Главная > ПРОБЛЕМНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК > Какие права детей нарушаются чаще всего и почему?

Какие права детей нарушаются чаще всего и почему?


11-06-2023, 10:54. Разместил: Рита Кантар
Какие права детей нарушаются чаще всего и почему? 

В 1994 году Казахстан взял на себя обязательства защищать права детей в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Также поступать в наилучших интересах ребенка, согласно статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка, а также статьи 6 национального Закона «О правах ребенка». Заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, координатор Рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей» Роза Акылбекова рассказала, какие права детей нарушаются чаще всего и почему, передает @Obozrenie.kz. 

- Какие права ребенка, на ваш взгляд, нарушаются чаще всего в Казахстане? Почему?

- В последние годы стали поступать обращения на предмет пыток в отношении несовершеннолетних детей. Коалиция НПО Казахстана против пыток предоставляет статистику, где 13 детей подверглись пыткам в январе 2023 года.

Во время январских событий 2022 году жестоко пытали задержанных несовершеннолетних парней. Их били, прижигали утюгом, вырывали плоскогубцами здоровые зубы, применяли психологические пытки. Позже списали это на превышение полномочий при задержании. Но им не оказали достойную медицинскую помощь, их не восстанавливали психологи, что было важно. Они пережили страшные страдания. Физическая боль утихнет, зарастут носы, переломанные кости, но психологическая травма останется с ними навсегда.

Пытать никого нельзя, даже если это преступник. Ни нацбезопасность, ни что иное не является оправданием для пыток.

Наша рабочая группа НПО Казахстана «По защите прав детей» заключила меморандум с Уполномоченным по правам ребенка РК Аружан Саин. Поэтому знаем, что много обращений поступает в связи с назначением и взысканием алиментов, обеспечением лекарствами, медицинским обслуживанием, вопросам инвалидности, жилищным вопросам, по документированию детей, доступности объектов и услуг культуры и спорта, жалобам на действия сотрудников госорганов по правовой помощи.

Но в числе первых я отметила бы проблему сексуализированного насилия в отношении детей. Статистика говорит сама за себя. По официальным данным Комитета правовой статистики, в год регистрируется более 800 детей, пострадавших от этого. Но, к сожалению, только два из пяти случаев, зарегистрированных в едином реестре досудебных расследований, доходят до обвинительного приговора суда.

Последнее время в общественные приемные обращаются мамы, тети, жалующиеся на сексуализированное насилие в отношении детей со стороны отчимов, родных отцов. То есть близких для детей людей, которым ребенок доверяет. В масштабе государства случаи не носят массовый характер, но важно понимать, что даже если один ребенок подвергся сексуализированному насилию, государственные органы и все, кто узнал об этом преступлении, должны срочно реагировать. Безнаказанность порождает новые преступления. А случаи действительно вопиющие.

- Почему, на ваш взгляд, сложно доказать случаи педофилии и довести их до суда?

-Трудно добиться, потому что очень часто родители либо поздно узнают о факте, либо купают ребенка после инцидента. То есть к моменту заявления в полицию зачастую нет материальных доказательств. Более того, если дело касается мальчиков, то судмедэксперты, в том числе проктологи, которые чаще всего являются частными, просто отказываются проводить такого рода исследования. Они не хотят подписываться, когда узнают, что будет судебное разбирательство, по разным причинам. Они ссылаются на то, что процессы будут затяжными, что их, грубо говоря, «затаскают». Некоторые отказываются после того, как на них оказывают давление. Могут узнать, что предполагаемый педофил является значимой фигурой или же у него есть такие родственники. В этом же случае бывает, что затягивается и следствие. Кумовство и звонки срабатывают, даже когда преступление совершено в отношении несовершеннолетних.

У нас нет и достойной психологической экспертизы. Не хватает профессиональных психологов, которые могут увидеть, что ребенок пережил стресс, насилие, что у него есть посттравматическое расстройство.

Нужно профессионализировать специалистов, на которых не смогли бы оказать давление. Системе нужны люди, которые считали бы своей обязанностью выступить в суде в интересах ребенка, а не ссылаться на занятость и нежелание ходить по судам.

- Что нужно изменить на уровне Правительства, чтобы количество таких преступлений сократилось?

- После ряда громких дел о сексуальных действиях в отношении несовершеннолетних на юге Казахстана, например, девочки в туалете одной из школ Тараза, ужесточили наказание за педофилию до 20 лет.

С января 2018 года к химической кастрации приговорили одиннадцать человек. Все эти осужденные рассмотрены врачебно-консультативной комиссией. В настоящее время процедура проводится двум осужденным в Павлодарской и Акмолинской областях.

В 2019 году наряду с ответственностью работников здравоохранения введена ответственность педагогов и соцработников за несообщение в правоохранительные органы о фактах нарушения прав несовершеннолетних. Лица, которые укрыли преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, могут быть приговорены до шести лет лишения свободы.

Однако просто ужесточение наказания не всегда приводит к снижению количества преступлений. На государственном уровне должна быть объявлена политика нулевой терпимости к преступлениям, совершенным в отношении детей, особенно к насильственным действиям сексуального характера. Государство должно разработать стратегические планы по всем направлениям, касающимся защиты и реализации прав ребенка, с учетом интересов каждого ребенка, определить конкретные сроки исполнения, указав временные рамки, с назначением ответственных ведомств и конкретных лиц, предусмотреть бюджет на каждое направление. Обязательно к разработке такого плана необходимо привлечь представителей правозащитного сообщества, включая участие самих детей, так как политика в интересах детей без участия самих детей не принесет позитивных результатов.

Добавлю, что в учебных заведениях должна проводиться разъяснительная работа с участием психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних, экспертов из правозащитного общества.

- Какие превентивные меры защиты ребенка от педофилов вы могли бы посоветовать родителям?

- Родителям необходимо открыто говорить о половой неприкосновенности. На постоянной основе объяснять своим детям, что ни чужим, ни даже родным, близким, знакомым нельзя трогать их в интимных местах. Важно знать, что насильственным действиям сексуального характера детей подвергают не только чужие, посторонние люди на улице, но также это могут быть родственники, двоюродные братья, соседи, даже отцы, отчимы, сожители матерей. И быть максимально внимательными к поведению и словам детей.

- С 2010 по 2016 год ЮНИСЕФ проводил исследование в Казахстане и выяснил, что 75% взрослых поддерживают телесные наказания как метод воспитания. А 67% используют. Что бы вы хотели сказать таким родителям? Какое наказание может грозить родителям, бьющим своих детей?

- К сожалению, до сих пор некоторые родители придерживаются именно такого метода воспитания, считая, что «их били и ничего страшного, наоборот, вырос достойным человеком». Это страшное заблуждение. Многие родители даже считают нормой, когда педагог воспитывает их ребенка такими методами, так как он педагог, он лучше знает, как правильно заставить ребенка учиться. Жестокое обращение с ребенком может привести к ограничению, а при злоупотреблении - к лишению родительских прав.

Хотела бы в первую очередь обратиться к родителям: вы самые главные, родные и любимые люди в жизни вашего ребенка. Применяя силу, вы не уважаете себя в первую очередь. Получается, у вас не хватает опыта и знаний для воспитания вашего ребенка. Даже если вы один/одна растите ребенка и сильно устали, все равно, постарайтесь найти силы и время пообщаться со своим родным маленьким человечком, поговорить с ним по душам. Расскажите о своем дне, поделитесь радостью, печалью, и вы увидите совершенно другие, сопереживающие глаза вашего ребенка, который готов вас поддержать, вдохновить, помочь. Будьте для него живой легендой, героем, а не страшным, злым и чужим человеком. С каждым ударом вы отталкиваете его от себя, выкидываете его на улицу, где он будет повторять ваши действия по отношению к другим маленьким детям или сверстникам.

- Как вы посоветуете действовать свидетелю насилия над ребенком со стороны родителей? Куда в этом случае можно обращаться?

