Главная > ИНТЕРВЬЮ, КУЛЬТУРА > Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность

Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность


13-10-2016, 22:00. Разместил: Ольга Великодная
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность

Фото: Станислав Манаков

Имя Альберта Шара знакомо каждому павлодарцу, хоть немного интересующемуся искусством. Однако фотографа с сорокалетним стажем знают далеко за пределами города на Иртыше - Альберт регулярно участвует в международных конкурсах и фестивалях, и его работы не остаются незамеченными. Корреспондент «ОН» встретился с героем сегодняшнего интервью и узнал, что ему не нравится в современной фотографии, почему он предпочитает снимать на смартфон и уже двадцать лет не занимается коммерцией.

- Альберт, расскажите, как все началось? Что побудило взять в руки фотоаппарат?

- Толчком стал момент, когда папа купил себе фотоаппарат «Смена 8м» в 1976 году. Я тогда учился в шестом классе. Когда он собрался печатать первые фотокарточки, то позвал меня посмотреть. И я увидел, как он положил белый проэкспонированный лист бумаги в ванночку с проявителем, и там стала появляться картинка. Это был шок, это было удивление, это было чудо. В ту минуту я понял, что это мне интересно, именно этим буду заниматься. Я сразу записался в фотокружок. Фотографировал своих одноклассников, кошек на улице. Хочу сказать, что не считаю себя фотографом на сто процентов, потому что я не зарабатываю этим деньги. Да, я преподаю фотографию, но коммерческой съемкой не занимаюсь уже давно, лет 20.

- Да, я читала о вашем отношении к этому…

- Нет, у меня хорошее отношение к этому, я уважаю эту работу, но делать ее не люблю, поскольку так, как хочется ее сделать, в нашем обществе не воспримется. У наших людей нет визуальной культуры и, в основном, очень плохой вкус. А коммерческие фотографы идут на поводу у этого вкуса и делают картинки, на какие мне иногда противно смотреть. Они все одинаковые, постановочные на 99%, а я этого не люблю. Но опять же, я не говорю, что такая фотография не должна существовать. Единственное, где я фотографирую за деньги - это в театре. Фотографирую спектакли, это абсолютно не постановочно. Они играют, я выбираю моменты и снимаю это. 

- За такое длительное время у вас, безусловно, сложилась картина того, как менялась фотография в целом. Каким, на ваш взгляд, был этот прогресс, что изменилось? Кроме технической части, конечно. Какой фотография была тогда и какой стала сейчас?

- Я всю жизнь провел внутри фотографии. Поменялось все - у нас в стране поменялся строй, изменились взгляды на жизнь, одежда, прически, наш быт. Фотография тоже претерпела изменения. Если говорить о павлодарской фотографии, то я не могу сказать, что она сильно изменилась. Есть некоторые фотографы, которые в курсе мировых тенденций, которые знают, что людям интересно за пределами нашего города. Но в основном местная фотография стоит на том же месте и фотографируется то же самое, что и 30 лет назад. Я в теме и знаю это абсолютно точно. А в современном искусстве все-таки немного другие тенденции. В Центральных регионах России, в Европе, Америке интересны фотоистории, рассказы о событиях, явлениях, людях. Если прежде, возможно, более важным было снимать не что, а как, то сейчас вектор сместился в обратную сторону. Но и одиночная фотография, как вид, тоже живет, как и раньше.

- А как изменились вы и ваши предпочтения в жанрах?

- У меня предпочтения изменились кардинально примерно три-четыре года назад. Я всю жизнь фотографировал пейзажи. И самое интересное, что в нашем обществе, как ни странно, пейзажи до сих пор гораздо интереснее - ты сделаешь красивую картинку и получаешь под ней больше «лайков» в соцсетях, нежели ты сделаешь какую-то интересную уличную фотографию. Сейчас я переместился именно в уличную фотографию. Участвовал во многих проектах, в том числе международных. Уличная фотография меня привлекает тем, что там очень мало времени - доли секунды, чтобы успеть что-то снять. И, если это удалось, то кайф испытываешь неимоверный. Картинка пришла к тебе не из головы, не из «задумки», как любят сейчас говорить, а ты ее поймал.

- Используете для фотографирования смартфон?

- Да, в последние два-три года снимаю в основном на него, иногда, конечно, и серьезными камерами. Но смартфоном больше нравится, потому что в нашем обществе им легче снимать, на него меньше реагируют. Когда ты снимаешь, и люди видят это, они в последнюю очередь подумают о том, что ты занимаешься искусством. Они сразу думают, что ты собираешься что-то или кого-то обличать.

- Как вы пришли к тому, что пора передавать кому-то свои знания? Как начали преподавать?

- Я начал преподавать в 1988 году, тогда освободилась вакансия руководителя фотокружка в ДК Металлургов. Я по образованию инженер-энергетик, мне надоело работать на производстве, и я просто пошел заниматься любимым делом. В начале девяностых Едыге Ниязов организовал фотошколу - вторую в СССР, одна была в Литве, а вторая у нас, в Павлодаре, и он пригласил меня преподавать. А потом СССР развалился, и фотошкола из-за отсутствия финансирования перестала существовать. Что касается нынешнего времени, то я преподаю с 2010 года. Это произошло после гибели Ниязова. Его ученики просили меня продолжить его дело, я долго отказывался, ссылаясь на другие дела. А потом решил все же начать, и, как оказалось, не зря. Мне самому стало интересно, к тому же, мне за это платят.

