во-первых, они мешают нормальному развитию ребенка, его познанию окружающего мира. Ребенок постоянно отвлекается на телефон, не желая самостоятельно обо всем узнать. Во-вторых, всякие мультики и игры в мобильных устройствах не несут ничего полезного. Скажу больше: моя дочь, насмотревшись «Сиреноголовых» в телефоне, по ночам плохо спит, ей снятся кошмары, она плачет от страха, - говорит Айгуль Жусупова. По мнению психолога Ксении Волковой, влияние этих устройств на воспитание можно рассматривать с разных сторон, и важно учитывать все аспекты. С одной стороны, постоянное использование гаджетов вызывает зависимость. Дети могут погружаться в виртуальный мир настолько, что это мешает их способности концентрироваться на других важных задачах, таких как учеба, чтение или взаимодействие с окружающими. - Виртуальная реальность иногда становится для них более привлекательной, чем реальная жизнь, что ослабляет их интерес к живому общению. Этот феномен иногда называют «цифровым аутизмом», когда ребенок становится менее заинтересованным в социальных взаимодействиях и больше погружается в цифровой контент. Хотя этот термин не является официальным диагнозом, он подчеркивает проблему, с которой сталкиваются многие родители, - говорит специалист. С другой стороны, считает психолог, нельзя отрицать, что компьютерные игры и гаджеты могут приносить и пользу. В некоторых случаях они помогают развивать у детей когнитивные навыки, реакцию, логическое мышление и даже творческие способности. Современные игры часто требуют стратегического подхода, быстрой реакции и решения сложных задач, что может способствовать развитию умственных способностей. Кроме того, технологии открывают доступ к большому количеству образовательного контента. По мнению учителя начальных классов Анастасии Медвинской, не стоит видеть в гаджетах только зло - если подойти разумно, то и в них есть свои плюсы. - Я положительно отношусь к гаджетам, если они используются в учебе, в получении знаний, для развития ребенка - в программировании, рисовании, вокале, танцах или спорте. Конечно, все в пределах разумного. Если телефоны или планшеты используют, только чтобы занять время детей, для игр, то однозначно отношусь отрицательно, - говорит молодой педагог. Важность соблюдения баланса подтверждает и психолог Ксения Волкова. Это ключевой аспект, считает специалист. Если родители могут установить разумные рамки и следить за тем, чтобы ребенок проводил время не только с гаджетами, но и в живом общении, то можно избежать негативных последствий. Важно объяснять детям ценность реальных взаимодействий, поддерживать их интерес к хобби, спорту и другим видам деятельности, которые развивают их личность и коммуникативные навыки. - Чтобы преодолеть зависимость от гаджетов и избежать «цифрового аутизма», важно вводить четкие правила использования технологий в семье и, возможно, устанавливать лимиты на экранное время, - говорит Ксения Волкова. - Родителям также нужно самим показывать пример, активно вовлекать детей в совместные занятия вне интернета и развивать у них интерес к окружающему миру. Родитель - именно он взрослый, поэтому только он решает, по каким правилам будет расти его ребенок. Получается, и у гаджетов имеются как плюсы, так и очевидные минусы. При всем своем удобстве и доступности полезной информации мобильные устройства снижают концентрацию детей (и не только), отрицательно влияют на здоровье (ухудшение зрения, психические расстройства). Также нужно помнить о том, что интернет - это площадка для различного толка злоумышленников, таких как религиозные экстремисты, мошенники, педофилы, и находясь на их «поле», неопытный ребенок может стать объектом их преступных действий. Как этого избежать? Как уже было сказано выше, нужно стараться соблюдать баланс, иметь представление о том, чем занимается ваше дитя, держа в руках смартфон. При этом нужно не забывать и о себе: требовать от ребенка отложить телефон, днями и ночами проводя все свободное время в нем же, - по меньшей мере глупо. Фото сгенироровано нейросетью Вернуться назад |