Что останется после меня. Часть 1

Анастасия Гончаренко, 8-06-2017, 22:00, Просмотров: 13184

Что останется после меня. Часть 1

Фото: Станислав Манаков

Алюминстрой вот-вот сровняют с землей. Ветхие дома попали под плановый снос. На его месте уже возводят жилой комплекс Сарыарка. А пока в двухэтажных домах еще живут люди,  те,  кто в 1960 году праздновал здесь новоселье. “ОН” расскажет,  какой была жизнь в микрорайоне,  которого скоро не станет. 

Постройка: 50-е годы прошлого века

Высота: 2 этажа
Квартиры: 
58,4 м2 и 46,7 м2.

Микрорайон Алюминстрой в середине ХХ века разросся до 159 двухэтажных щитосборных домов. Квадратные метры предназначались для работников алюминиевого завода и их семей. Здесь через стенку жили и начальники, и простые сотрудники. В каждом доме по восемь квартир, из них шесть двухкомнатных и две трехкомнатные. Изначально дома задумывались как временное жилье, этак лет на десять, но по факту они стоят уже больше полувека.

Дома одноподъездные. Некоторые входные двери давно заменили на современные, с домофонной системой, но от большинства еще веет советским шиком. Так же и внутри. Большинство подъездных деревянных окон, размещенных на уровне второго этажа, украшено тюлем. Внутренняя лестница и пролеты тоже деревянные. Ступени угрожающе скрипят и норовят вот-вот подломиться, не выдержав веса и времени.

Если прогуляться по микрорайону, зайти внутрь, то становится понятно, что дома, похожие друг на друга как две капли воды снаружи, внутри совершенно разные. Жильцы выкрасили стены и ступени в сиреневый, синий с красными плинтусами, коричневый и даже розовый с зеленым. Многие подъезды жильцы украшают цветами, картинами и зеркалами. Где-то даже стоят старые, потертые кресла. Здесь свой уют.

В квартирах на первом этаже почти у всех есть погреба. Большие погреба, в человеческий рост. А вот кладовки доступны только тем, кто живет в трехкомнатных квартирах. На чердаках раньше хранили зимние вещи, а теперь все чердачное пространство занимает пыль.

Елена Жданова, старшая по дому

Павлова, 97

О доме. Своем и соседских

В этом микрорайоне моя семья живет с 1959 года, с года постройки. Мой папа был военным, и мы жили в военном городке по улице Розы Люксембург, за нынешним “Гуливером”, а когда начал строиться Алюминстрой, ему, как военному, дали эту квартиру. Заселяли не всех одновременно. Мы заселились самые первые, в декабре, дом был пустой. После Нового года у нас стали появляться соседи, на 8 Марта все уже были здесь. Когда мы въезжали, наш дом был под номером 35, но город строился, и позднее наш дом стал 97-м. Дома напротив вообще не было, его только возводили. Строили его солдаты, которые служили в стройбате. Дело было зимой. Холодно было, и они к нам приходили в гости, мы их кормили, поили чаем. Их, конечно, и так кормили, но на перекуры они забегали к нам погреться.

В нашей квартире жили только мы, но так было не у всех. В других двухкомнатных квартирах жили с подселением, по две семьи. Потом кто-то из них получал другую квартиру, и они разъезжались.

В домах, которые сейчас уже снесли - 89, 93 по Павлова, - размещалось начальство алюминиевого завода, позже их переселили в трехэтажки на Чокина. В квартирах начальников был вход из кухни в ванную. У них была ванная! В остальных квартирах из удобств только туалет, но канализация была не подключена, для отопления проведены батареи, но они тоже не работали.

Когда мы въехали в квартиру, на кухне стояла печка, газа не было. И только в 1961 году, когда построили ТЭЦ, нам дали отопление. Потом и газ появился, но впоследствии многие от него отказались, поставили электроплиты. Позже, в 63-64 году, подключили и канализацию, до этого туалет был во дворе. Вот ванная у нас так и не появилась. Все ходили мыться в баню по Камзина, она там и сейчас стоит. Позже кто хотел и кому позволяли финансы, сам устанавливал себе ванну. Я не смогла, а вот соседка снизу поставила и сказала, что укрепит потолок. Мы с мужем сами хотели залить пол, но понадеялись на соседку, а она ничего и не сделала, квартиру продала, уехала, а мы так и остались без ванны. Сейчас для воды стоят бойлеры, титаны, а раньше горячую воду брали из батарей.

Есть в этих домах еще одна особенность. Буквально в каждом подъезде около квартирных дверей висят самодельные таблички “Дежурство”. К примеру, если табличка висит около пятой квартиры, значит, уборка на этой неделе за ними. После того как они отдежурят, эту табличку перевесят соседу, как эстафету.

Когда мы прожили здесь семь лет, даже не семь… в 1963 году объявили, что эти дома рассчитаны на 25 лет. Продлили срок, получается. Когда 25 лет прошло, сказали, что будут нас сносить и строить здесь большие дома, и вот с тех пор до 90-х годов здесь все “сносили и строили”. В 90-е, когда начался развал Советского Союза, вообще все затихло, возобновилось только сейчас. 

