Главная > ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ > Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения


1-11-2019, 11:33. Разместил: Регина Маргарян
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения

Ян Радонь внесен в историю Польши, как профессиональный спортсмен ростом больше двух метров. Двадцатилетнего Яна желали увидеть в своем составе мировые баскетбольные команды и предлагали гонорары с шестью нулями. А в 25 лет на пике карьеры он шокировал родителей и коллег решением принять целибат и посвятить себя служению Богу. Отец Ян служил в католических церквях Польши, Украины и России. А три года назад, как говорит сам священнослужитель, по Божьей воле попал в Павлодар. Отец Ян рассказал корреспонденту obozrenie.kz о неоправданных ожиданиях прихожан, спонсорских деньгах и об интимности религии. 

- Я ничего не знал о Казахстане, слышал только о Караганде и Байконуре. И никогда не думал, что попаду сюда. Но когда я вернулся из России к епископу в Польшу, он сказал, что в Казахстане я бы пригодился. И через три месяца я был здесь. Мне часто говорят: вот, это твоя церковь. Да нет же, я должен здесь убирать, служить, а позже уйти. Одна из обязанностей священнослужителей - идти дальше.

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения 

- С какими проблемами к вам обращаются чаще всего в Павлодаре? И чем вы им помогаете?

- Люди везде одни, и их беды никак не зависят от места. Но часто обращаются, как у вас говорят, не по адресу. Просят материальной помощи, например ботинки. Но какая главная цель церкви? Духовно обеспечить людей. Приходит и говорит: “Душа болит, сил нет”. В первую очередь - дать выговориться и помолиться за него. Нередко приходят родственники тех, кто покончил со своей жизнью, наркоманов, алкозависимых. Сейчас распространена зависимость от интернета и игр. Любая зависимость - болезнь. И наша миссия - дать понять человеку, что он болен. Дать силы обратиться в больницу. Дать уверенность, что он с Божьей помощью обязательно все преодолеет.

- Как вы относитесь к утверждению “Я человек верующий, но невоцерковленный”?

- Это как говорить девушке, что очень ее любишь, но на свидания не приходишь. Но это еще что. Бывает, мне предлагают деньги за, то чтобы я отстоял за них службу, помолился. Это совсем выходит за рамки. Таков современный человек - на все есть время, кроме себя. Мой любимый вопрос: а как долго длится служба? Все боятся опоздать куда-то. Вообще сейчас распространена, как я ее называю, new religion, когда человек не совсем понимает, ради чего ему нужно поститься, например. Приходят ко мне и спрашивают: как поститься? И сами отвечают на этот вопрос - исключили яйца, мясо, творог и тому подобное. Кушайте! Но отложите в сторону телефоны, откажитесь от интернета, занимайтесь спортом, бегайте по утрам. Но нет: “Вот моя корка хлеба! Вот моя вода!”. Я не прекословлю - это его выбор. Но главное - ответить на вопрос: ради чего?

- Значит ли это, что совсем необязательно еженедельно посещать церковь и традиционно держать пост?

- Есть два сценария. В Библии сказано: возлюби ближнего своего, как самого себя. А самый близкий человек тебе - это ты сам! Если я себя не люблю, то как я могу проявить любовь к вам? Гордыня и гордость - разные вещи. Я должен быть гордым, ведь я создание Божье. Любовь к Богу - это прийти к бабушке, подарить ей подарок, поговорить с ней. Любовь к Богу - это взять на кассе не десять пакетов, а один, а лучше принести свою сумку. Забота об экологии, забота о планете, которую создал Бог - любовь к Всевышнему. Но можно прийти в церковь и наполнить себя духовно, найти себя, понять важное. Задать вопрос: “Батюшка, у меня не получается в жизни. Я несчастлив”. Давайте разбираться, почему. Но на это нет времени, нет желания. Зато когда горе случится - людей не выгонишь. Я уже закрываю церковь, отправляю их домой, а они ни в какую. Это уже фанатизм, а фанатизм - это опасно.

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения 

- А вы когда-нибудь понимали, что стали заложником чего-то?

- Да, мне кажется, каждый из нас проходит через это. Спорт был всей моей жизнью, и это была фанатичная любовь. Я не ел то, что мне хотелось. Это были ежедневные тренировки до изнеможения. Но когда я пришел в церковь, тоже было нелегко. Это тяжелое призвание. Мне нужно было найти грань, чтобы служить по совести и в то же время не уничтожить себя. Тем более меня никто не контролирует, начальство мое в Нур-Султане, и нужно было самоорганизовываться. Но если ты занимаешься любимым делом, ответственность и честность - не вопрос.

- Как служба могла вас уничтожить?

- У нас есть исповедальня, где грешник может рассказать мне все, о чем болит его душа, все, в чем он раскаивается. И все, что говорится во время исповеди, остается тайной. Мои уши слышат то, чего не хотели бы слышать. Я узнаю то, что предпочел бы никогда не узнать. Не знаю как, но я научился это забывать, иначе бы давно сошел с ума. Кошмарный сон, если я когда-нибудь вспомню чей-то грех.

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения 

- От чего вам пришлось отказаться в пользу служения Богу?

