Главная > СИТУАЦИЯ > С 1 ноября упразднят получение адресной справки

С 1 ноября упразднят получение адресной справки


31-10-2019, 22:22. Разместил: Валерия Джембетова

 С 1 ноября упразднят получение адресной справки

Фото: Пресс-служба премьер-министра РК 

Отменят ли адресные справки, запретят ли передавать их третьим лицам, рассказали на пресс-конференции в Правительстве. 

С 1 ноября в Казахстане будет отменена адресная справка и исключена из реестра государственных услуг. Это означает, что теперь государственные органы, школы, медицинские учреждения и прочие не имеют права требовать адресную справку. Ее нельзя будет получить ни через филиалы «Правительства для граждан», ни через портал электронного правительства.

Что касается государственных органов, то они уже имеют доступ к данной информации посредством своих информационных систем, которые были интегрированы с базами данных МВД.

Как сообщил директор департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Баглан Жолпошов, в трудовом законодательстве требования по предоставлению адресной справки не предъявляются. Работодатель не имеет права требовать такие документы.

- В трудовом договоре указывается адрес места жительства. Работник самостоятельно заполняет его. Этого будет достаточно. Дискриминация по месту жительства также не допускается. Если работодатель будет требовать документы, которые не предусмотрены трудовым законодательством, работник имеет права обжаловать его действия. Он может обратиться в судебные органы для защиты своих прав, так как он еще не является работником, не состоит в трудовых отношениях, - пояснил Баглан Жолпошов.

Если же гражданин является действующим работником, то он может обжаловать действия работодателя в местном органе инспекции труда. Они действуют во всех регионах при акиматах. На основании проверки права работника будут защищены.

Помимо работодателей адресную справку должны перестать запрашивать абсолютно все учреждения страны.

- Мы сегодня кардинально меняем понимание адреса и места жительства у нас в стране. Раньше мы должны были доказывать на каждом шагу, буквально везде - при трудоустройстве, приеме на работу, в медорганизации, детские сады, для заключения договоров на услуги КСК и так далее. Везде мы были вынуждены идти и получать эту справку и предоставлять любому запрашиваемому. У нас не было основания отказать в необходимости данных сведений. Сегодня фактически мы даем всему населению такую возможность. Сегодня гражданин Казахстана не обязан доказывать никому, что он проживает по тому или иному адресу, - сказал вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аблайхан Оспанов.

Что касается медицинских и образовательных учреждений, то в этих организациях имеются интегрированные информационные системы. К примеру, во всех медучреждениях сегодня функционируют информационные системы, которые интегрированы с Единой информационной системой здравоохранения. Прежде чем попасть на прием к врачу, необходимо прикрепиться по месту жительства. Если раньше на этапе было обязательным наличие адресной справки, то теперь она не требуется.

- В образовательных учреждениях то же самое. Работу с медицинскими и образовательными учреждениями мы начали еще в прошлом году. Уже летом прошлого года запрещалось требование адресных справок. Проводились разъяснения на уровне акиматов, - сказал вице-министр.

По словам Аблайхана Оспанова, негосударственные организации, в том числе частные компании, которым может понадобиться информация о прописке гражданина, смогут получить ее посредством сервиса третьих лиц на портале электронного правительства egov.kz. Это будет возможно, только если гражданин даст свое согласие посредством sms на одноразовое получение сведений о своей прописке.

- Вы можете видеть в личном кабинете, где вы прописаны, и какие граждане у вас на квартире прописаны. У вас, как у хозяина квартиры, такая возможность имеется. Если по каким-то другим причинам вам необходимо будет все-таки кому-то доказать, где вы проживаете, то на сегодняшний день есть такой сервис, - отметил А.Оспанов.

Для получения такого sms гражданин должен быть зарегистрирован в базе мобильных граждан. Регистрацию можно провести самостоятельно (в «Личном кабинете» на портале egov.kz, в графе «Телефон» необходимо указать либо изменить номер телефона и подтвердить действие своей ЭЦП), либо обратиться в любое отделение ЦОН (услуга оказывается бесплатно, и займет не более 5 минут).

С 1 ноября данный сервис доступен в мобильном приложении. Механизм запроса прост: организация и любой другой гражданин путем ввода ИИН на портале egov.kz запрашивает у пользователя портала разрешение на открытие доступа на прочтение той или иной информации. Это может быть не только адресная справка с места жительства, но и справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, справка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справка о наличии либо отсутствии судимости и другое. Сегодня наиболее востребованы пять справок.

Затем человек, у которого запрашивают эту информацию, в личном кабинете на портале электронного правительства либо путем sms подтверждает свое согласие на предоставление информации. Это разрешение распространяется лишь на одну операцию.

Примечательно, что информация будет доступна для просмотра только единожды, и исключительно тому человеку, который ее запрашивал.

Стоит отметить, что в роли третьего лица может выступить как физическое, так и юридическое лицо (банки, школы, вузы, поликлиники, коммерческие организации, госучреждения и т.д.), а в роли пользователя - только физическое лицо.

Заместитель председателя Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел РК Галина Сарсенова отметила, что в соответствии с законом о защите персональных данных сведения о регистрации являются сведениями ограниченного доступа.

- Сейчас банки используют данные и ни у кого не возникают вопросы. Вы даете согласие на использование данных, передаете личные персональные данные, фамилию, имя, отчество, дату рождения и другие сведения, которые относятся к сведениям ограниченного доступа. Аналогичная ситуация происходит при доступе третьих лиц к информации об адресе проживания и др. Вы даете свое согласие. Без этого никто не имеет право воспользоваться такими сведениями, которые относятся к сведениям ограниченного доступа, - отметила Галина Сарсенова.

По словам директора департамента консульской службы МИД РК Тауболды Умбетбаева, информация об отмене адресной справки была вовремя передана Министерству иностранных дел РК. Около месяца назад совместно со всеми министерствами, представительствам Казахстана в зарубежных странах была отправлена вся необходимая информация.

- В соответствии с международной практикой, по 41 пункту Венской конвенции, другие государства должны соответствовать законам, которые были приняты в других странах, - сказал Тауболды Умбетбаев.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в электронном формате выдаются 28 справок. Ежегодно распечатывают свыше 20 миллионов справок.. В планах со следующего года постепенно отменить и другие справки. Для этого необходимо завершить работы по интеграции информационных систем.

По информации пресс-службы премьер-министра РК

primeminister.kz

 


Вернуться назад