Актриса

Светлана Чистякова, 27-12-2012, 20:29, Просмотров: 4007
Актриса

 

Халима Хазиева в нашем театре работает уже больше 20 лет. Ее имя хорошо знакомо зрителю. Ее амплуа - характерные и, без сомнения, запоминающиеся роли. Cвой юбилей Халима отметила в рабочей обстановке.

- Все было очень скромно и по-домашнему. Мы с актерами просто попили чай с тортом. Вот так и отметила, - рассказывает Халима Ахметсултановна. - Работы много, некогда устраивать большие праздники. Сейчас репетируем пьесу “Баба Шанель” Николая Коляды с постановщиком Дмитрием Доморощеновым. Спектакль выйдет на малой сцене. Я играю 85-летнюю Сару Абрамовну, - произносит Халима, по-еврейски картавя на последних словах.

 

Вспоминая

студенческие годы...

Актерскому ремеслу Халима обучалась в театральном училище в Нижнем Новгороде, в мастерской известного мастера Валерия Соколоверова, большого друга Евгения Евстигнеева и Олега Ефремова. До этого занималась в школьном театральном кружке, где открыла для себя любимую и родную теперь Марину Цветаеву, сыграла Риту Овсянникову в спектакле “А зори здесь тихие”. На фабрике “Госзнак” в Перми, где работала сразу после школы, занималась в театральной студии у Натальи Тихвинской.

- Там у нас все было очень серьезно, как в настоящем театральном училище, - рассказывает Халима. - Строгое расписание, занятия по сценречи, по актерскому мастерству.

Вспоминая те годы, актриса всегда называет еще одного человека, который способствовал ее появлению на сцене. Это Анна Николаевна Петрова, профессор школы-студии МХАТ.

- Когда я держала творческий экзамен туда, - вспоминает Халима Хазиева, - на третьем туре Анна Николаевна спросила, почему я так поздно приехала на экзамены, в июле? Оказалось, надо было приезжать зимой, и пояснила, что уже в феврале они определяют, кто поступит на летних экзаменах. Именно она настояла, чтобы я срочно ехала к Соколоверову, и говорила, что обязательно поступлю…

О своем учителе Соколоверове Халима вспоминает с особой теплотой. По ее словам, мастер курса открыл очень много тонкостей и нюансов театральной профессии, и самое важное - чувство сценической правды жизни. В ходе нашей беседы актриса то и дело цитировала своего учителя.

- Это были замечательные времена. Я училась в прекрасном городе, у замечательного педагога и удивительного человека. Мы все время бегали на берег. Там, где впадает Ока в Волгу, был высокий Волжский откос, огромные красавцы клены, удивительные места. Мы устраивали различные соревнования, игры, ходили в походы. Впитывали культуру этой самобытной земли и наслаждались красотами природы… С нами работали великие профессионалы, мастера с большой буквы. К нам на курс приезжал давать мастер-класс друг Валерия Семеновича Евгений Евстигнеев. А по дыханию с нами работала знаменитая Стрельникова, создатель собственной методики дыхания. Когда я уже служила в театре Могилева, я вновь встретила профессора школы-студии МХАТ Анну Петрову. Мне было приятно, что я оправдала ее доверие и стала актрисой.

 

Cемь лет кипучей

театральной жизни

В Могилевском театре Халима Хазиева в первом же сезоне сыграла главную роль в спектакле “Агония”. Именно там молодая актриса впервые столкнулась с закулисными дрязгами, по неизвестным причинам двух предыдущих исполнительниц отстранили от участия. Затем Халима играла дочь в шукшинской пьесе “Точка зрения”, Раису в “Женитьбе Бальзаминова”, которую ставил приглашенный из Минска режиссер Николай Пинигин.

- Я попала в хорошую волну, - говорит Халима Хазиева. - В те годы в могилевский театр пришел главный режиссер Валерий Маслюк и буквально за год-полтора поднял его на новый уровень.