О дружных соседях

Алюминстрой считается большой деревней в городе. В моей молодости тут вообще все были знакомы и все про всех знали. Люди были дружнее. Теперь много новых лиц, многие переехали из деревень. Но я и сейчас знаю многих, кого в лицо, с кем просто “шапочное знакомство”. Это еще зависит от дома. В нашем доме мы были как одна семья, у нас даже двери никогда друг от друга не закрывались. К примеру, моя дочь жила на Ворушина, так она даже не знала, кто живет напротив, а у нас такого не было и нет. Мы знаем, кого как зовут, кто где живет и кем работает. Сейчас у меня висят ключи от четырех соседских квартир - они уехали кто куда, мне доверили свое хозяйство. Мы жили очень хорошо и даже все праздники отмечали вместе. Сейчас в коридоре грязно, потому что все переезжают, а вообще всегда было чисто. Допустим, выходной, летний вечер, сосед из пятой квартиры выносил свой столик, взрослые ставили самовар, играли в лото, домино, в карты. Мы, дети, в это время играли в прятки, догонялки. А зимой на каждый Новый год мы наряжали елку и ставили ее в углу возле восьмой квартиры, на радость всем, украшали коридоры мишурой, дождиком. Потом выходили во двор, лепили снеговиков и Снегурочку с Дедом Морозом. Всем двором ходили кататься на лыжах. Дни рождения тоже отмечали в общем коридоре. Все почему-то любили собираться именно в нашем доме. Когда мы стали постарше, 15-16 лет, мы собирались у нашего дома, играли на гитаре, пели песни, а вечером перемещались на среднюю площадку. Если здесь сидели взрослые, мы слушали, как сосед играет на гармошке.

Мы и сейчас общаемся с соседями, теперь ходим друг к другу по квартирам, поем в караоке. В коридоре уже не собираемся, однако на Новый год подъезд все равно наряжаем.

Многие алюминстроевцы не только соседи, но и одноклассники, учились в одной школе. Уроки делали вместе. После уроков труда девочки бегали друг к другу, обменивались рецептами, стряпали вместе торты, булочки, всякие салаты. Пойдем вместе в магазин, приценимся, сбрасываемся, покупаем продукты, приходим и стряпаем. Для этого собирались в одной квартире, сегодня у меня, послезавтра у другого. Особенно часто мы это делали к праздникам, чтобы угостить всех.

О дворе

Сначала алюминиевый завод построил нам детскую площадку. Сейчас ее уже снесли, но тогда мы каждый год ее убирали, красили. Потом возле дома появился стол с лавочками, здесь сидели взрослые, сейчас и этого нет. Мы раньше на праздники в 14-15 лет всякие сценки ставили на улице. Наш двор - шесть домов, очень дружный был. И когда дети ставили спектакли, все выходили посмотреть. Нынешние дети другие, у них другие интересы - компьютер, телефон.

Двор мы убирали сами, каждый около своего дома. Сначала у нас, конечно, были ЖКО, КСК. Потом дворники перестали убирать, мы написали коллективное письмо. Тогда еще нельзя было выходить из КСК, но мы этого добились, нас освободили, и с тех пор мы сами следили за порядком. Сами ремонтировали, красили и белили. Мужчина из пятой квартиры - электрик, внизу живет сантехник, и даже сварщик свой есть.

Деревья, что сейчас растут вокруг дома, посажены нами в 1960 году. Теперь тут вырыли яму, а раньше был сад: яблони, вишня, черемуха, смородина, малина, сирень, цветы. Очень красиво цвело.

В соседнем дворе был каток. Его огораживали, заливали, проводили освещение, делали иллюминацию и катались. На футбольное поле ворота дети ставили сами, натягивали сетку, а на зиму убирали их на чердак. Шуметь после одиннадцати было нельзя, но если соседи не против, то можно было гулять хоть до утра. 

О переезде

Сейчас вся квартира в коробках, мы переезжаем. Оставили две дежурные чашки и две ложки. Даже не представляем, как это будет происходить - двойное переселение. Вчера мы сдали документы, пока нам дают временное жилье, где-то на шесть месяцев, потом, когда сдадут новостройки, мы в них переселимся.

Хотят разом снести четыре дома - 97, 97/1, 103 и 103/1. Но дело в том, что они нашли только 22 квартиры, а нам надо 32. И потом, большинство квартир двухкомнатные, но ведь у людей есть и трехкомнатные. Если двухкомнатная, конечно, большая, то временно переселиться в нее можно, как-то мебель разместить. А если они предложили квартиру в старой пятиэтажке по 1 Мая, то все в эту двухкомнатную не войдет. Да и переезжать многим сложно, никакой помощи не оказывают. Когда выселяли первые дома (сейчас на их месте уже стоит 12-этажный дом, - прим. авт.), им дали грузчиков, машины. Самим переезжать трудно, поэтому мне сосед из третьей квартиры помочь обещал, у него своя Газель. Он нас всех перевезет, сказал (смеется). Сначала сам переедет, потом всех нас перевезет.

Тут прошла вся моя жизнь. Выросло три поколения - и дети, и внуки. И нам не то что просто жалко расставаться со всем этим, плакать хочется.

Продолжение следует...

Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1
Что останется после меня. Часть 1

 Фото: Станислав Манаков

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:1

  1. Житель

    Скарее бы снисли эти халупы уже

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.