Главная > НОВОСТИ НЕДЕЛИ > На сотни миллионов тенге меньше стал платить акимат перевозчикам
На сотни миллионов тенге меньше стал платить акимат перевозчикам7-07-2023, 12:18. Разместил: Станислав Манаков |
Проблемы с общественным транспортом в областном центре продолжаются. Жители сетуют на долгое ожидание, водители продолжают негодовать из-за безналичной оплаты в то время, как акимат продолжает внедрять реформы. О ситуации в целом и планах развития общественного транспорта - в материале @Obozrenie.kz. В полку́ прибыло В регионе продолжают обновлять автобусный парк. На этой неделе прибыли 50 новых автобусов для автопарка №1. - Пассажировместимость - 90 и плюс еще 29. Получается, можно перевозить по 119 человек на этих автобусах. Они трехдверные, оснащены спутниковым GPS. С 2022 года началось обновление автобусного парка. Динамика такая: в 2022 году было 48 автобусов, в первом полугодии 2023 года 83 автобуса, и сейчас, начиная с июля, у нас будет 130 автобусов. В целом 23% автобусов 2019 года, и 77% - это 100 новых автобусов, - сообщил аким Павлодара Ержан Иманзаипов. В результате обновления из 18 маршрутов по 13 полностью изменят интервал движения и количество автобусов. - Самый большой интервал был 120 минут, он снизится до 20 минут, это максимальный. Минимальный будет 13 минут. По пяти маршрутам сохраняется существующий интервал, этого достаточно. Жители сразу почувствуют уменьшение интервалов движения и, соответственно, уменьшится время ожидания на остановках, а мы продолжим обновление автобусного парка, - заверил Ержан Иманзаипов. Интервал до сельских населенных пунктов, где ездят по одному автобусу, остается прежним, так как на один круг по маршруту уходит около двух часов. Также обновление не коснется маршрутов, где низкий пассажиропоток. - Нужно заняться оптимизацией маршрутной сети, но это должно быть сделано не топорно, а с полным анализом экспертов, которые бы смогли сказать, какие маршруты можно оптимизировать. Нужно прийти к интервалу в среднем 20 минут, это задача непростая. В целом у нас 33 маршрута. Следующим этапом должны обновлять парк и по автокомбинату - это следующий крупный перевозчик. Перед ними я ставил эту задачу, - добавил аким Павлодарской области Асаин Байханов. К слову, старые автобусы снимают с маршрутов и будут списывать, а обновление продлится до тех пор, пока в автопарке не останутся машины 2019 и 2023 годов. Денежный вопрос Помимо проблемы устаревшего автопарка, который сейчас ускоренно обновляют, глава региона обозначил и низкий тариф на проезд в общественном транспорте. - Низкий тариф не позволял обновлять парк, поэтому в 2021 году начали реформы общественного транспорта, чтобы перевозчики смогли как предприниматели приобретать автобусы за кредитные средства. Для этого им нужно было организовать прозрачность в системе самих перевозок, чтобы мы могли знать точный пассажиропоток. Для этого ввели электронное билетирование. Какие бы это ни вызывало споры, но на сегодня это работает, мы видим полный поток, какие категории людей ездят, в том числе социально незащищённые слои населения, которые имеют бесплатный проезд, - объяснил Асаин Байханов. По его словам, из бюджета возмещают затраты по 14 льготным категориям и раньше брали в расчет условно 60 000 человек, что они делают 16 поездок в месяц. Исходя из этих расчетов, оплачивали перевозчикам из бюджета в зависимости от доли рынка, хотя долю рынка тоже не знали. - Мы брали пассажиропоток в зависимости от маршрута, но он был неизвестен. То есть они говорят, что мы билетируем, к примеру, 10000 человек за месяц, но каким образом? Мы же понимаем, что когда человек платит 80 тенге, не всегда он берет чек и проездной билет, и таким образом, это была абсолютно непрозрачная, серая схема, - объяснил аким области. По его утверждению, большую часть этих доходов сами автопарки или же перевозчики не получали, так как они оседали в карманах недобросовестных людей, поэтому было сопротивление электронному билетированию. - Люди были недовольны, но дело в том, что нам нужно было знать полный пассажиропоток. В результате выяснилось, что в среднем 16 поездок каждый человек из льготной категории не совершает, и по факту мы сэкономили бюджетные средства. Объём средств, которые мы закладывали на возмещение расходов по перевозке льготной категории граждан, - в районе 500-600 миллионов тенге. По факту оказалось, что льготники не пользуются транспортом в таком объёме, и перевозчики стали получать возмещение ниже, это тоже вызвало вопросы, - рассказал Асаин Байханов. Арифметика такова: возмещение за проезд льготной категории граждан по Павлодару - как минимум 300 миллионов, в Экибастузе и Аксу это где-то 150 миллионов, то есть в общем 450 миллионов тенге, соответственно, 80 миллионов в месяц и больше, чем миллион в день. Экономия получилась значительной. Кому не повезло? Если с автобусами большого класса ситуация ясна, то вот у маршрутов, оставшихся в «малом классе», трудности остались. Несколько так и не признали социально значимыми, а значит, и субсидий им пока не видать. Весной чиновники сообщали, что такова ситуация с маршрутами малого класса: 003, 3, 126, 115, 111 и 152. - Было возмущение со стороны малого класса, что не вовремя возмещают, что мы переводим по факту больше. Цифровизация этой услуги доказала обратное. Поэтому это вторая часть реформ, а третья часть подразумевала, что мы внедрим субсидирование социально значимых маршрутов. Социально значимыми признаются те маршруты, которые наиболее востребованы и имеют наибольший пассажиропоток. Первым этапом такими мы признали 19 маршрутов. По ним, согласно сведениям электронного билетирования, а также расходов перевозчиков, мы высчитали на каждый маршрут рыночный тариф. Если бы перевозчик учитывал все свои расходы и тарифы, и акимат это не регулировал, то, например, на некоторых маршрутах тариф был составлял 400 тенге, а на некоторых - 250 тенге. Соответственно, когда мы посчитали, внедрили три этапа субсидирования социально значимых маршрутов, чтобы не повышать тариф для наших горожан. Разницу стоимости между действующим тарифом 80 тенге и, скажем, рыночным тарифом 250 тенге субсидирует бюджет области, - заверил аким области. Всего по области три вида субсидий по общественному транспорту: субсидируют городские, сельские маршруты и те, что уходят в районные центры. Они, по словам Байханова, тоже убыточные. На это из бюджета предусмотрели пять миллиардов тенге на три города и 10 районов. - Раньше автобусный парк работал так: было 60-65 автобусов, каждый автобус давался, скажем, ИП в аренду, человек платил где-то 10 тысяч тенге, остальное его. И никто, конечно же, в таких условиях за автобусом не следил. Водителю нет смысла вкладываться, так как это не его автобус, он же взял его временно. Вторая проблема - автобусы гонялись за пассажирами, это увеличивало аварийность и ухудшало безопасность наших горожан. Теперь у водителя есть зарплата независимо от того, сколько он пассажиров перевезет. По-старому пока остается на некоторых маршрутах, особенно малого класса, они не получают субсидии. Почему? Потому что не обеспечивают нам полную прозрачность пассажиропотока, - объяснил ситуацию глава региона. Асаин Байханов заверил, что в конечном итоге задача акимата иметь в автопарках примерно 250 автобусов, чтобы вопрос качества общественного транспорта решить полностью. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |