Главная > КУЛЬТУРА, ЛЮДИ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА, ФОТОРЕПОРТАЖ > Павлодар 20 века показал на своей выставке фотограф Николай Мохирев
Павлодар 20 века показал на своей выставке фотограф Николай Мохирев6-11-2021, 14:51. Разместил: Станислав Манаков |
Репродукции своих снимков выставил один из бывалых фотографов Павлодара Николай Мохирев. Автор рассказал, как жизнь привела его к фотоискусству, с чего начался его творческий путь, и дал советы нынешним фотографам, передает @Obozrenie.kz. - Я родился в 1936 году. Папе было 45 лет, а маме 36, до этого у них не было детей, - вспоминает фотограф. - За пять лет до этого, в 1931 году, мою семью раскулачили. Раньше жили в большом доме в деревне, в нем было девять окон на дорогу. Деревню Мохирево основали мои предки. Ее формировали 300 лет, но началось раскулачивание, деда посадили, папа с мамой уехали, а бабушку куда-то выслали. Потом дедушку освободили, ведь он ни в чем не был виноват. Через три года он умер, и бабушка стала жить с нами в деревне Тарасово. Там семья из пяти человек прожила более десяти лет, в комнате девять квадратных метров с русской печкой. - Обратно мы вернулись в 1946 году, через 16 лет после раскулачивания. Нам помогли материально, дали три килограмма гречневой муки, непросеянной, помолотой гречки, - рассказал Николай Николаевич. В Павлодар переехал в 1968 году уже состоявшимся фотографом, а любовь к кино фотографии у него возникла еще в детстве.
- Папа меня в 4,5 года принес на руках в кино, там я увидел, как киномеханик заряжает пленку. А когда первый раз увидел кино, то сказал себе, что я буду это делать. И вот вся моя жизнь связана с кино, - улыбается мастер. Что касается фотографии, то интерес к ней у Николая возник в шестом классе. - Я неплохо учился по математике, в то время классный руководитель седьмого класса для них организовал фотокружок, а я учился в шестом, - вспоминает фотограф. - Меня он взял только потому, что я хорошо учился. Там нас учили правильно работать с пленкой и проявлять фотографии. Помню, как в погребе мы брали тарелку с проявителем, один держит широкую пленку, а другой следит, чтобы она не выскочила из тарелки. Всего в архиве фотохудожника около 100 тысяч снимков, более 20 тысяч фотографий он разместил в интернете. На выставке представили лишь малую часть его работ. Многие снимки висят на стенах дома у автора, их показали присутствующим на слайд-шоу. Примечательно, что на вопрос: какой кадр ваш самый любимый, он ответил: «Фотография, на которой дом моих предков» в исполнении другого фотографа. - Она есть в интернете. Если бы не осталось этой фотографии, то я бы не знал, каким был этот дом, потому что он сгорел, - объясняет свое предпочтение Николай Мохирев. - Глядя на него, мне захотелось увековечить память того, что уходит со временем. Словами ведь не расскажешь, каким был Павлодар, показать на фотографии гораздо проще. Через месяц Николаю Мохиреву исполнится 85 лет, большую часть жизни - 52 года - он прожил в Павлодаре. В 70-х годах организовал фотоклуб. - Никто в то время не снимал город сознательно, поэтому я подумал: кто же снимет город, если не я? И вот планомерно, в течении 15 лет, я снимал уходящий город, и все фотографии привязаны, чтобы можно было узнать место, где это снято было, - рассказал фотограф. Как рассказал Николай Николаевич, в его жизни было всего три выставки. Первая прошла в 1973 году, ранее в области не было таких выставок. Вторую организовали в 2010 году, третью - в 2021. Автор показал фотографии телевизионной работы, затмения солнца, старого города, стройку и разрушения. Фотограф убежден, что нынешней молодежи нужно видеть сегодняшний город. Запечатлеть его жизнь и развитие, ведь через 50 лет это будет история сегодняшнего дня. - Я вспомнил одну вещь. Не нужно говорить человеку: «Я тебя фотографирую, приготовься». Нужно щелкать, когда он не ожидает, - посоветовал Николай Мохирев. - Как-то я работал в пединституте, снимал ветеранов для стенда. Как только я поднимал фотоаппарат, один из них делал каменное лицо и в итоге сказал: «Ладно, Николай, надоел ты мне». В этот момент я его снял, и на фото он смотрит, как живой человек. Фотохудожник уверен: нужно дождаться момента, когда ты видишь то, что хочешь, а не то, что перед тобой стоит. Фотоаппарат должен работать неожиданно, пусть человек знает, что ты его снимаешь, но не в момент, когда нажмешь на кнопку. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |