...И дым Отечества нам сладок и приятен...

Светлана Чистякова, 7-12-2012, 06:20, Просмотров: 8306

Каким был Павлодар 60-65 лет назад, помнит его старожил Петр Васин. Он решил поделиться своими воспоминаниями и совершить экскурс в более давнюю историю нашего родного города.

В июне 1720 года на Коряковском яру, в месте впадения реки Усолки в Иртыш, был основан форпост, названный именем сотника Никиты Корякова.

В 1838 году Коряковский форпост переименован в казачью станицу. И лишь в 1861 году станица получила статус заштатного города, который был назван Павлодаром - в честь сына российского императора Александра II.

Уездным город стал в 1868 году. Он относился к Семипалатинской области Западно-Сибирского генерал-губернаторства.

После образования Казахской АССР в октябре1920 г. Павлодар перешел в состав Казахской республики (апрель1921 г.).

В январе 1928 года был образован Павлодарский округ, Павлодар стал окружным городом.

С 1930 года, после ликвидации округов, с введением районного деления он стал районным центром укрупненного района.

С образованием Восточно-Казахстанской области с центром в Семипалатинске в феврале 1932 года Павлодар вошел в ее состав.

С 15 января 1938 года на основании закона СССР “Об изменении и дополнении статей Конституции СССР” и Проекта Постановления ЦИК ВКП (б) из Восточно-Казахстанской области выделились Павлодарская область и ВКО, из Западно-Казахстанской - ЗКО и Гурьевская, из Южно-Казахстанской - ЮКО и Кзыл-Ординская с подчинением КазССР, образованной после принятия Конституции СССР (1936 г.).

Население форпоста - 46 человек, областного города - 29 тысяч, всей области - 251,3 тысячи человек.

 

Так получилось, что вся моя жизнь оказалась связана с Павлодаром.

В 1946 году в нашей сибирской деревушке Тундриха был неурожай на картофель - основной продукт нашего питания в то время. Пала и наша кормилица - корова. Жили мы втроем: мама и мы с братом, отец был репрессирован и сослан на Дальний Восток. Помочь в нашей беде было некому. В каждой семье было примерно то же. Покупать картофель и корову было не на что. Получается - либо умирать от голода, либо искать счастья на стороне. Но и это непросто. Из колхоза взрослому уйти было сложно - не отпускали, да и паспорта нет. А без паспорта не выедешь. К тому же, у нас не было ни родных, ни близких.

И вот везение! К родным в деревню приехал инвалид Великой Отечественной войны Николай Петрович Сафронов. Узнав о нашей проблеме, он помог маме выйти из колхоза и получить паспорт. Он же посоветовал ехать в неведомый для нас Павлодар, где жила семья его сестры. Она, по его словам, могла бы приютить нас на первое время.

Ехали мы долго и трудно. Большей частью в товарных вагонах, голодные, в холоде. В начале марта, когда мы выехали, в Сибири была еще зима. Запомнился на всю жизнь Новосибирск. На переполненном вокзале мы провели несколько суток. В то время все боялись эпидемий, и потому, прежде чем ехать, следовало пройти санобработку. Одежду сдавали на прожарку, а сами - мыться. Мыться пришлось под ледяным душем. Как после такого мы не простыли, не знаю.

Запомнилось и другое. Частые крики на вокзале: “Украли!”, “Ограбили!” Одного вора озлобленная толпа пассажиров пинками гнала по залу ожидания на втором этаже и сбросила его вниз, в лестничный проем. Милиция же боялась подступиться к разъяренным людям и бегала вокруг, сотрясая воздух бесполезными свистками…

Только от Кулунды до Павлодара мы ехали в пассажирском вагоне. Какое блаженство после товарняка!

Лишь в конце марта мы добрались до Павлодара. Снега здесь уже не было. Выгрузились у вокзала. Он тогда располагался в деревянном одноэтажном здании, где сейчас находится локомотивное депо, рядом с улицей Сормова. Этот вокзал открыт в 1924 году, когда была запущена в эксплуатацию железная дорога Славгород - Кулунда - Павлодар.