- Никто не должен оставаться равнодушным в данной ситуации. Если свидетелем стал посторонний человек, он обязательно должен переговорить с родителем, если, конечно, родитель готов слушать постороннего. Но, к сожалению, чаще бывает наоборот. Лучше сообщить о данном случае в инспекцию по делам несовершеннолетних, участковому полицейскому по району, если они являются соседями, чтобы он провел для начала беседу, поставил на контроль данную семью. Нужно сообщить в орган опеки и попечительства, Комитет по охране прав детей Министерства просвещения, на телефон полиции 102, на телефон доверия для детей и молодежи 150, где смогут проконсультировать и помочь. Можно обратиться также к нам в Рабочую группу НПО Казахстана «По защите прав детей», мы обязательно поможем ребенку. И, конечно же, важно подходить к каждому случаю индивидуально, выступать в наилучших интересах ребенка, из принципа «не навреди», это важно.

- Какие нарушения прав детей происходят в повседневной жизни, но могут казаться неочевидными?

- Отсутствие адаптации ребенка к новым обстоятельствам в его жизни. Например, развод родителей. В моей практике только один папа провел определенную работу с ребенком перед бракоразводным процессом. Он подготовил его к тому, что они больше не смогут жить вместе с мамой. Мы провели определенную подготовку ребенка психологически, чтобы мальчик избежал стресса. Это важно.

Единицы готовят ребенка к детскому садику. Ребенок на время будет оставлен родителями с другими детьми - это новые для него условия. И некоторые могут испытать страх, что его оставят там навсегда.

Буллинг со стороны сверстников - распространенная проблема. В моей практике есть пример, когда я вместе с психологом работала с ребенком по восстановлению его психологического состояния. В садике, когда он спал, его душил мальчик. А где в это время находились воспитатель, нянечка и другие?

Буллинг со стороны воспитателей и педагогов тоже имеет место быть. Приведу пример из практики. Из-за своего непрофессионального подхода педагог в шутку или в отместку назвал ребенка «макакой». Дети быстро подхватили это слово и стали постоянно обзывать ребенка «макакой». Для взрослых смешно, а у ребенка травма. Абсолютно неприемлемо делать ребенка асоциальным, навешивая ярлыки.

Поэтому руководству детских учреждений необходимо проводить специальную подготовку воспитателей, педагогов, в конце концов, аттестацию. На мой взгляд, важно государству в лице Министерства просвещения и Комитету по охране прав ребенка напомнить, что государство Казахстан взяло обязательства в рамках Конвенционных договоров ООН и их необходимо выполнять. И если произошло нарушение прав ребенка, то независимо от статуса учреждения необходимо проводить проверку, и важно проводить мониторинг всех детских учреждений, где находятся дети.

- Отказ от прививок является нарушением прав детей?

- Вакцинация в Казахстане не является и не станет принудительной, так обещал еще господин Биртанов, бывший министр здравоохранения РК. Он информировал общество, что в нашей стране будут добровольные и обязательные вакцины. Но в каждом случае действует и остается право родителей на информированное согласие или отказ от вакцинации. Нет никаких норм, ограничивающих права непривитых детей. Есть только одна норма, обеспечивающая коллективный иммунитет, то есть защиту здоровья всех детей, посещающих детские сады. На сегодняшний день получение профилактических прививок является правом граждан, но не обязанностью. Поэтому вопрос ни об административной, ни тем более об уголовной ответственности за отказ от вакцинации не стоит.

Что касается обязательной вакцинации против инфекционных и паразитарных заболеваний, то она заложена в проекте нового Кодекса о здоровье. В случае как добровольных, так и обязательных прививок требуется получение информированного согласия либо отказа, предоставленного в письменной форме. Заставить, принудить к вакцинации без согласия нельзя. Следовательно, говорить о какой-либо юридической ответственности не приходится.

Что касается ответственности медицинских работников, если в случае их действий при вакцинации будет причинен вред здоровью, то она предусмотрена и в административном, и в уголовном законодательстве. Все зависит от тяжести причиненного вреда. При определенных обстоятельствах медицинский работник может ответить по ст. 80 КоАП РК («Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи») или по ст. 317 УК РК («Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником»). Также в гражданско-правовом порядке пострадавшие могут обратиться с иском о возмещении морального вреда.

Мне близко мнение Айгуль Шакибаевой, эксперта Фонда по правам лиц с психосоциальной инвалидностью ОФ «Nomad Rights». Мы считаем, что прежде всего негативную роль играет отсутствие доступа к информации о вакцинации. Родители не получают информацию должным образом.