По словам актрисы, жизнь в театре бурлила. Ни дня не обходилось, чтобы при встрече они не обсуждали прочитанные романы и статьи в “толстых” журналах “Новый мир”, “Современник” и других. Это было время, когда стали публиковать произведения, которые раньше не пропускала цензура.

- Мы заходили в театр с вопросом: “А ты читал…?” Все мужчины в театре играли в шахматы. На все праздники и дни рождения мы готовили “капустники”, - вспоминает Халима. - Кипела и комсомольская жизнь. Мы с подругой организовали “Театральную гостиную”, которую давали перед спектаклем, и часто люди приходили именно на нее. Подготовили свой спектакль-концерт и возили по селам. Устроили фестиваль творческой молодежи. Семь лет вот такой кипучей жизни.

А уехала Халима Хазиева из Могилева, когда ей стали давать роли характерные, ей же хотелось еще играть героинь.

 

На павлодарской сцене

В 1989 году актриса приехала в Павлодар.

- Какие роли для вас стали запоминающимися на павлодарской сцене?

- Очень хорошая работа была у меня здесь с замечательным алматинским режиссером Геннадием Федоровым “Не боюсь Вирджинии Вулф” Эдварда Олби. Он и режиссер, и актер чудесный. А партнер - какого всем бы пожелать! Встречаешься с ним на сцене, и твоя роль уже сама по себе идет. Он как будто втягивает тебя… Геннадий Федоров ставил в Павлодаре и “Сердце Луиджи” в 97-98 году. Очень люблю спектакли в постановке Меркулова “Преступление и наказание”, “Игроки”, “Три сестры”, я играю в них в массовках. 15 лет с небольшим перерывом у нас идет меркуловский спектакль “Я стою у ресторана - замуж поздно, сдохнуть рано”. В нем у меня главная роль, все время на сцене.

Вспоминает Халима и еще одну свою необыкновенную роль - в “Ассамбляже”, которую ставил тоже талантливый режиссер нашего театра Евгений Чудинов.

- В этом спектакле все наоборот - я играла мужчину-учителя, а женские роли исполняли мужчины. Постановка шла на малой сцене, - рассказывает Халима. - Вот однажды - репетиция, я уже в костюме, разумеется, мужском, на мне грим, пошла на вахту позвонить. Разговариваю по телефону, а вахтерша так подозрительно на меня смотрит. И тут, видимо, уловила мою интонацию и с выдохом: “Ты, что ли, Халима? А я думаю, что за мужчина тут у нас умудрился пройти?” Мало того, в кассе, я, уже зная, что меня могут не узнать, подхожу однажды и спрашиваю зарплату. А мне оттуда удивленно: “А вы кто?” Но самое смешное, как-то Чудинов, зайдя на репетицию, увидел меня и поздоровался персонально. Потом выяснилось, что он принял меня за художника, приезда которого все ждали. Я тогда поняла, как сильно можно вжиться в образ, что даже стала немного переживать, смогу ли выйти из него.

Своим чередом шла театральная жизнь. За это время у Халимы выросли и “вылетели из гнезда” два сына - Святослав и Александр, которые тоже вкусили сцену еще в детстве.

- Хотели бы вы видеть их актерами?

- Нет, ни в коем случае. Младший сын, как и я, демонстративная личность. Но я рада, что он ушел в другую сферу, выбрал техническую профессию и сейчас учится в НГТУ.

- А если бы вы не стали актрисой? Куда бы направили свой потенциал?

- Я даже не представляю, кем бы могла еще стать… Вероятно, педагогом. Я в школе так и думала, что буду учителем. А еще наша костюмерша Антонина Ивановна не раз мне говорила: “Халима, ну что же ты не поешь? В народ тебе надо…” Я всегда смеялась над ее словами, как это - “в народ”?

