Инновационный Евразийский университет - будущее создает сегодня

Обозрение недели, 21-01-2021, 20:54, Просмотров: 124
Инновационный Евразийский университет - будущее создает сегодня 

Программа «Рухани жаңғыру» (буквально - духовная модернизация; официально именуется «модернизация общественного сознания»), реализуемая сегодня в республике Казахстан, является частью процесса модернизации, объявленного Елбасы, Первым Президентом Н.А. Назарбаевым. Ее осуществление происходит параллельно в трех направлениях: модернизация экономики, конституционная реформа, заложившая основы масштабной политической модернизации и модернизация общественного сознания.

Последнее направление является наиболее сложным и многосторонним. Ведь перед Казахстаном никогда не стояло такой задачи, как модернизация общественного сознания.

Структурно программу образуют шесть проектов.

Первый - поэтапный переход казахского языка на латинскую графику, призванный придать новый импульс развитию языка и интегрировать его в мировое пространство, заинтересовать и мотивировать граждан на овладение языком.

Второй проект - «100 новых учебников на казахском языке», дающий студентам возможность заниматься по первоклассным мировым учебникам на казахском языке.

Третий проект - «Туған жер» (родная земля) предполагает, во-первых, укрепление связи человека с малой родиной; во-вторых, развитие культуры благотворительности и ее поддержка конкретными социальными мерами со стороны государства; в-третьих, исследование истории, географии, а также сохранение, поддержание в надлежащем состоянии их памятников.

Четвертый проект - «Сакральная география Казахстана» ориентирован на культурную память, символические, сакральные и культурно-исторические вещи. Объекты данного проекта должны стать «точками роста» туристического кластера.

Пятый проект - «Современная казахстанская культура в глобальном мире» создаёт условия для представления лучших произведений казахской культуры мировой общественности.

Шестой проект - «100 новых лиц Казахстана» вобрал в себя живые истории казахстанцев, которые будут служить образцом для соотечественников.

Несмотря на значимость модернизации общественного сознания, в общественной жизни ключевой сферой остаётся экономика. Руководство Казахстана намерено в короткий срок осуществить переход от экономики, построенной на сырьевой зависимости, к новому технологическому укладу. И здесь - решающее слово за людьми. «Рухани жаңғыру» - программа по формированию индивида, преданного Родине, способного к совершенствованию и открытого миру.

Изначально Казахстан, с обретением государственного суверенитета, ориентировался в планах своего развития на лучшие и наиболее эффективные модели в мировой практике. Конструирование будущего - не простая, но исключительно социально значимая задача. Казахстану удается неплохо справляться с этим. Причина, видимо, кроется в прагматизме, на что обращает внимание Н.А. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов, как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм - вот лозунг ближайших десятилетий». Прагматические установки позволили отечественным элитам определить место Казахстана в мировом сообществе и помогли реалистично оценить ресурсный потенциал страны. По этой причине Казахстан демонстрировал поступательный рост, инициировал интеграционные идеи на постсоветском пространстве и в Евразии. Подтверждением чему стали экономические достижения, восстановление численности населения и его дальнейший рост. Конечно, Казахстан располагает богатым природным потенциалом, его миновали сложные перипетии международных отношений. Однако, благоприятные обстоятельства не только данность, но и следствие их искусного использования.

Поэтому прагматизм, в качестве апробированного инструмента решения актуальных задач, выбран как одно из шести направлений модернизации сознания. В концептуальном разделе программы «Рухани жаңғыру» - «О национальном сознании в XXI веке» также подробно рассмотрены следующие направления - конкурентоспособность, национальная идентичность, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие и открытость сознания.

Идея привития человеку качеств, необходимых ему в жизни, благородна сама по себе. Ведь современное общество охвачено поиском выхода из духовно-нравственного лабиринта. В ситуации, когда большинством движут «земные» интересы, прежде всего, экономика, данный подход, наверное, первый подобный опыт, по крайне мере, на постсоветском пространстве. При этом заявленная цель сугубо утилитарная - подготовить человека к динамичным процессам как характерной черте XXI века. Ожидаемый продукт подобного подхода - развитая личность, способная противостоять внешним воздействиям, усваивать необходимые знания и выработать обоснованные решения в интересах себя и дела. Более того, программа предполагает задачу выработки собственных подходов к происходящему в мире и формирования национальной мировоззренческой позиции казахстанцев.

Практические меры по реализации программы «Рухани жаңғыру» включают переход современного кириллического казахского алфавита на латинскую графику, что имеет свою глубокую логику и взаимосвязанность с особенностями технологической, коммуникативной среды и научно-образовательного процесса в XXI веке. Решается тем самым и задача сближения с тюркскими странами, осуществившими подобную реформу. В исторической ретроспективе данный шаг возврат к ситуации 1929-1940 годов, когда казахский алфавит уже использовал латиницу.

В данном плане проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» предполагает переводить книги на казахский язык сразу на новый латинизированный алфавит. На долю специально созданного учреждения «Национальное бюро переводов» ложится большая ответственность: работать в ударном темпе и с хорошим качеством.

Сжатость временных рамок, в которые планируется осуществить проекты программы, встречают неоднозначную реакцию, как со стороны общественности, так и со стороны экспертного сообщества. Социальные эксперименты, которыми не был обделен и советский период, приводят к заключению, что общество должно меняться за экономическим строем, но никак не иначе. В противном случае, будет достигнут временный, верхушечно-косметический, а не постоянный, глубинно-фундаментальный результат. Экономическая модернизация, сопряженная, порой, опережаемая программой перевоспитания сограждан, формирует социальный слой, неудовлетворенный темпами перемен. В широком социальном плане резкие перемены способны вызвать растерянность и огорчение. В конечном счете, общество будет винить в сложившейся ситуации власти. Ее органы должны будут проявить исключительную прозорливость и предусмотрительность.

Из постсоветских, тюркских республик Казахстан не первый, кто предпринимает алфавитную реформу. Она уже состоялась в Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане. Как показывает их опыт, помимо финансовых затрат, бюрократических проволочек, перевод на латиницу ставит вопрос о сохранении традиции, преемственности поколений. Достижения культуры, науки Казахстана, его повседневная жизнедеятельность связаны с кириллицей. На этой форме письменности сформирован солидный документальный объем разнообразных источников.

Безусловно, английский язык стал средством международного общения. Западная цивилизация, практикующая латинскую графику, одна из основных точек роста в современном мире. Однако нельзя констатировать, что имеется прямая связь между алфавитом как формой письменности и уровнем развитости конкретного общества. Более того, иероглифическое письмо ряда стран Востока не является препятствием для их беспрецедентного экономического, научного развития. Поэтому внедрение латинской графики в казахский язык следует расценивать как утилитарное средство, облегчающее более тесную интеграцию страны в мировое сообщество.

Опасения, что данный шаг способен как-то ослабить казахстанскую модель межнационального согласия, не совсем обоснованны. Ведь конституционный статус русского языка, важного инструмента в функционировании указанной модели, как официального, никак не меняется. Соответственно, кириллица будет сохранять свои позиции в общественно-политической жизни республики. Не стоит забывать и о том, что значительна доля русскоговорящих этнических казахов, для которых русский язык и кириллица и впредь будут востребованными. Уход Н.А. Назарбаева с поста руководителя страны никак не отразился на политике, нацеленной на включение в государственное строительство всех национальных общин.

В целом в Казахстане после обретения независимости практически нет примеров радикализма. И это с полным основанием следует отнести к любой сфере общественной жизни. Возьмем, к примеру, отношение к прошлому. В казахстанском обществе формируется взвешенный, аргументированный взгляд на собственную историю. Признается, что мы - наследники этносов современной территории республики, проживавших здесь с эпохи древности. При этом не абсолютизируются, монополизируются права на их достижения как исключительно достояние Казахстана и его народа.

Здесь важно обратить внимание на отечественную историю как суммарное сочетание жизнедеятельности различных обществ, государств и их населения. До середины 1 тысячелетия нашей эры оно представляло симбиоз индоевропейского, точнее ираноязычного, и тюркского компонента. Во второй половине 1 тысячелетия нашей эры, с образованием первого Тюркского, Великого, каганата ситуация меняется. Череда средневековых государств, племенных объединений, представляла из себя, одно явление - тюрков.

Позднесредневековое Казахское ханство, возникшее в самом начале второй половины 15 века, первый пример государственности молодого казахского этноса.

Современный Казахстан ведет свое начало от Казахской Советской Социалистической Республики, которая уже не была моноэтничным государством. Полиэтничность Казахстана - результат внешнего воздействия. Прирастание населения представителями других этносов усиливается по мере ослабления суверенитета казахской государственности. Организованное переселение на территорию казахской степи людей из различных районов российской империи, а потом СССР, начинается во второй половине 19 столетии и приобретает масштабный характер в 20 веке. В результате по Всесоюзной переписи 1959 года удельный вес казахов Казахстана составил около 30 процентов. Самая низкая доля коренного населения в Казахстане среди союзных республик - одно из трагических последствий целого ряда социальных экспериментов. Положение национального меньшинства отразилось не самым лучшим образом на состоянии этнической идентичности казахов. Поэтому программа «Рухани жаңғыру» направлена на этническую реинтеграцию казахов, в противном случае, проблематично пребывание на политической карте самой Республики Казахстан. При этом казахстанцы не стремятся отказаться, как от трагических фактов в жизни СССР, так и от общих побед советского народа.

Программа «Рухани жаңғыру», как нам представляется, пример прагматичной, а не созерцательной цели. Ее достижение должно способствовать укреплению в республике принципов национальной идентичности, основанной на традиции и преемственности.

Геополитические координаты Казахстана определяются воздействием нескольких мировых центров: тюркского, исламского, российского и китайского. Со всеми из них республика пространственно соприкасается. Первые два ассоциируются с этнической и религиозной природой. Последующие два - пример исторического соседства. Удаленный Запад для Казахстана, как и для остального мира, в обозримом будущем продолжит оставаться визитной карточкой понятия «современность». С целью не допустить дисбаланса в отношениях с указанными субъектами, с первых шагов суверенитета, был взят курс на многовекторную политику, основанную также на прагматичном подходе.

Идущий в Казахстане процесс транзита власти отличает преемственность политического руководства в отстаивании национальных интересов и ставка на консолидацию общества, а не его разделение. Какие-либо попытки извне расшатать единство, обречены на неудачу, если для этого нет внутренних предпосылок. Мировому сообществу, тем более, странам-соседям нужен самостоятельный, успешный и дружественный Казахстан.

Н.Т. САНАСЫРОВ, кафедра «Право» ИнЕУ, старший преподаватель,магистр юриспруденции

Фото из свободных источников

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите код:*

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства KZ52VPY00029648.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.