Главная > ЛЮДИ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА > Велосипедный тур по сакральным местам

Велосипедный тур по сакральным местам


1-06-2019, 10:20. Разместил: Обозрение недели
Велосипедный тур по сакральным местам 

В Казахстане в последние годы заметно возрос интерес к внутреннему туризму и путешествиям по стране. И сегодня в свете статьи Главы государства “Болашаа бадар: Рухани жаыру” акцент делается не только на внутренний туризм, но и на культурный туризм в том числе. 

Общественное объединение “Павлодарский Дом географии” для популяризации внутреннего и культурного туризма в 2018 году реализовало проект, связанный с сакральной географией Казахстана. 

Тур по историческим местам Баянаульского района

10 мая от головного офиса ТОО “Айдабол Компани” в Экибастузе стартовал 8-дневный велосипедный тур по исторически значимым сакральным местам Баянаульского района, земли которого на протяжении столетий считаются священными для всего казахского народа. Протяжённость маршрута в конце путешествия составила 432 километра.

Часть пути проходила по территории Баянаульского государственного национального природного парка.

Вместе со мной в экспедиции принял участие инструктор по туризму Александр Неупокоев.

Весь маршрут мы прошли успешно. Посетили шесть объектов, среди которых сакские курганы, курган с усами в селе Торайгыр, мавзолей С. Торайгырова, родник Аулиебулак, скала Кемпиртас, пещера Коныр Аулие, озеро Жасыбай и могила Жасыбай батыра.

Велосипедный тур по сакральным местам 

Ночью 18 мая экспедиция благополучно финишировала в Экибастузе у ГДТЦ “Кайнар”

Из-за крайне неблагоприятных погодных условий в первых числах мая сроки начала экспедиции были сдвинуты с 5 на 10 мая 2018 года. Вынужденная задержка старта дала возможность ещё более тщательно и обдуманно подготовиться к проведению экспедиции.

Федерацией туризма Павлодарской области маршруту была присвоена вторая категория сложности.

Впервые в практике велотуризма был спроектирован и изготовлен уникальный транспортный легкосъёмный модуль ПавГео с полезным объемом 4,6 литра. Модуль крепился на передней вилке велосипеда с помощью специального кронштейна. Благодаря наличию информативных символов и логотипов Казахстанского национального географического общества QazaqGeography и общественного объединения “Павлодарский Дом географии” на поверхности модуля нам не пришлось каждый раз представляться и объяснять многочисленным госструктурам и обыкновенным простым людям, обывателям, кто мы и откуда, чем занимаемся. Оформленный таким образом транспортный модуль служил прекрасной визитной карточкой, поэтому специально заготовленным сопроводительным документом-письмом от ПавГео мы воспользовались лишь один раз, предоставив его участковому инспектору в поселке Баянаул.

Кроме этого, на одежде руководителя экспедиции спереди и сзади были продублированы логотипы ПавГео, что придавало ещё большую значимость проводимому мероприятию и достойно представляло ПавГео на всех этапах экспедиции. Наряду с этим транспортный модуль при его прямом назначении мог вместить в себя либо 11 банок консервов, либо походный фотоштатив, палатку, сыпучие продукты, одежду, ёмкости с водой в зависимости от предпочтений.

Правильно подобранное экспедиционное снаряжение: велосипеды, палатки, велорюкзаки, запасы продуктов, сезонная одежда и обувь, электронные средства ориентирования, карты-схемы во многом помогли преодолеть все трудности, а их на маршруте было немало. Дожди, снег, метель, раскисшие степные дороги, сильный встречный ветер, резкий набор высоты и стремительные спуски, передвижение в темноте при свете навесного электрооборудования, понижение температуры воздуха до отрицательных значений... Маршрут был не из легких и в полной мере мог бы соответствовать даже третьей категории сложности. С этой задачей группа справилась, маршрут пройден чисто и в обозначенные сроки.

Набор прилагаемых фотодокументов дает реальное представление всей хроники событий и является неоспоримым свидетельством этих исторических дней. 

По историческим местам Сарыарки

В начале июня успешно завершилась 12-дневная велосипедная экспедиция по исторически значимым сакральным местам на территории Центрального Казахстана. Это был второй этап реализации проекта Общественного объединения “Павлодарский Дом географии”, основным направлением которого является популяризация внутреннего культурно-просветительского туризма, связанного с географией сакральных объектов Казахстана. В этот раз маршрут пролегал по территории сразу двух областей республики - Карагандинской и Павлодарской.

Нитка маршрута общей протяженностью в 634 километра взяла своё начало из районного центра Каркаралинска, это одно из легендарных мест Карагандинской области. Он расположен в самом сердце Сарыарки. По одной из легенд, название “Каркаралинск” происходит от названия головного убора красавицы Баян, которая уронила его в этих краях. Раньше головной убор назывался каркара и напоминал корону. И Каркаралинские горы напоминают корону.

