Главная > КУЛЬТУРА, ФОТОРЕПОРТАЖ > О том, что происходит за кулисами областного театра имени Чехова
О том, что происходит за кулисами областного театра имени Чехова14-09-2018, 08:54. Разместил: Регина Маргарян |
||||||||||||||||||||||||
“Гамлет” Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва, Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. Борис Пастернак Театр - место особое, место нарядное, магическое и загадочное. Про него пишут много и с завидной регулярностью. Бесчисленные интервью с первыми лицами театра и рецензии на спектакли появляются во всех СМИ с открытием сезона. Актеры и режиссеры у всех на виду и слуху, что, бесспорно, заслуженно, но речь будет не об этом. Мы пробрались в закулисье драмтеатра Чехова во время репетиции одного из спектаклей, и такого театра мы еще не видели. Декоратор, реквизитор, костюмер, гример и другие - те, кто выкраивает и шьет спектакль - люди скромные и не публичные. Они буквально живут своим делом и по-другому не могут. Вы собираетесь в театр: выбираете наряд, чистите обувь, укладываете волосы, наводите марафет - целый ритуал. В храм Мельпомены приходите как на праздник. Занимаете свое место, звучит последний звонок, гаснет свет… Аудитория притаилась. Вы ждете чуда, вы в предвкушении того, что изменит вас или просто отвлечет от будней. Быть может, вы узнаете себя в одном из героев и оцените свое поведение со стороны. Или проживете с актерами судьбы их персонажей и станете еще опытнее и мудрее. А может, посмеетесь от души или искренне всплакнете - испытаете катарсис. Но то, что видит публика, - это мизерная доля того, что происходит в стенах театра. Зритель лицезреет итог многочасовой работы сотни рук, десятка голов и сердец. Каждый, кто делает эту работу, уникален, каждый на своем месте, каждый со своей историей и каждый появился в этих стенах неспроста. Когда мы напрашивались к ним на интервью, практически все закулисные работники открещивались и брали самоотвод, мол, я личность простая, не публичная, звезды на сцене, а мое дело маленькое, и рассказать мне нечего. На секунду мы ловили себя на мысли, что затея осветить работу цехов театра вот-вот потерпит фиаско. Однако стоило искренне поинтересоваться о тонкостях работы, как глаза каждого загорались, и их было уже не остановить. Реквизитор Наталья Анисимова: “В отпуске я по-настоящему страдаю” Небольшая комната заполнена коробочками с разными надписями: “Пузырьки”, “Свитки”, “Чернильницы”, “Фонарики” и так далее. Зонты, канделябры, керосиновые лампы, корзинки, очки, карты и другая бутафория - всем этим заведует Наталья Викторовна. Она, как ее называет труппа, - мамочка не только для декораторского цеха, но и для всех актеров. К ней приходят за советом, выпить чаю, поговорить по душам. - В 16 лет я сюда пришла и до сих пор не ушла, - смеется Анисимова. - 44 года здесь - уж очень интересно, жить я без работы не могу, в отпуске страдаю. У меня мама тоже работала в этих стенах, заведовала костюмерным цехом. Черты лица Натальи Викторовны покажутся очень знакомыми тем, кто когда-нибудь ходил в павлодарский театр, а заядлый зритель вовсе поймет, что она родственница одного из ведущих актеров трупы Алексея Анисимова. Она его мать. - Они очень интересные личности - что сын, что мать, - рассказала одна из артисток труппы. - В театре еще никого нет - Наталья Викторовна здесь, уже никого нет - тоже здесь. Сын - отдельная история, Алексей полностью отдается сцене. Кажется, что весь театр держится на этих двух людях. Больше сорока лет в реквизиторском цехе - это когда ты сиюминутно можешь выбрать из сотни имеющихся очков именно те, с коричневыми стеклами в золотистой оправе. Это когда ты знаешь все хитрости бутафории. - Надо, например, картошку, от которой еще пар идет, я отвариваю, укутываю и перед самым выходом на сцене ее вручаю актеру. Настоящие алкогольные напитки на нашей сцене не бывают, все крашу, вино - крашеная вода, коньяк - чай. Декоратор Ержан Жакупов: “Тут работаешь не ради зарплаты, а ради интереса” Вряд ли в каком-нибудь еще театре можно встретить такой феномен: на репетициях актер в перерывах бежит со сцены в декораторский цех к циркулярной пиле, а потом обратно на сцену. В нашем павлодарском театре и такое имеет место быть. - Наш режиссер Меркулов решил попробовать меня на сцене, ну и я согласился, - рассказывает главный декоратор театра Чехова и по совместительству актер Ержан Жакупов. - Он сказал, что у меня неплохо получается, и вот с его легкой руки я стал участвовать в спектаклях уже как актер. Ержан служит театру уже больше двадцати лет. Все декорации, которые мы видим на главной сцене драмтеатра, изготавливает именно он. Сразу после получения диплома столяра-плотника он отправился работать на мебельную фабрику. - На фабрике все однообразно, скучно, под шаблон. А здесь для меня открылся другой мир. Здесь интересно, необычно, постоянно происходит что-то новое. Зарплата, конечно, желает оставлять лучшего, очень лучшего. Но тут работаешь не за зарплату, а ради интереса, - говорит Жакупов. - Недавно к нам приезжал российский режиссер, Виктор Валентинович указывает ему на меня и говорит: “А вот этот парень у нас еще декорации делает!”