Со стороны врачей замечается халатное отношение к обследованиям перед прививкой. В Казахстане огромное количество достойных врачей, и я не хочу их обидеть, но и отрицать подобные факты не стану.

Со слов родителей, они сталкиваются с манипуляциями. Мол, если не ляжете на реабилитацию - лишим инвалидности и, возможно, с прививками такая же история. На одной из встреч с бывшим главой ЮНИСЕФ многие руководители НПО по защите прав детей поднимали данный вопрос. Обсуждали, что в некоторых поликлиниках, когда подходит срок плановой прививки и мама сообщает, что ребенок приболел, то некоторые врачи советуют сбить температуру и на следующий день привести ребенка на прививку. Но ведь ребенок не выздоровел, ему просто временно внешне приостановили симптомы болезненного состояния, но его организм еще борется с болезнью. Как известно, в этом случае нельзя ставить вакцину.

Я не врач и приношу извинения специалистам в данной области, но здесь необходимо поработать специалистам, раз эта тема вызывает столько вопросов.

- Насколько качественно, на ваш взгляд, в Казахстане соблюдается защита прав детей с инвалидностью? Какие права детей с инвалидностью нарушаются чаще и почему?

- Несмотря на то, что сегодня существуют законодательная база и институты по защите прав детей, правоприменительная практика в отношении детей оставляет желать лучшего. Комитет по охране прав детей создан в 2006 году внутри Министерства образования (ныне Министерство просвещения), но постоянно Казахстан подвергается критике со стороны Комитета ООН по правам ребенка. Комитет является государственным координирующим органом по реализации политики государства в наилучших интересах детей. В 2007 году были созданы подведомственные представители на местах, но в 2014 году они были расформированы, что привело к неэффективной практике соблюдения прав детей в Казахстане.

В конце апреля этого года Комитет по правам человека опубликовал вопросы к Казахстану. И самый последний вопрос Комитета был как раз в отношении детей с инвалидностью, вопрос их длительного размещения в специальных учреждениях. Сейчас НПО, занимающиеся правами детей, в том числе Рабочая группа НПО Казахстана «По защите прав детей», собирает материалы для представления в Комитет ООН по правам человека в качестве альтернативной дополнительной информации.

Одной из основных проблем можно назвать насилие. Продолжающее, непрекращающееся. Дело в том, что за десять лет количество детей в интернатах сократилось, открываются дневные центры. Но подходы и штатная нагрузка остается прежней. Нагрузка на воспитателей по-прежнему большая, поэтому факты насилия периодически возникают. Государство оказывает хорошую поддержку различным фондам по открытию центров. Например, оплачивая аренду. Но вопрос мониторинга центров остается открытым. Никто не проверяет их должным образом. А учреждения, где находятся дети с инвалидностью, требуют особого, качественного мониторинга.

Необходимо, чтобы учреждения посещали либо НПО, либо общественные мониторинговые группы. Потому что родители не могут пройти дальше порога, они не видят, в каких условиях содержатся дети. В недавнем времени вроде добились установки камер, но они могут быть совершенно неэффективны на предмет выявления нарушения прав детей с инвалидностью.

Проблемой является доступ к инклюзивному образованию. Он как бы есть, но все равно остаются барьеры в части правоприменения, сопротивление со стороны директоров. К сожалению, лазейки в законодательстве и различных правилах это позволяют. Например, в одной из школ каждый год руководство отправляло особенных детей на прохождение врача-психиатра для получения справки врачебно-консультационной комиссии (ВКК), как условие продолжения следующего учебного года. После детальных разъяснений нормативов разобрались и перестали отправлять. Вот такие детали в целом и в частности дают картину неявного неабсолютного доступа к образованию детей с инвалидностью.

Кроме того, некоторые специалисты в области медицины саботируют на местах госпитализацию детей с инвалидностью. Это можно отнести к стигме.

Еще немаловажным является доступ детей с инвалидностью к спорту. Необходимо продолжать развивать систему инклюзивного развития для всех категорий детей с инвалидностью. Все возможности доступа к объектам культуры, спорта.