Каркаралинск покоряет красотой своей природы - причудливые горы, каменные пласты, ущелья, пропасти, террасы, карнизы, озёра украшают горы.

Велосипедный тур по сакральным местам 

Опоясав 85-километровым кольцом огромную территорию Каркаралинского государственного национального природного парка и сомкнувшись в месте старта, нить маршрута устремилась в открытую степь и прошла вдоль все гряды древнейших горных массивов мелкосопочника Сарыарка. Являясь частью Баянаульских гор и простираясь на многие километры по обширной территории Павлодарской и Карагандинской областей, Казахский мелкосопочник представляет собой один из уникальных районов Земного шара с большим сочетанием древних ценностей.

Маршрут был не из лёгких. И если в начале движения по территории национального парка прекрасная солнечная погода бесконечно радовала, а безоблачное небо вселяло надежду и давало самые оптимистические прогнозы по беспрепятственному прохождению всего маршрута, то с выходом в бескрайние степные просторы ситуация резко изменилась. Многокубометровые заряды проливных дождей с завидной периодичностью накрывали нас в открытой степи, не давая возможности установить палатки, своевременно разбить лагерь. Проселочные дороги мгновенно превращались в непроходимые полноводные арыки. Порывы ветра срывали с наших велосипедов временные тенты и чехлы, хоть как-то укрывавшие и нас. Все это значительно затрудняло преодоление дистанции. Федерацией туризма Павлодарской области маршруту была присвоена третья категория сложности. Несмотря на все превратности стихии, поставленные перед экспедицией задачи были выполнены.

На территории Каркаралинского НП была сделана плановая остановка у дома лесничего. Это уникальное строение находится в районе села Комиссаровка. Деревянный дом построен и украшен резьбой по дереву народным умельцем И.Я. Сметанкиным. Постройка дома лесничего была завершена в 1913 году. Первым хозяином этого красивого, интересного по своей архитектурной композиции строения стал лесничий Л.С. Садовничий.

Было выполнено восхождение на пик Жиренсакал (пик Комсомола) - самую высокую точку Каркаралинского национального парка. Его высота над уровнем моря -1403 метра. Вершину Жиренсакала венчают три огромных каменных “башни”. Во времена казачьей станицы этот скальный массив носил название Кабаний шиш, потому что в окрестностях водились дикие кабаны, которые встречаются здесь и сейчас. В 1936 году 100 юношей и девушек совершили восхождение на вершину и дали ей название пик Комсомола.

Кроме того, удалось посетить мечеть Кунанбая Ускенбаева в Каркаралинске, это было значимым событием для нас.

Мечеть Кунанбая Ускенбаева является, пожалуй, самой главной достопримечательностью этого небольшого городка. Это одна из старейших казахских мечетей в нашей стране, её строительство было начато в 1849 году, а в 1853 году двери мечети были открыты для многочисленных верующих.

Помимо архитектурного значения этот памятник имеет и высокую духовную ценность для всех ценителей казахской культуры. Мечеть была построена отцом великого Абая - Кунанбаем Ускенбаевым. В 1849 году Кунанбай Ускенбаев был выбран ага-султаном Каркаралинскоro уезда (главой общественно-административной жизни каркаралинских и окрестных казахов) и переехал на постоянное местожительство вместе с многочисленной семьей и свитой в небольшой по тем временам Каркаралинск.

Ярмарка Коянды занимала особое место в истории политико-социального, экономического развития народа Казахстана. Именно это место стало следующим для посещения на пути нашей экспедиции.

Кояндинско-Ботовская ярмарка. В 1848 году в 52 верстах от Каркаралинской казачьей станицы был открыт меновой торг. Основателем ярмарки был ялуторовский (из города Ялуторовка Тобольской губернии) купец В.И. Ботов. Согласно историческим документам, расцвет ярмарки пришелся на 1848 год, когда здесь было продано 250 тысяч голов скота. В 2018 году исполнилось 170 лет со дня ее основания. В XIX веке эта ярмарка считалась самой крупной в казахской степи и собирала тысячи купцов. Сейчас от былой славы осталась лишь часть стены одного из центральных административных зданий. Это руины того, что сейчас называют торговым павильоном, тогда здесь находился купеческий склад, позже был даже маслозавод. Сейчас жители Каркаралинского района, который ярмарка в свое время прославила на весь Казахстан, намерены восстановить историю края. В планах реставрация здания и организация в нем музея. Любопытных экспонатов здесь будет немало. На ярмарочной площади и сейчас нередко находят монеты и старинные предметы быта.