. Тот так удивился. Ну нравится это мне, как оказалось, я творческий человек. Ержана Жакупова можно увидеть в одной из главных ролей спектакля “Игроки”. Костюмер Марина Каптюр: “Мастер и Маргарита” - самый сложный спектакль” В костюмеры Марина попала с поста контролера этого же театра, в котором проработала большую часть своей жизни - около двадцати лет. - Моя задача - приготовить костюм, то есть погладить и отнести в гримерку артиста, - рассказывает Марина. - Еще одна задача, с которой помогают все - переодеть актера за кулисами. Бывают тяжелые спектакли, где нужно и побегать, и попрыгать, например, легендарный “Мастер и Маргарита” - один из самых сложных. Там столько переодеваний, переобуваний, и все нужно за считанные секунды успеть. Иногда приходится допоздна задерживаться, но это особенности работы. В целом работу свою люблю, иначе бы ушла. Гример Татьяна Зайцева: “Здесь невозможно работать, если не любишь людей” Татьяна Зайцева производит впечатление своевольной женщины с характером. Изначально в интервью она нам отказала. - Я так хотела увильнуть от встречи, рассказать вам нечего, я человек не публичный, - с этой фразы началась наша беседа с Татьяной. Мы стали действовать решительно, и вопрос: как вам работается в театре? - застал ее врасплох. - Если не любишь людей, не надо сюда соваться, немногие смогут здесь работать, - начала гример. - Я ближе всех к артистам. Костюмер пришел, отдал костюм и ушел, а я должна с ними общаться, должна слушать и слышать артиста. Здесь я выполняю задачу, поставленную художником, режиссером. Если верить словам Зайцевой, значит, она как никто другой может судить о характере артиста. На вопрос о привередливости артистов и звездной болезни Татьяна рассказала следующее: - Настоящий артист - простой. На самом деле звезды очень скромны и в основном делают все сами. Например, года два назад я работала с Настей Волочковой. Да, той самой балериной. Я была в восторге, она такая замечательная! Не знаю, что там про нее в интернете пишут, к чему этот черный пиар, но работать с ней было одно удовольствие. Она такая простая, очень вежливая, и энергетика у нее хорошая. От актера всегда остается послевкусие. В нашем театре тоже все простые люди, не без исключений, конечно. Но я их тут воспитываю, хотя им это не нравится. Но потом понимают, что все только на благо. Недавно одна актриса говорит мне: “Таня, ты все правильно делала, вот мы пришли, можно сказать, с улицы, а ты нас научила, спасибо”. Татьяна работает в театре почти тридцать лет. В этих родных стенах она и встретила своего будущего мужа. Рассказывать о своей работе заведующая гримерного цеха может бесконечно. Но когда заходит речь о заработке, женщина говорить отказывается. Очевидно, что платят мизерные зарплаты, и держатся люди лишь на голом энтузиазме. Это подтверждает и новоиспеченный балетмейстер театра. - Давайте честно, зарплаты здесь невысокие, поэтому чистый интерес. Тут трудятся настоящие фанатики своего дела. Какая там звездная болезнь? Они и не слышали никогда об этом. Пашут по-страшному. В прошлом сезоне мы ставили “Крошку” с актрисой Татьяной Кияшко. Отрабатываем трюки, и в процессе она упала не очень удачно. Я ей говорю: давай перерыв сделаем. Она уперлась: нет, будем делать, и все! И пока мы все не отработали, не успокоилась. А что творится за кулисами во время спектакля! Это вообще отдельный вид искусства, нужно устанавливать камеры и фиксировать это шоу. Как там все друг другу помогают переодеваться, бегают в мыле, как сумасшедшие. Без сомнения и пафоса можно сказать, что коллектив областного павлодарского театра, как бы тривиально ни звучало, это дружная семья, и иногда в прямом смысле. Директор-художественный руководитель театра говорит о своей труппе с гордостью. - Коллектив более чем сплоченный, у нас нет звезд. У нас каждый человек - личность, - рассказал Виктор Аввакумов. - В любом спектакле каждый персонаж интересен. Зачем делать в театре звезду? Тогда зритель будет идти не на спектакль, а посмотреть на эту личность. Думаю, это неразумно. Мы заглянули, что стоит за той картинкой, которую мы видим по итогу - спектакль, и были приятно шокированы. Театр Чехова - слаженный механизм, где каждый его винтик и каждая деталь эксклюзивно заточены друг под друга, где каждый получает удовольствие от работы и не гонится за прибылью, где нет склок и зависти - это все не в параллельной вселенной, а в нашем настоящем. И понятно, что это лишь еще один пазл, который сложился. Всю мозаику театральных подмостков еще только предстоит собрать. Фото: Станислав Манаков Вернуться назад |