Наука и жизнь большого человека

Обозрение недели, 2-02-2017, 19:30, Просмотров: 1331
Наука и жизнь большого человека 

 Фото предоставлены автором

Свой 70-летний юбилей отмечает Тюлеугазы Токтаганов,  уже 30 лет бессменный руководитель машиностроительного факультета ПГУ им. С.Торайгырова. В нашей сегодняшней беседе юбиляр расскажет о своей жизни,  о том,  как соединять науку и жизнь и,  конечно же,  поделится секретом настоящей любви и крепкой семьи. 

- Тюлеугазы Токилович, наверное, правильно было бы начать наш разговор с того, что, когда мы слышим “машфак”, то сразу же представляем Вас. За эти годы было много испытаний, но при этом Вы сохранили уважение своих коллег и не стали “номенклатурным конъюнктурщиком”. Как Вам это удалось?

- Ну, если говорить о выборе специальности, то техника и машиностроение мне нравились еще с детских лет. Видимо, такое отношение было типичным для нашего поколения, когда техники было мало, и поэтому любой агрегат, а особенно гусеничная техника всегда интересовали нас. Мы тогда жили в деревне, и мой старший брат был связан с тракторами. Я каждый день бегал к нему, смотрел, учился, сам копался в двигателях. Домой приходил с ног до головы перемазанный и получал от мамы добрый такой нагоняй (улыбается - прим. Р.Т.).

Тогда же мой интерес к технике стал проявляться в жизни, я постоянно что-то конструировал, улучшал разные механизмы, за что и получил от наших деревенских прозвище “Профессор” (смеется - прим. Р.Т.). Видимо, у нас на селе тогда так представляли себе профессора.

- Как в Вашу жизнь пришло руководство целым факультетом?

- Я еще со студенческих лет занимался наукой. Во многом благодаря Бидаулету Абишевичу Абишеву, ныне покойному, я стал развиваться как исследователь и ученый. Именно он разглядел во мне научную сноровку и предложил работу. Уже тогда мой дипломный проект нашел свое практическое применение. Я продумал конструкцию стенда, по которому разработали оборудование, позже внедренное на Алтайском моторном заводе.

- Какой это был год?

- Если мне не изменяет память, было это в 1968 году, а начал я эти разработки с 1966 года. Я занимался наукой и никакой общественной работой не интересовался, и уж тем более не стремился стать партийным активистом. Честно признаюсь, в партию я тогда вступил не от большой симпатии к коммунизму. Как раз в 1983 году происходили кадровые перестановки, и нужен был новый руководитель парткома. Остановились на моей кандидатуре.

- Почему Вы в последующем отказались от партийной работы?

- Если бы я ушел в партийную деятельность, у меня встала бы наука. Мы как раз в тот период открыли отраслевую лабораторию, у меня было три действующих с хорошей отдачей хоздоговорных темы. Одна с Барнаулом, вторая с Челябинском и третья с Чебоксарами. Естественно, наука давала хороший доход, получал я тогда пятьсот рублей.

Отслужив на партийной должности два года, я искал способ снова вернуться в науку. Тут как раз случилась перестройка, и встал вопрос, кто будет руководить машиностроительным факультетом. Вес среди коллег у меня к тому времени уже был достаточно ощутимый, и вплоть до самого голосования конкурировать со мной никто не решался. Были потом и подковерные игры, немало неприятных и острых ситуаций, но в итоге избрали мою кандидатуру.

Мой замысел был довольно прост: год проработать в деканате и потом вернуться к своим лабораториям и заниматься наукой. Когда же я принял руководство факультетом, на меня стали писать разного рода кляузы, которые дошли до самого Черненко, тогдашнего Генерального секретаря ЦК компартии СССР.

- Все было настолько серьезно?

- Да, серьезнее некуда. Стали одна за другой приезжать комиссии с проверками, чтобы выявить, насколько жалобы соответствовали действительности. А в кляузах этих говорилось, мол, и опыта у меня недостаточно, и некомпетентен, и жестко руковожу, да еще и националистическую тему сюда притянули. В общем, все, что могли собрать, преподнесли. Самое обидное, что в эту авантюру затянули студентов.

Тут уже мне волей-неволей пришлось доказывать, что я не зря свой хлеб ем, и вскоре такая возможность представилась. Одно из наших больших, на девять этажей, общежитие было очень криминальным. Каждый вечер там дежурил наряд милиции, случалась поножовщина, разборки и прочее.

- Как Вы справились с этой ситуацией?

- А справиться мне помог мой жизненный опыт. Когда мне было десять лет, умер мой отец, и меня отдали в интернат. Поэтому я с ранних лет очень хорошо знал всю эту “кухню”.

Было очевидно, что просто жесткой командой сверху мы ничего не добьемся. Я изучил контингент студентов и из их числа собрал студсовет. Среди них кто-то занимался боксом, кто-то борьбой, а кто-то и просто был задирой. Нам удалось установить свой внутренний распорядок, и ребята из студсовета держали этот процесс под контролем.

- Тюлеугазы Токилович, как Вам удалось в лихие 90-е сохранить материально-техническую базу факультета, да к тому же открыть новые специальности?

- Приватизация девяностых годов - очень сложная тема. Трудным это время было для всех, не только для сотрудников высших учебных заведений, но и для руководителей университетов на разных уровнях. Передо мной встала дилемма: либо под давлением нечистых на руку людей потерять все то, что долгие годы генерировал в своих стенах наш машиностроительный факультет, либо бороться до последнего и любой ценой отстоять «машфак», не дав порезать станки на металлолом.

