Главная > ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ, ИНТЕРВЬЮ > Ощутят ли потребители в этом году увеличение тарифа на коммуналку?

Ощутят ли потребители в этом году увеличение тарифа на коммуналку?


26-05-2023, 17:58. Разместил: Валерия Джембетова
Ощутят ли потребители в этом году увеличение тарифа на коммуналку?

 

Ощутят ли потребители в этом году увеличение тарифа на коммуналку, как скоро удастся сократить износ сетей и что просят монополисты в обмен на увеличение тарифа? Об этом @Obozrenie.kz рассказал руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий Ибрагим Тангиев. 

- Сейчас в Казахстане реализуется программа «Тариф в обмен на инвестиции». Расскажите об этапах программы. Какова ситуация в Павлодарской области?

- Да, по поручению Главы государства мы переходим к реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции». Эта программа имеет три основных направления. Первое - безусловно, привлечение инвестиций в коммунальную сферу: сфера водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения. На втором этапе у нас идет увеличение заработной платы персонала данных предприятий. Третий этап этой программы - принятие на баланс бесхозных либо коммунальных сетей от местных исполнительных органов к субъекту естественной монополий. На данный момент на рассмотрении департамента находятся заявки от девяти субъектов естественных монополий по увеличению заработной платы своего персонала, это в том числе ТОО «Павлодарские тепловые сети», АО «ПРЭК», ТОО «Горэлектросеть», «Теплосервис-Аксу», «Аксу су арнасы» и «Павлодарэнергосбыт».

- Уже поступали заявки на увеличение инвестиционных программ?

- Увеличение инвестиционных программ - это, можно сказать, своего рода ремонтная кампания, которую монополисты ближайшие год-два будут производить. На сегодня в департамент поступило шесть заявок от монополистов на увеличение инвестиционных программ. «Павлодарские тепловые сети» - заявка на увеличение инвестиционной программы почти на 1 миллиард 600 миллионов тенге. АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» - увеличение инвестиционной программы на 4 миллиарда тенге, в том числе в 2024-2025 годах в «Горэлектросети» в Экибастузе будет замена трансформаторов, электрических сетей. В целом мы ожидаем по программе дополнительное привлечение инвестиций в коммунальную сферу в Павлодарской области - порядка 10 миллиардов ежегодно.

- Из чего складывается тариф? От чего зависит, насколько увеличится?

- Тариф формируется расчетным путем. Во-первых, насколько мы повысим заработную плату персонала, во-вторых, насколько мы увеличиваем ремонтную кампанию монополиста. Президент же дал поручение деньги направлять непосредственно на ремонтную кампанию. Программа так и называется - «Тариф в обмен на инвестиции», то есть собственник сперва вкладывает определенные инвестиции в инфраструктуру, потом он получает за них средства через тариф. Механизм программы заточен под это. Третий фактор, о котором не стоит забывать, - увеличение тарифов на энергоисточниках, это регулируется министерством энергетики. С 1 июня запланировано повышение тарифа на станциях. В текущем году повышение будет рекордным, в среднем 30-32%. Электрическая энергия является основным стратегическим товаром для сферы водоснабжения, водоотведения, передачи электрической энергии и для теплоисточников. Практически все оборудование работает на электрической энергии, соответственно, затраты всегда достаточно большие - у кого-то 10% от общих затрат, у кого-то 15, у кого-то 20. Как я уже сказал, с 1 июня будет повышение тарифов на станциях: ГРЭС-1, ГРЭС-2, на станциях «Алюминия Казахстана» и «ПАВЛОДАРЭНЕРГО», а также на станции АО «ЕЭК». Этот фактор, безусловно, повлияет на конечную стоимость электрической энергии для потребителей. Ориентировочно повышения тарифов ожидаем либо с 1 августа, либо с 1 сентября, не раньше. Перед этим в обязательном порядке пройдут общественные слушания по каждому субъекту, где будет презентована инвестиционная программа, показана штатная численность персонала, действующая и ожидаемая заработная плата.

- Уже сейчас предварительно можно сказать, насколько увеличится тариф для потребителей?

- На каждую сферу определен свой коридор изменений тарифа. К примеру, по Павлодарской области теплоснабжение ориентировочно подорожает на 20%, электроснабжение на 23%, водоснабжение и водоотведение на 15-20%.

- В целом, это ощутимое увеличение?

- Надеемся, что это не даст сильный эффект на конечный чек потребителя. Мы со своей стороны провели расчет на одно-, двух- и трехкомнатную квартиры - как повлияют предстоящие изменения тарифа. Так вот, в целом мы ожидаем, что разница будет от 500 до 1500 тенге на каждого потребителя, в зависимости от площади квартиры.

- Часто ли вам поступают жалобы от потребителей?

- Порядка 250 обращений. Сейчас работает новая платформа для обращений E-otinish. Это упрощенный дистанционный способ подачи обращений. Поэтому количество жалоб, обращений и заявлений от потребителей увеличивается.

- С какими жалобами чаще всего обращаются?

- В прошлом году в основном сталкивались с жалобами на недогрев, мы за прошлый отопительный период провели ряд проверок, привлекли субъекты к ответственности. В текущем году отопительный сезон, за исключением Экибастуза, прошел более-менее в штатном режиме.

- Вы работали и в Астане в этом же департаменте. Если сравнивать, в чем главное отличие в работе?