Посещение нами мавзолея Бухар жырау, возвышающегося в урочище зимовки Садык, состоялось на закате, в лучах ласкового июньского солнца. Сооружение занимает часть южного склона горы Далба. Оно выполнено в виде треугольника с равными стенами, в верхней части имеет купол, очертания которого напоминает мужской головной убор. Территория перед мавзолеем оборудована гранитным подиумом с тумбами, расположенными по трем его углам. Внутренняя часть сооружения облицована мрамором. Вершину мавзолея венчает шпиль с золотым полумесяцем в соответствии с традициями Востока. Сооружение возвышается на могиле казахского акына-сказителя XVIII столетия.

Бухар Жырау Калкаманов (1693-1787), казахский поэт. Был певцом и советником хана Абылая. Его песни и стихи сохранились в устной передаче. Основные темы - создание крупного ханства, объединение казахских племён (стихотворения: “Благопожелание”, “Абылай”). Поэт говорит о необходимости мира с Россией, о перекочёвке на свободные земли (стихотворение “При хане Абылае”). Многие песни носят наставительно-дидактический характер.

История казахского народа богата выдающимися людьми. В их числе и уроженец Баянаульского района Муса Шорманов. Он не совершал военных подвигов, не прославился литературными или музыкальными произведениями, но тем не менее его имя не забыто земляками, потому что он - ага султан и правитель баянаульских земель. И не случайно через века память о Шорманове жива. Его бюст стоит у входа в Павлодарский государственный педагогический университет, хотя он не был учителем в прямом понимании этого слова.

Мы побывали на могиле Мусы Шорманова, она находится рядом с аулом Тендик, где родился и жил этот государственный и общественный деятель.

Здесь же неподалеку располагается мавзолей старшего султана Баянаульского внешнего округа, самобытного этнографа и просветителя Мусы Шорманова Проект реализуется в рамках программы “Рухани жаңғыру” и приурочен к 200-летию легендарной исторической личности. Мавзолей построен на расстоянии километра от аула Тендик, где родился и жил Муса Шорманов. На момент нашего прибытия там вовсю велись строительные работы.

Следующим пунктом остановки стало урочище Ескельды, что находится между поселениями Жанажол и Бескауга. Название урочища в переводе на русский язык означает “Хозяин пришел”. Здесь провёл последние три года жизни выдающийся сын казахского народа, поэт и просветитель Машхур Жусуп Копеев, обладавший не только энциклопедичными знаниями, но и даром ясновидения, за что при жизни обрёл имя святого. Здесь на холме находится его мавзолей.

Несмотря на все сложности маршрута, а это горные перевалы и малопроходимые участки степных дорог, проливные дожди, многочисленные броды через реки - их было более 15, солончак, преодоление затяжных подъемов, комары, мошка, повышенная температура и влажность, экспедиция в составе ее руководителя Анатолия Пырлика и инструктора по туризму Александра Неупокоева в полном объёме выполнила все поставленные задачи.

Экспедиция на городище Аулиеколь

После окончания экспедиции по историческим местам Сарыарки была начата активная подготовка к третьему, заключительному этапу реализации проекта, связанного с географией сакральных объектов Казахстана - это велосипедная экспедиция в городище Аулиеколь, которое находится в Экибастузском районе Павлодарской области, в 110 километрах к северо-западу от Экибастуза, в месте впадения реки Оленты в озеро Аулиеколь в трех километрах от поселка Каражар. Городище расположено на вершине останца, называемого местными жителями Караоба. Акколь-Жайылма в Экибастузском районе Павлодарской области называют краем, где устают крылья летящей птицы. Местные старцы Акколь называют Аулиеколем, и в средневековых летописных сведениях и исторических записях встречаются незначительные сведения об этом крае. По ним можно догадаться, что значение Акколь-Жайылма в казахской истории не меньше таких признанных исторических центров, как Баянаул, Каркаралы, Улытау. Окрестность Акколь-Жайылма занимает необъятную землю внизу течения рек Оленты и Шидерты. Выделяется красотой и богатствами природы, считается ордой захоронения святынь.

Велосипедный тур по сакральным местам

 

В этой экспедиции приняли участие представители Экибастузского филиала ПавГео, созданного на базе школы-гимназии №35 - учащиеся 10 класса школы №33 Евгений Михайлюта и Назар Куксов.

Старт из Экибастуза и выход на маршрут состоялся 10 июля 2018 года. Прекрасная солнечная погода и хорошая спортивная подготовка всех участников велотрека позволили провести экспедицию в обозначенные сроки и в полном объёме. Общая протяженность нитки маршрута составила225 километров.

 

<span style="font-size: medium; font-family: arial, hel


Вернуться назад