...И дым Отечества нам сладок и приятен...

 

Свой скудный скарб мы разместили на телеге. Основной тягловой силой в то время были лошади. Только отъехали от вокзала, я впервые увидел живого верблюда. Не спеша он прошествовал мимо нас с седоком на спине. Верблюды в то время в Павлодаре были не экзотикой, а обычным явлением.

Ехать нам нужно было на улицу Пушкина, сейчас ее нет, она располагалась между Лермонтова и Тургенева (нынче Каирбаева). Здесь нас и приютили сестра Сафронова Александра Петровна и ее муж. Они помогли маме устроиться на работу. А позднее нашли для нас хибару по Абая 371а, которую мы купили. Это был низкий домишко с пологой крышей и земляным полом. В Павлодаре тогда было много подобных хибар, стены которых выложены из глиняного необожженного кирпича. Иногда сильные дожди размывали такие стены, и с улицы можно было видеть внутренний интерьер. Душными летними ночами многие спали прямо на крышах своих домишек или на земле, оставляя свое жилье открытым.

Многим тогда жилось трудно. Хлеб получали по карточкам -500 граммовна работающего и 250 - на неработающего. На нашу семью получался один килограмм, но чтобы его получить, нужно было отстоять огромную очередь. Ее занимали с вечера и писали номер очереди химическим карандашом на руке или мелом на спине. До сих пор у меня в ушах стоит крик девочки, потерявшей хлебные карточки…

Жить стало легче после отмены в декабре 1947 года карточной системы. И особенно когда понизились цены на продукты и товары первой необходимости. Это снижение называли “сталинским”.

Каким я увидел Павлодар в том далеком 47-м? После живописной сибирской природы здесь все казалось голым и диким. На улицах росли чахлые деревья, о газонах и цветниках говорить нечего. На весь город было несколько парков и скверов. Небольшой парк рядом с кинотеатром “Ударник”, Ленпарк с памятником Ленина, открытый в 1940 году. Горсад, расположившийся на месте городского кладбища, с памятником в честь расстрелянных белогвардейцами борцов за Советскую власть. В 1942 году парк получил название имени 25 лет Октября. Дурмановский сад на Усолке, в сторону села Кенжеколь (раньше совхоз №499), - парк назван в честь священника Дурманова, посадившего его. Небольшой сквер в Затоне, где находился Клуб водников. И небольшой сквер, сейчас Сквер ветеранов возле лицея №8.

...И дым Отечества нам сладок и приятен... 

Первомайская площадь, теперь Площадь Победы, раньше была пустырем с редкими кустиками акаций. В центре находилась небольшая деревянная трибуна. Здесь проводились митинги и демонстрации. А к Новому году трибуну превращали в горку, с которой с удовольствием катались и взрослые, и дети. Озеленение этой площади и всего города началось в 50-х годах. Тогда стали появляться газоны и цветники.

Улицы города были покрыты песком и пылью. При сильном ветре все это превращалось в тучи. Песок скрипел на зубах, попадал в глаза, засыпал волосы. У него и название было - “павлодарский дождь”. В некоторых местах из-за скопления песка невозможно было проехать на велосипеде. Кстати, первый велосипед в Павлодаре появился в 1910 году у чиновника Никанорова. Асфальтированных улиц тогда не было, лишь несколько мощеных булыжником.

Не было улиц с казахскими названиями. Первая появилась в 1945 году - Абая, которая ранее носила название 10 марта. Улица Степная в 1950 году была переименована в Исы Байзакова. В 1953 году улица Лассаля стала носить имя Короленко. Улицы Кутузова и Камзина появились позже, в ходе индустриализации Павлодара.