- В каждом городе есть свои проблемы, свои преимущества, но если быть уж совсем откровенным, то в Астане, когда я работал заместителем руководителя департамента, я встречал меньше проблем, меньше курьезных ситуаций с монополистами. Это обусловливается в первую очередь тем, что в столице большая часть монополистов находится в государственной собственности, и когда у нас возникали какие-либо вопросы, мы всегда могли их отработать непосредственно с учредителями этих предприятий, то есть с акиматом. В Павлодарской области большая часть монополистов находится в частной собственности, соответственно, любой предприниматель во главе угла ставит извлечение коммерческой прибыли. Дочерние предприятия акимата больше социально ориентированы, они во главе угла ставят приоритеты жизни граждан, улучшение качества услуг. Касается это и механизма финансирования - когда предприятие находится на балансе местных исполнительных органов, гораздо проще проводить определенные ремонтные работы, вливание инвестиций за счет средств бюджета, то есть там привлекаются не только средства потребителя, но и госбюджет. У нас ситуация немножко сложнее в том плане, что государство не может финансировать частного монополиста и не может выделять ему определенные субсидии либо средства на модернизацию и реконструкцию сетей и оборудования.

- У нас все коммунальные сети принадлежат монополисту?

- Что касается тепловых сетей, в каждом городе своя ситуация. Если мы берем Павлодар, то магистральные сети находятся на балансе монополистов, внутриквартальные сети - на балансе акимата города. Соответственно, монополист за счет инвестиционной программы за счет средств потребителя выполняет ремонт на магистральных сетях, а акимат осуществляет ремонт и модернизацию внутриквартальных сетей за счет средств местного бюджета.

- Какой сейчас износ сетей в Павлодарской области?

- Рассмотрим по отдельности:

- в сфере теплоэнергетики - в Павлодаре износ 82%, в Экибастузе 93%, в Аксу 64%;

- в сфере передачи электроэнергии - 55%;

- в сфере водоснабжения - 64%;

- в сфере водоотведения - 56%.  

- Это достаточно большой процент.

- Действительно, Правительство сформировало сейчас карту рисков по зонам: красная, желтая и зеленая. К сожалению, многие монополисты области попали в красную и желтую зоны. Красная - это высокая степень износа, туда относятся «Павлодарские тепловые сети», «Экибастузтеплоэнерго», ТЭЦ-2 «Павлодарэнерго», ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казахстана» и «Павлодар-Водоканал» по услуге водоотведения. За этими субъектами, безусловно, мы пристально наблюдаем в том плане, чтобы программа «Тариф в обмен на инвестиции» дала эффект на снижение износа. Поэтому, когда мы подбираем совместно с акиматом Павлодарской области мероприятия для реализации этой программы, мы внимательно смотрим, чтобы они были направлены непосредственно на сети и замену основного оборудования, чтобы хоть как-то улучшить качество предоставления услуг для потребителя.

- Монополиста как-то штрафуют за то, что он попал в красную зону?

- Нет, это сформированный перечень для работы Правительства и понимание ситуации в регионах. Если мы видим, что монополист находится в красной зоне, то мы должны ускорить увеличение инвестиционных программ, определить необходимые мероприятия, чтобы снять очаг риска, и чтобы у нас в предстоящий отопительный период не происходило масштабных аварий, отключений и порывов.

- Возможно ли в кратчайшие сроки сократить износ сетей? Или за какой период это возможно сделать?

- Это работа не одного дня. На самом деле этот износ накапливался достаточно долгий срок, и как бы мы ни хотели решить все это, за год или два не получится, какие бы мы финансовые средства ни вливали туда, есть элементарная потребность в оборудовании, которую нельзя в короткие сроки полностью покрыть, есть потребность в рабочей силе, которую тоже нельзя за короткий срок решить. Это планомерная работа. Безусловно, она должна реализовываться с трех сторон - это не только деньги потребителя, которые должны идти через тариф, это и средства, выделяемые из бюджета, это и собственные средства акционеров. Если комплексно подойти к решению вопроса, когда будут и со стороны государства выделяться средства, и со стороны собственника, а также еще будет подкрепляться тарифными средствами, тогда мы можем говорить о том, что у нас износ ежегодно будет снижаться, и тогда мы сможем, как Глава государства поручил, до 2029 года снизить износ на 15%. Тогда мы планомерно ежегодно будем достигать показателей износа в минус 2%, и только тогда, в принципе, мы можем эту ситуацию переломить. 

Ощутят ли потребители в этом году увеличение тарифа на коммуналку?

- Каждый год в отчетах видим, что износ только увеличивается.

- Ситуация будет меняться, потому что мы не даем бесконтрольный рост тарифов, мы его целенаправленно повышаем только для привлечения инвестиций для усиления ремонтной кампании. Инвестиционные программы и тарифы утверждаются на пять лет. Тарифы утверждены с 2021 по 2026 год. Два года уже прошли. Сейчас период реализации 2023-2026 годов. На эти три года уже утверждено 39 миллиардов тенге. Это инвестиционные программы монополистов Павлодарской области. В рамках реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции» мы планируем на 10 миллиардов каждый год увеличивать инвестиции в коммунальную сферу. Это поможет сократить износ. Мы не снимаем вопрос заработной платы персонала предприятий. К примеру, заработная плата, учтенная в тарифе ТОО «Горэлектросеть» в Экибастузе, - 82 тысячи тенге, в АО «ПРЭК» заработная плата, учтенная в тарифе 133 тысячи тенге, хотя среднемесячная заработная плата по данным статистики за четвертый квартал 2022 года - 430 тысяч тенге. Вы видите, какой разрыв.

***

Все общественные слушания, касающиеся рассмотрения увеличения тарифов, заранее анонсируются в СМИ и на официальной странице департамента Комитета по регулированию естественных монополий. Вы тоже можете принять участие в общественных слушаниях, задать свои вопросы госорганам и монополистам.

Фото: Станислав Манаков


Вернуться назад