- На Вас оказывали давление в этот период?

- Безусловно. Слишком лакомым куском тогда был факультет со всеми его станками, оборудованием, и, конечно же, сам корпус не давал покоя. Давили не столько в лоб, помнили и знали, что я и моя команда можем дать ответ и удар держать умеем. Больше пытались делать очень соблазнительные на тот момент предложения с возможной перспективой личного обогащения. Ну, если простыми словами: “Отдай нам машфак за копейки, мы разрежем все станки и оборудование на лом, корпус сдадим, а ты с этого будешь иметь прибыль”.

Но я совершенно четко понимал одно: здесь моя земля, моим детям и внукам здесь жить. А как бы я смог потом людям в глаза смотреть и как стал бы себя после этого уважать, если бы проявил слабость духа? Мне совесть не позволяла так поступить.

- Как Вы давали людям ощутить почву под ногами?

- Одним из этапов развития стало наше сотрудничество с такими гигантами промышленности, как Павлодарский тракторный завод. На тот момент подготовка одного выпускника обходилась нашему факультету в 16 000 рублей. Естественно, мы начали переговоры с заводами о том, что за каждого принятого выпускника они нам отчисляют до 40 процентов в виде компенсации расходов на его подготовку.

- То есть Вы умело применили новшество, принятое на уровне министерства?

- Именно. Приказом №241 и № 245. Но я вам больше скажу: когда эта инициатива прижилась, к нам пошел стабильный поток отчислений от предприятий.

- Если говорить о Вашей семье, то сразу приходит на ум крылатая фраза, что за каждым успешным мужчиной стоит умная и терпеливая женщина. Вы придерживаетесь традиционных ценностей и восточных традиций. Сегодня это такая редкость и, конечно же, вызывает глубочайшее уважение. Почему для Вас это так важно?

- Самые основы воспитания закладываются в семье. И в семье, я считаю, ведущую роль играет женщина. Я вспоминаю, как нас воспитывала мама. Если мы совершали какой-то проступок, она говорила: “Я все отцу расскажу”. Это было для нас самым веским аргументом, хотя отец нас особо никогда не наказывал. А вот от мамы мы часто получали веником.

Вот эти ценности стали у нас традицией, тем более что моя супруга Майра много лет трудилась в школе и эту семейную линию всегда поддерживала. Даже если мы были не согласны друг с другом в каких-то вопросах, при детях никогда не спорили. Когда дети с ранних лет видят, как мать во всем поддерживает авторитет отца, они, естественно, переносят это в свои семьи, и так эта добрая традиция продолжается в каждом поколении.

К сожалению, сегодня нравы меняются, и не в лучшую сторону. Самый дикий для меня пример, когда родителей помещают в дом престарелых. Куда это годится?! Сами сын или дочь живут в коттедже, а отца или мать в такое место отдают.

На личном примере могу вам сказать: у меня самого мама в последние годы жизни потеряла зрение, и моя супруга Майра взяла все заботы о ней на свои плечи. Как я после этого могу не уважать свою жену? Все это видели с ранних лет наши дети, и видели, как стойко и с какой любовью их мама заботится о бабушке. Так они приучались уважать старших.

- Если я не ошибаюсь, Вы очень рано женились?

- В общем-то, да. Я приехал сюда с одним фанерным чемоданом, что, кстати, стало предметом для постоянных шуток в нашей семье. Этот большой чемодан был наполовину забит книгами, а вторую половину моя мама заполнила всякими дефицитными продуктами. С супругой своей я познакомился, уже когда учился. Мы встретились на дне рождения моего друга, который теперь еще и мой сосед. И вот так, с 1966 года, уже больше полувека, мы знакомы с Майрой, а женаты сорок девятый год. 

Вместо заключения

Как раз на этих словах у героя нашего интервью стал настойчиво звонить служебный телефон, и как бы мне ни хотелось продолжить беседу, я не могла больше задерживать Тюлеугазы Токиловича. Одним словом, у большого человека - большие дела.

Имея возможность говорить с такими людьми, я в который раз понимаю, какое огромное значение человек его эпохи придает труду. Труд, в самом благородном его понимании, проходит красной нитью через все, что делает Тюлеугазы Токтаганов. А цену труду он знает не понаслышке.

Некоторые говорят о нем как о человеке жестком. То, что Тюлеугазы Токилович - твердый человек, это факт. Именно эта твердость вкупе с тонкой восточной дипломатией позволили пройти непростой путь от механизатора до студента и декана целого факультета.

Глядя на крепкую династию Токтагановых, сразу понимаешь, что и здесь в основе лежит большой труд - труд духовный, труд семейный, труд настоящей любви. Немыслима семья Токтагановых без его супруги Майры, и то, какое достоинство и почитание традиций она укрепляла в детях и внуках, вызывает глубочайшее уважение.

Но самым важным выводом после нашей беседы для меня стал тот факт, насколько скромный человек Тюлеугазы Токилович. Все знают, какую колоссальную лепту он внес в сохранение и развитие «машфака». Он же, в свою очередь, всякий раз говорит: “Это не я. Это мои люди, верные правде жизни, вопреки всему, верные своему делу. Верные науке”.

Тут уж, действительно, добавить нечего. 

От имени всего коллектива и от себя лично еще раз от всего сердца поздравляем Вас, Тюлеугазы Токилович, с этим замечательным юбилеем.

Руфина ТОРПИЩЕВА

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агентства KZ51VPY00085635, выдано 18.01.2024 года Комитетом информации министерства культуры и информации РК.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.