- Ваши ученики, какие они?

- Они разные. Есть люди, которые специально идут, чтобы потом зарабатывать деньги. Таких не очень много, к счастью. Они, как правило, мало чего выносят, им главное научиться нажимать на кнопки. Другая часть - это просто скучающие люди. У них есть время и деньги, они хотят чему-то научиться. Это не значит, что это плохо, просто им нужно что-то новое в жизни. И есть те, кто действительно горит страстью, ведь искусство без страсти не бывает. Из тех сотен людей, что здесь обучились, таких было всего 5-10 человек. Вот они действительно увлечены, они не могут не снимать. Можно выделить еще одну группу - те, кто просто хочет снимать себя, своих близких, свои торжества или поездки, они просто хотят делать это интереснее, познать язык фотографии.

- А что в современной фотографии вам не нравится?

- Пожалуй, единственное, что не нравится - неумение владеть компьютером. Не технически, а именно с точки зрения эстетики. Чрезмерная обработка фотографии, форсирование цветовой насыщенности... Если у человека есть чувство меры, он свою фотографию не будет доводить до состояния пластиковой картинки. А тех, кто доводит до пластика, по-прежнему немало. Все остальное я готов принять. Мы же все разные, мы по-разному видим мир. Что-то мне интересно, что-то нет. Главное мерило - это вкус фотографа. Если у него есть вкус, он может заниматься любой фотографией - постановочной, студийной, свадебной, уличной. Он любое дело будет делать хорошо.

- На ваш взгляд, есть ли в современном искусстве место цензуре? Как случилось с недавней выставкой Джока Стерджеса в Москве (запрещенная выставка всемирно известного фотографа, обвиненного в пропаганде педофилии, - прим.авт.).

- Я думаю, что нет. Здесь не должно быть никакой цензуры. Разумеется, есть вещи, прописанные в законах. Никто не будет вешать на выставках порнографию или слишком натуральные сцены насилия. Это все прекрасно понимают, никакой галерист не повесит такое. Главная цензура - это внутренняя цензура, и, конечно, вкус фотографа. Я прекрасно знаком с творчеством Джока, там нет никакой педофилии. Педофилия - в глазах смотрящего. Просто у людей нет визуальной культуры. А если вообще об этом говорить, то можно пойти в Третьяковку или в музей имени Пушкина и половину картин снять - там и женщины, и младенцы обнаженные.

- Летом у вас вышла фотокнига с вашими работами…

- Да, я делал ее сам, печатал дома, в пределах одной комнаты. У меня остался один экземпляр для себя, все остальные разлетелись по разным странам. Книга для фотографа - это как бы итоговая ступень его творчества. Конечно, книга не обязана быть окончательной. Когда фотограф публикует фотографии в интернете или устраивает выставку, со временем это забывается, уходит. А книга остается, это материальное, ты можешь ее снова взять, увидеть, потрогать. Это некий итог деятельности. Это фотографии, истории моей жизни, а также там есть артефакты - настоящая пленка какого-нибудь 1976 года, которую я сам проявлял, где-то ремешок от фотоаппарата или упаковка от советской фотобумаги. Двух одинаковых экземпляров нет. Я планировал выпустить штук 20, а в итоге их оказалось 70. Часть из них уехала за рубеж - в Москву, Ижевск, Тюмень, Новосибирск, Челябинск, Ташкент, в Бельгию, Италию, Францию и США.

- Подводя итог, чего, на ваш взгляд, вы достигли в фотографии? И что будет впереди, какие планы?

- Еще Лев Толстой сказал, что искусство - это передача чувств на расстоянии. Мы все нуждаемся в реализации себя. Эта книжка - реализация себя, я поделился с людьми, которым это интересно. Рассказал, кто я такой, при помощи фото и текстов, которые там есть. Мы в любом случае общаемся с близкими, и всегда приятно, когда нам задают вопросы и когда мы кому-то нужны. Ощущать свою нужность кому-то - это редко бывает. Если ты нужен - это самое классное чувство. И когда я стал делать этот альбом, я понял, что я кому-то интересен, и то, что я делаю, тоже интересно. Мне захотелось этим поделиться. Что касается планов, то пока не знаю. Максимум, что можно планировать - на ближайший год. Буквально на днях вернулся со Второго международного фотографического фестиваля в Болгарии, поеду на третий, если все будет хорошо. А так… не знаю. Все происходит сиюминутно. В целом, все, что касается творчества, нельзя планировать. Я давно уже специально не выхожу на съемки. Все фотографии, которые я сделал, были сделаны случайно. Потом уже, дома, анализируя то, что получилось, понимаешь, стоит ли публиковать. Лучшая пища для фотографа - это случайность, лучше ничего не бывает. У фотографии есть много разных признаков, но самый главный - это случайность.

Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность  Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность  Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность
 Альберт Шар: Лучшая пища для фотографа - случайность 

Фото: Альберт Шар


Вернуться назад