По мнению эксперта по правам детей с инвалидностью, члена нашей Рабочей группы Айгуль Шакибаевой, проблемой также является разглашение сведений о наличии психиатрического учета. Правозащитники сейчас добиваются, чтобы персональные данные не разглашали. Так как разглашение этого факта, по сути, не дает никакой пользы для, например, расследования каких-либо административных, уголовных или иных дел. Вот, например, случай в Петропавловске, когда мальчик размахивал топором. СМИ опубликовали, что он стоит на учете. Незамедлительно последовала травля. Дошло до того, что стали говорить: зачем инклюзивщиков вести в школу, если они могут так поступать. МВД, не понимая, что такое инклюзив, стало предъявлять претензии Республиканскому центру психиатрии. Мол, почему дети, которые стоят на учете, вообще идут в школу. К сожалению, у них устаревшее понимание, которое гласит, что раз дети находятся на учете у психиатра, то должны быть изолированы от общества. Это в корне неверно. После вмешательства правозащитников МВД извинилось и сказало, что не будет запрашивать персональные данные по нахождению на учете. Но Генпрокуратура все равно толкует, что врач может передавать сведения правоохранительным органам.

- Вопросы о запрете соцсетей, ограничении доступа в интернет поднимаются в Казахстане регулярно. Прокомментируйте их, пожалуйста. Не идут ли они вразрез с правами ребенка?

- Конечно же, важно отслеживать контент, который просматривает ребенок, исходя из наилучших интересов для него самого. Мы еще помним «Синий кит», порнографические сайты и преступления в отношении детей. Но в то же время необходимо знать, что п. 1 ст. 13 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».

Одной из наиболее важных и действенных работ в данном направлении является активное вовлечение родителей в контроль использования детьми возможностей современных информационных технологий, в том числе ограничение времени, которое дети проводят в интернете. На мой взгляд, необходимо четко ограничивать контент по возрасту ребенка. Необходимо, чтобы организации образования проводили информационные и рекомендательные беседы с родителями по обеспечению интернет-безопасности детей. Просто запретом и ограничением не добиться серьезных позитивных результатов. Более того, данные инициативы могут подвергнуть Казахстан серьезной критике за несоблюдение прав ребенка.

- По классификации ВОЗ, Казахстан входит в группу стран с высокими показателями суицида. Суицид является первой и лидирующей причиной смертности от неестественных причин среди подростков. В чем причины, по вашему мнению?

- На мой взгляд, несмотря на большое количество созданных институтов, наличие психологов в школах, программ и многого другого, они не являются достаточно эффективными и не всегда помогают. Почему? Думаю, в первую очередь ребенку не хватает внимания родителей, он не понимает в силу своего возраста, что родители любят его. Ребенку необходимы тепло, любовь, поддержка и даже в большей степени не воспитание, а направление и живой пример родителей и других близких людей. Многим родителям кажется, что дети забирают все время, но для ребенка важно получить ответ, важно поиграть, порисовать, даже помочь найти его любимую игрушку, и так каждый день. Внимание родителей - это просто его потребность и необходимость в силу его возраста.

Я помню примеры из практики, когда ребенок стеснялся небольшого материального достатка семьи. За это он подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников, а после громких высказываний педагога совершил суицид. Тогда не оказалось рядом психолога-профессионала и, к сожалению, мама сама не знала о данной ситуации. Ребенок, подвергаемый буллингу в садике, школе, остается чаще всего один на один со своей проблемой. Важно обучать родителей, специалистов, особенно педагогов, психологов быть более внимательными к ранимым детям, обращать внимание на их настроение, подавленность в поведении.

В закрытых детских учреждениях, где находятся дети, лишенные родительской опеки, понятно, воспитатель не всегда может заменить родителя, но важно, чтобы он был более внимателен, сдержан, корректен, так как эти детки относятся к уязвимой категории.

И важно инвестировать в настоящем времени, так как: «Сто детей, сто личностей, которые являются людьми, - не людьми в будущем, не людьми будущего, а людьми сейчас, прямо сейчас - сегодня». Это цитата Януша Корчака, с которой я полностью согласна.

Фото: Андрей Гришин


Вернуться назад