 

“Скворечник”

По сути, Халима Хазиева педагогом теперь и является. Несколько лет вела уроки театрального мастерства в школе-лицее №8. А сейчас у нее есть свой “Скворечник” - театральная студия для детей и молодежи. Студийцы изучают основы сценической речи, театрального мастерства, ставят этюды, проводят актерские тренинги - почти как в высших театральных учебных заведениях.

- Я не готовлю ребят к поступлению в театральные вузы, не готовлю профессиональных актеров, - говорит Халима. - Это скорее для жизни, для расширения кругозора, для увлечения детей, чтобы они полюбили хорошую литературу и театр. Они занимаются интересным делом, развиваются, узнают что-то новое. Для спектакля “Маленький принц” мы все вместе подбирали музыку. Их это увлекло, они узнали имена композиторов знакомых для них мелодий, увидели, как происходит музыкальное оформление постановок. Готовя спектакль, они прочитали Экзюпери, многие из них открыли для себя новое имя и произведение! Также мы с ребятами много общаемся вне студии. Мои студийцы любят приходить ко мне в гости. Мы печем пиццу, чаевничаем и много разговариваем…. Я знаю, никто из них не совершит плохого поступка.

 

Главное - не потерять

свежесть восприятия

В нашей беседе мы снова возвращаемся в театр. Что интересного происходит там сегодня?

Халима рассказывает о репетициях с Димой Доморощеновым.

- Это новый опыт, - говорит она. - В театре всегда учеба. Каждый новый режиссер, новый спектакль, новая роль - все это интересно. У каждого режиссера ты берешь что-то свое. Олег Белинский - настоящий режиссер-педагог, он умеет взращивать актеров. Очень интересно работать с Мельниковым, с ним мы сотрудничали в “Сильвии”. Это человек с большим чувством юмора, очень хорошо понимает актеров, легко объясняет, быстро работает. Меркулов - это всегда эксперимент, каждая репетиция интересна. Я многому у него учусь. Я считаю, что актер - это счастливая профессия. Через роль можно прожить какой-то период своей жизни, понять сложную ситуацию и, может быть, даже не подпустить к себе какую-то нежелательную.

- Да, каждый вечер, играя даже одну роль, - соглашается Халима, - вносишь свои “манки”, “крючки”, вкладываешь постоянно что-то свое. И у зрителя возникают ответные ассоциации. Вот она, сиюминутность. Сегодня я играю так, а завтра иначе. И зритель все это ощущает, “перерабатывает”, осмысливает через свои ощущения и опыт.

- Как справляетесь с волнением, страхом забыть текст? Или с опытом это уже прошло?

- Волнение перед выходом есть всегда. Я каждый раз вспоминаю слова своего педагога Валерия Соколоверова: “Собери внимание на первой фразе”. И, знаете, это всегда работает. Каждый вечер происходит чудо, выходишь с мыслями - а что сегодня? А как пройдет в этот раз? Такое приятное предвкушение…

Я, как зритель, могу сказать, что смотрю каждый спектакль по несколько раз. И все они и всегда воспринимаются по-разному. Это зависит и от состояния актера, и от твоего собственного и в целом от того, какой сегодня зал. У актеров даже есть фраза: “А зритель сегодня…”

О многом еще мы говорили с Халимой Ахметсултановной. Если бы не рамки статьи… Но один вопрос озвучу для всех:

- Что дает актеру в жизни такая трудная профессия?

- Адреналин. Радость от встречи с новым. Всплеск и ожидание новой роли. И все же, главное - не потерять такое качество, как свежесть восприятия. Бывает, что человек перестает любить свою профессию. Вот это страшно. А то, что не сыграла Чехова, я не огорчена. Есть сейчас любимая роль Нины - “Я стою у ресторана”. Есть “Скворечник”. Есть и другая часть жизни - природа, общение, сыновья, дом.

И я добавлю от себя, есть благодарные зрители, которые с нетерпением ждут новых ролей и новых встреч с талантливой актрисой.

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства KZ52VPY00029648.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.