Не было и Второго Павлодара, он начал строиться уже в 55-м году. На этом месте была степь, где горожане выращивали бахчевые и картофель, сеяли рожь, пшеницу. Зерновые перерабатывали на ручных мельницах. Те, у кого имелись колодцы, выращивали овощи возле домов. Водопровода еще не было, он появился только в 1954 году. У остальных горожан огороды были на той стороне Иртыша. Они поливались речной водой, которую носили в ведрах на коромыслах.

С 60-х годов стали появляться дачи, и огороды постепенно стали забрасывать. Первое садоводство “Мичуринец” появилось в 1958 году. Дачи постепенно окутали город своим зеленым поясом, и пыльные бури стали отступать. На дачах горожане могли уже весной сажать рассаду, тогда как за Иртышом в это время еще стояла вода от разлива. Иртыш в то время был полноводным, разливался до самого Седьмого аула (Ленинский) и в свои берега входил только в июне. По реке летом регулярно ходила драга - судно, которое чистило русло от песчаных наносов. Ходили по Иртышу пароходы и теплоходы - пассажирские и грузовые, таскавшие на буксирах баржи и плоты с другим грузом.

Мостов - ни железнодорожного, ни автомобильного (он появился в 1962 году) - еще не было, и переправа зимой осуществлялась по льду. Намораживалась специальная ледяная дорога, по которой ходили автомашины и гужевой транспорт.

В летнее время в районе поселка Хромзавод военные наводили понтонный мост для передвижения транспорта. Существовала и паромная переправа на левый берег Иртыша. Там, где сейчас центральная Набережная и фонтаны, происходила посадка на паром. По Иртышу вверх и вниз ходили теплоходы, а затем “ракеты” на подводных крыльях.

В северной части города, за старым элеватором, западнее областной ГАИ, был небольшой аэродром. Воздушное сообщение в Павлодаре началось в 1930 года прибытием первого самолета из Семипалатинска. Открылась авиалиния Алматы - Семипалатинск - Павлодар - Акмолинск - Атбасар - Кустанай. А с 1959 года аэродром был переведен в южную часть города, где он и находится сейчас. В городе действовало летное училище, их аэродром находился в восточной части Павлодара, а казармы - на бывшей территории индустриального института, теперь район торгового дома “Гулливер”. Старожилы до сих пор называют его военным городком. Летное же училище некоторое время располагалось возле Черноярки и в помещениях, где жили курсанты, потом был пионерский лагерь.

До 40-го года транспорта, кроме лошадей и собственных ног, в городе не было. А когда появился автобус, то ходил он крайне нерегулярно. В 1948 году появился автобусный маршрут №1 Затон - Усолка - Вокзал. Автобусы были небольшие и всегда переполненные. Кондуктор подавала сигнал водителю об остановке по специальному устройству - шнуру, протянутому через салон, за который она дергала. Появились и такси марки “Победа”, и первая автозаправка, которая действует и сейчас возле центрального рынка. В 1965 году была открыта трамвайная линия.

Железная дорога начала действовать еще в 1921 году. С 60-х годов паровозы заменили тепловозами. До открытия железнодорожного моста Павлодар был тупиковым городом, а с 1949 поезда стали двигаться через мост. Автодорожный мост запущен в эксплуатацию с 1962 года.

В 40-е и начале 50-х годов в Павлодаре самым высотным было трехэтажное здание 16-квартирного дома, он так до сих пор и именуется.

Из культурных учреждений в то время были:

- драмтеатр имени Чехова, открытый в 1945 году, в 59-м ему было присвоено имя писателя;

- кинотеатр “Ударник”, позднее “Пионер”, в нем было сначала два кинозала, потом их объединили в один. А затем это помещение занял театр;

- клуб имени Куйбышева, позднее Клуб водников, остановка эта до сих пор сохранилась, хотя клуба уже нет;

- кинотеатр “Октябрь”, построенный в 1957 году, очень популярный у горожан. Затем в нем долгое время располагался Славянский центр, теперь концертный зал Дома дружбы “Достык-2”.