- Я не называю это отказом. Просто выбрал другой образ жизни. Я был профессиональным спортсменом, это были огромные деньги. Но в какой-то момент Господь сказал, что с меня хватит. В 25 лет я поступил в семинарию. Шесть лет у меня было на то, чтобы молиться и понять, действительно ли это мне нужно. Потом я написал работу, защитил ее и ни разу не засомневался, что иду верной дорогой. И не я выбрал службу, это она меня выбрала. Родители никогда не думали, что я поверну на этот путь. Друзья крутили у виска, но, в конце концов приняли меня таким, какой я есть.

- Вы когда-нибудь хотели традиционную семью с женой и детьми?

- Конечно! Я обычный человек. Вы ведь не думаете, что при принятии службы меня кастрировали, или желание и инстинкты автоматически исчезли? Я тоже грешник, но все это было намного слабее, чем желание стать тем, кем я стал и становлюсь каждый день. Бывало, что я дико расстраивался, что мне нельзя иметь детей, но в Украине случилась беда, и Бог мне дал 200 детей в госпитале. Тогда я молился за них и спрашивал: “Боже, зачем же так много?”

- Как вы считаете, священнослужители могут появляться в медиа­пространстве? Или церковь - это интимное?

- Вы журналист, вас ко мне прислал Бог, и значит, я должен ответить на ваши вопросы. Во время коммунизма церковь показывали только с плохой стороны, была борьба с религией, и люди этим напитались. Могу привести пример. В повседневной жизни я хожу в обычной одежде, и когда еду в какой-нибудь город - беру попутчиков, с ними веселее. И, конечно же, я не кичусь тем, что я отец Ян. Бывает, что у нас завязывается разговор о церкви. “Вот они отожрались! Брюхо висит, пальцы как сосиски!”. Я смотрю на свои пальцы - да вроде это еще не обо мне. Но откуда берутся священники? Откуда власть, которую все ругают? Они из семьи и из такого же общества, что и вы.

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения 

- На какие средства существует церковь? На что вы живете?

- Пожертвования и спонсорство. Помощь оказывают со всего мира, и не только религиозные люди, а просто меценаты, желающие помочь. А мне нужно совсем немного. У меня нет красивой женщины, нет детей - содержать некого. И я знаю, что любые деньги - это не мои деньги. Да и у нас очень жестко с отчетностью. Мы отчитываемся Нур-Султану за каждую копеечку. Не дай Бог в гражданском обществе такую систему.

- Как вы относитесь к роскоши?

- Лично я считаю, что священнослужители не должны жить богаче большей части людей. Но вот у меня есть три машины - две легковушки и джип. Это мое удобство, и я этого не скрываю. Но однажды со мной в Павлодаре был интересный случай, который я запомню на всю жизнь. Я подъехал в “Гринвич”, а там на парковке сидит девушка, просит милостыню. И она так неудачно села, что ее могут не увидеть и задавить. Я остановился, подошел к ней и попросил пересесть. Она обиделась, возмутилась, накричала на меня, мол, я, мужик на джипе, указываю ей, бедной. Я поговорил с ней. Она попросила купить ей хлеб и сосиски. Я купил, отдал ей. Сел в машину, а она мне вслед кричит: “Эй ты, мужик, вот видите вы на джипе, но не сволочь!” Какой комплимент, - подумал я! Если едет патриарх в лексусе, то пусть едет, лишь бы он в том лексусе вез того, кого нужно. Мне как-то задавали вопрос: “Ты почему на внедорожнике ездишь? Иисус-то на осле ездил”. Я бы с радостью, но у меня слишком длинные ноги. А если без шуток, то я жил на Дальнем Востоке, и там был особенный климат, там без внедорожника никак.

- Как часто вы не оправдывали ожидания других?

- О, сколько раз я сталкивался с вопросом: “Вы реально священник? Настоящий?” Я иногда сам сомневаюсь, пока себя не ущипну. Я теряюсь. Отвечаю, что в принципе да, самый настоящий. Мне рассказывают, что совсем по-другому представляли священнослужителей, думали, что они угрюмые и серьезные. А я люблю шутить, обожаю от души посмеяться. Бог нас создал, чтоб мы смеялись, а не плакали. Я отшучиваюсь: вы чего хотели, чтоб я вас встречал словами “Блин, у вас морды не умыты, вы попадете в ад!”? Так? Нет, я говорю: у вас хороший макияж, вы действительно хорошо поработали. Я могу выругаться, потому что день не задался, и это нормально. Я такой же грешник, как и все остальные.

***

Всего в Павлодарской области есть 155 религиозных объединений 13 конфессий из 18 разрешенных в Казахстане.

Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения 
- Очень важно людям знать, как протекает религиозная жизнь,- говорит руководитель управления по делам религий Павлодарской области Даулет Закарьянов. - Религия - это часть истории нашей страны. Знать о других верах - значит, быть ближе и терпимее к другим. Через познание других религий мы познаем друг друга. И в нашей огромной стране именно мудрая политика представителей религиозных объединений позволяет сохранять мир и согласие.
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения
Какой бывает религия: Отец Ян о неоправданных ожиданиях прихожан и об интимности священнослужения

Фото: Станислав Манаков


Вернуться назад