Главная > ЛЮДИ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА > Оправдываются ли ожидания от школы?
Оправдываются ли ожидания от школы?30-08-2024, 10:45. Разместил: Айбек Жуматов |
Остаются считанные дни до начала нового учебного года, передает @Obozrenie.kz. С каждым годом растет число учащихся школ нашей области, и это не может не радовать. Так, в этом учебном году по подсчетам областного управления образования школьников будет 118 тысяч человек, что на две тысячи больше, чем в прошлом году. Конечно, во весь рост встает проблема развития инфраструктуры - нужно больше школ. Темпы ввода новых школ не успевают за демографическими и миграционными процессами, признают в ведомстве. В области функционирует 360 школ, из них 85 расположены в городской местности, 275 - в сельской. По итогам прошлого учебного года полностью решен вопрос по аварийным школам. За счет средств инвесторов и местного бюджета построены три новые школы взамен аварийных - в Баянаульском, в Железинском и в Павлодарском районах. На будущий учебный год запланировано строительство двух школ в районах области. В рамках национального пилотного проекта «Комфортная школа» планируется ввод двух школ в Павлодаре. Начато строительство пристройки к школе имени Байтурсынова в областном центре. За четыре года модернизировано 156 школ, в текущем году - 33, из них 16 сельских. В планах на будущий учебный год провести модернизацию еще 35 школ. Как заверил аким области Асаин Байханов, руководство региона и впредь намерено уделять особое внимание улучшению условий для наших школьников. В качестве приоритетов - цифровизация. Однако сам же глава региона, выступая на Августовской конференции, подчеркнул: это не главное. - Конечно, цифровизация облегчает жизнь, но в то же время мы видим слабую социализацию в наших школах - умение коммуницировать, выстраивать взаимоотношения в обществе. В нынешних условиях образование - это не только получение знаний, но и обретение важных навыков социализации, - подчеркнул глава региона. И в этом аким прав. Выдающийся советский психолог Лев Выготский утверждал, что личность - это не врожденное, а социальное понятие. Личность формируется в результате культурного развития человека. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребенок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью. Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребенка достойного человека». Таковым он может стать только сам, взаимодействуя с другими ребятами через социализацию. Чтобы ребенок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. Человеку свойственно ошибаться, одна из самых распространенных ошибок среди педагогов - навешивание ярлыков, проявление несправедливости, разделение детей на угодных (любимчиков) и неугодных. - Как и многие другие дети, я поскорее хотела пойти в школу, - вспоминает жительница Астаны Эльмира Маканова. - Школа дала мне знания и лучших друзей, но все же в младших классах был случай, оставивший неприятный осадок. Как-то учительнице просто не понравилась моя тетрадь. Она выхватила ее из моих рук и порвала - было обидно до слез. Сын Эльмиры в этом учебном году шагнет в первый класс, и она надеется, что помимо знаний сын заведет надежных друзей и научится взаимодействовать в нашем сложном мире. Эльмира считает, что важно не то, куда мы отдаем своих детей, а среда, в которую они попадают. В нее входит всё: одноклассники, учителя и, конечно, родители, и они должны служить примером. Давайте признаемся, для многих из нас оценки и успехи на олимпиадах наших детей являются мерилом продвинутости самого ребенка. Мы пугаем детей, что если они будут плохо учиться, то не смогут поступить в тот или иной лицей, элитную школу, колледж или университет. Непопадание в таковые считается нами (именно нами, взрослыми) катастрофой и отсталостью ребенка. А чтобы не дай бог этого не произошло, и мы могли похвастаться перед родными и знакомыми, какой умница наш Саша, Паша или Султан, мы готовы платить любые деньги, чтобы подготовить детей к нашим планам на их жизнь. На этой благодатной почве растет и крепнет индустрия всевозможных развивашек и курсов. Полуграмотные мошенники без тени смущения впаривают курсы один дороже другого, обещая нам, что после таких курсов нашего ребенка ждет светлое будущее, и он точно попадет в обожаемый нами вуз или элитную школу - только заплати. Нужно ли это самому Алибеку, Сание или Мише - нас не колышет: родителям нужен результат здесь и сейчас. Ребенком быть в наши дни неимоверно трудно. Как пела незабвенная Алла Пугачева еще в семидесятые годы, «нынче в школе первый класс вроде института». Все тот же Выготский приводил пример: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая - пять. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых - до 15. Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. - Информационные технологии отложили свой отпечаток и на деятельности преподавателей, - считает павлодарка Ирина Боковикова. - У них стало больше времени уходить на технические моменты, отчеты. А вот на общение с ребятами, наоборот, меньше. Но иначе уже никак. Нам надо подстраиваться под технологии. Но, наверное, поэтому воспоминания о том, как было раньше, наиболее теплые и нежные. Ирина с теплотой вспоминает свои школьные годы в гимназии №3, она любила учиться. - Я пошла в шесть лет, хотя в моем классе все были семилетки. Но я просила маму отвести меня на экзамен, чтобы меня проверили, и если я смогу его пройти, то бы хотела начать учиться. В гимназии будущие ученики проходили вступительный экзамен. На тот момент я не очень хорошо считала, но читала очень бегло. Думаю, поэтому меня взяли, плюс мое большое желание. Моя первая учительница Елена Юрьевна была молодым педагогом с большим энтузиазмом. Начальная школа вспоминается с любовью: дружным классом, очень вкусными булочками в столовой и большим интересом к познанию мира, - рассказывает Ирина Боковикова. По ее мнению, одна из причин того, что нынешние дети неохотно идут в школу, - переизбыток источников информации. Старшее поколение черпало знания из книг, газет, журналов, мы узнавали новости при общении со сверстниками, менялись пластинками, позже кассетами и фантиками. Все было, как говорят сейчас, оффлайн - вживую и наглядно. Радует, что несмотря на то, что поколение Z выросло в среде гаджетов, молодежь все же пока ставит живое общее выше виртуального. Лучших друзей нашел в школе еще один павлодарец - Михаил Караваев. С многими из них он общается до сих пор. Михаил может сказать, что со школой ему повезло. - Говорят же «В школу как на праздник». Вот и для меня учеба была как праздник, - говорит он. - В первую очередь школа научила меня дисциплине, правильной речи. В школе я обрел надежных друзей, которые никогда не предадут. Как видно, для многих из нас школа - это прежде всего социальная среда, место, где учишься коммуницировать. Тангенс и котангенс - это важно, но более важно обретение ребенком жизненно полезных навыков: уверенности в себе, умения преодолевать трудности и ориентироваться в нашем сложном мире, и взваливать все это на плечи одних педагогов, в какой бы элитной школе они ни были, - ошибочно. Успех ребенка можно сравнивать только с его собственным опытом, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свои потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Главное - это не оценки, а навыки, которые он получает в школе, секции, во дворе, дома. Фото предоставлены героями Вернуться назад |