...И дым Отечества нам сладок и приятен... 

В горсаде и ленпарке были летние кинотеатры.

С 1943 года в Павлодаре работала первая музыкальная школа, с 1959 года носящая имя известного казахстанского композитора Курмангазы. Музыкальное училище, ныне музколледж, открылось в 1959 году.

Единственный в те годы историко-краеведческий музей, открытый в 1942 году, возглавлял известный краевед, фотограф, историк Дмитрий Багаев. В 1959 году музею было присвоено имя нашего земляка, известного путешественника, историка, исследователя Средней Азии, Монголии, Китая Георгия Потанина.

Телефонизирован город в то время был слабо. Телефонная станция располагалась в одноэтажном кирпичном здании на углу улиц Дзержинского, ныне Академика Сатпаева, и 40 лет ВЛКСМ, ныне Исиналиева. А радиоузел находился в двухэтажном деревянном доме на углу улиц Фрунзе, ныне Маргулана, и Красноармейцев, ныне Кривенко, сейчас там автостоянка, напротив Павлодарэнерго. На улице были вывешены радиоколокола, через которые и шла трансляция вещания. А в домах павлодарцев висели черные тарелки-динамики с регулятором громкости посередине.

В 40-50-е годы в Павлодаре насчитывалось около 40 тысяч человек. Но и тогда население было многонациональным: казахи, русские, татары, украинцы, белорусы, немцы (в основном приволжские), народы Закавказья, сосланные в первый год войны.

В послевоенные годы в Павлодаре было четыре средне-специальных учебных заведения: медучилище, зооветтехникум, техникум масло-молочной промышленности и педучилище, переведенное в 1929 году из Усть-Каменогорска. Я учился в педагогическом училище, когда его директором был Бейсен Ахметович Ахметов. Это был Педагог, Воспитатель, Руководитель и Человек - все это с большой буквы. Высших учебных заведений еще не было.

В городе работало много мелких предприятий, например, артель по производству саней, по катанию валенок, “Пищевик”, “Алга-Бас”, выпускавшая конфеты. Была всего одна баня на берегу Иртыша, на Бебеля, ныне Естая. Неподалеку от педколледжа располагалась пожарная часть с каланчой, на которой круглые сутки дежурил пожарный с биноклем.

Крупные предприятия в то время: завод “Октябрь”, грузовой 14-й порт в Затоне, железнодорожная станция и ж/д депо, трест “Павлодарсоль”, Коряковский солепромысел, мельница, мясокомбинат, молзавод (именовавшийся по-разному - завод молочных консервов или завод сухого молока), судоремзавод. Из них наиболее крупными считались “Октябрь” и судоремзавод, к которым подходили железнодорожные ветки. На заводе “Октябрь” была своя электростанция, обеспечивающая электроэнергией предприятие, а в вечернее и ночное время - город. Кстати, долгое время начало и окончание рабочего дня завода отмечалось гудком, который в зимой, в буран являлся и ориентиром. Гудок в метели подавался каждые пять минут, пока все рабочие не дойдут до завода. Сколько жизней он спас за такие снежные бураны!

Первая газета под названием “Объединение” появилась в Павлодаре в 1918 году, позже она стала называться “Степной пахарь”. В 1939 году стала областной с новым названием “Большевистский путь”, с 1954 года - “Павлодарская правда”, с 1963 года - “Звезда Прииртышья”. На казахском языке издавалась газета “Кенес туи”, она также с 1938 года стала областной, под названием “Сары арка самалы”. До 1954 года обучение в школах было раздельным - девочки в одной школе, мальчики - в другой. На казахском языке дети обучались лишь в школе №10.

Бала одна мечеть и одна православная церковь.

Мощным толчком к развитию города и области послужило освоение целинных и залежных земель и строительство комбайнового завода, в 1966 году переименованного в тракторный, алюминиевого, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, строительство жилого массива.

Для обеспечения жилого и промышленного массива города была построена котельная на улице Куйбышева (ныне Торайгырова, 62), так как мощности электростанции завода “Октябрь” уже не хватало. Основной строительной силой в те годы были заключенные, и потому вокруг города находилось несколько зон. Строительство шло ускоренными темпами. В 1957 году были заселены три пятиэтажных дома (так называемые старые пятиэтажки). В 1961-64 годах электричество пришло от ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1. В 1972 заработала ТЭЦ-3. Необходимость в энергопоездах, которые до этого подавали электричество, и в работе котельной отпала. Котельная была демонтирована, а ее башня взорвана точечным методом, так что жители близлежащих домов не заметили этого взрыва.

...И дым Отечества нам сладок и приятен... 

В 1968 году тракторный завод выпустил первую партию тракторов. Несколько раньше, в 1964 году, была пущена первая очередь Павлодарского алюминиевого завода.

Мне в какой-то мере пришлось участвовать в строительстве алюминиевого и комбайнового заводов. После окончания школы проработал техником в АТК треста “Павлодаралюминстрой”, затем экономистом в главной автотранспортной конторе управления строительства комбайнового завода. После оставил эту интересную и денежную работу и поступил в педучилище имени Б.Ахметова, так как с детства мечтал стать учителем.

...И дым Отечества нам сладок и приятен... 

Проработал в школе пять лет, но затем пришлось оставить любимую работу, и вот по какой причине. Дело в том, что моя жена - тоже учитель. А когда в семье два учителя, то домашние дела делать некому, времени на них просто не хватает. Нужно было кому-то уходить из школы. На семейном педсовете было решено, что это сделаю я. Пошел работать на ТЭЦ-2, помощником машиниста котла. Было сложно перестраиваться - в моральном плане. Вскоре меня перевели техником в планово-экономический отдел, а через некоторое время я стал начальником отдела кадром. Я совершенно не знал эту работу, и большую помощь тогда мне оказал начальник планово-экономического отдела Григорий Семенович Печерских, а позже - Анна Николаевна Бельденинова. Бесконечно им благодарен за это. Конечно, и собственное стремление освоить эту работу помогло. Я проработал в этой должности на ставшей мне родной ТЭЦ-2 до самой пенсии - 32 года.

...И дым Отечества нам сладок и приятен... 

Город продолжал расти и развиваться. В 1960 году гостеприимно распахнул двери Павлодарский индустриальный институт, в 1962 году - педагогический.

На предприятиях организовывалась художественная самодеятельность. Особенно славились хор тракторного завода, художественная самодеятельность речников и железнодорожников. Кстати, хор тракторного завода вырос на базе художественного коллектива завода “Октябрь”. Под руководством прекрасного музыканта и хормейстера Александра Шиллера он получил звание “народного” и много ездил по бывшему Союзу, прославляя Павлодарское Прииртышье.

А чего стоили студенческие строительные отряды, сельхозработы! В село съезжались студенты из разных городов Советского Союза. Это была романтика, а также огромная помощь сельским жителям. Студенты вносили большое разнообразие в местную жизнь. Ведь помимо сельхозработ бурлила и культурная жизнь - лекции, концерты…

Много воды утекло в Иртыше, много времени прошло, город изменился до неузнаваемости и жизнь сейчас другая. Но сколько бы ни прошло лет, я горжусь тем, что живу в этом дорогом мне городе.

…Мой Павлодар, мой город Прииртышья!

Всем, что есть, обязан я тебе.

Я так же, как и ты, здесь вырос из пустышья,

Был, как и ты, и в счастье, и в беде.

Здесь первый поцелуй и первое свидание,

И первые успехи в жизни и в труде.

И здесь я получил свое предначертанье,

И буду, город, верен я тебе.

 

...И дым Отечества нам сладок и приятен...

 

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства KZ52VPY00029648.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.