Этот старый добрый театр

Светлана Чистякова, 17-12-2015, 23:45, Просмотров: 2006
Этот старый добрый театр

Мы продолжаем наши “Театральные встречи”, посвященные 70-летнему юбилею Павлодарского областного драматического театра имени Антона Чехова. Вашему вниманию - интервью с актрисами и актерами, а также представителями “закулисных” дел. О режиссерах и партнерах, о любимых ролях и о том, как сложилась творческая жизнь в чеховском театре, а также об особенностях работы представителей цехов, обслуживающих спектакль, рассказывают те, кто служит в нем от 15 до 40 лет.

Этот старый добрый театр

Ольга Светенкова, актриса

Ольга Светенкова приехала в Павлодар из Шымкента и имела большой репертуар. За 20 лет работы в шымкентском театре у нее уже было около 100 ролей. На сегодня их почти 200. На павлодарской сцене - 14 лет.

- Ольга Викторовна, что для вас на сегодня наш театр?

- Павлодарский театр... На данный момент это мой творческий дом, это огромный отрезок моей жизни, не только творческой, но и человеческой. Я бы сказала, положительная часть жизни. Уже в первый сезон (2001-2002 г.) я играла роль старушки в “Антигоне”.

Из опубликованного в 2009 г.

“- Репертуар просто сумасшедший, - говорит Ольга Викторовна. - Устала, конечно, но и в этом вижу свое счастье. Провинциальная актриса и такие разноплановые роли - героини, характерные, это удача.

Если говорить о любимых ролях, спектаклях, все они любимые, не выделишь. “Тартюф”, “Как пройти в Эдем”, “Сильвия” - вся психофизика работает. Каждая роль запоминается...

Любая роль - это часть моей жизни, любая роль забирает и физические силы, и душевные. То и то для меня важно. Когда ты работаешь - отдаешь. Как не сказать о ролях в спектаклях “Вишневый сад”, “Чайка”, “Васса”?! Такие знаменательные роли... Как говорят, сыграл Чехова - и ты уже состоялся. А у меня Чехов был. И я счастлива. А Васса! Сами знаете, актрисы мечтают об этой роли. Да та же трактирщица Гальдони! Я могла бы даже сказать, что у меня сыграно столько ролей, что может быть, хватило для творчества нескольких актрис.

- Я состоялась как личность, как профессионал, - говорит актриса, - и у меня нет комплекса невыполненной задачи. Халтурить я не умею. Иной раз подумаешь: ладно, на технике поработаю. Ан нет... Переступаешь через боль, и не только внутреннюю, но и физическую. Я отдаю все, что могу.

Когда работаю над спектаклем, худею килограммов на пять минимум. Работа над ролью идет постоянно. Даже когда занимаюсь таким обычным делом, как уборка квартиры. Ходишь с тряпочкой, протираешь пыль, и вдруг... Пошли мысли о роли: это сделал бы так, а это вот так. Я интуитивная актриса. Это дар Божий. Я не умею работать схемами. Все рождается здесь и сейчас”.

- Как вы считаете, театр переживет трудные времена?

- Театр выстоит. Очень сложно руководству. Мы все это понимаем. Мы стараемся быть терпимее друг к другу. Людям сложно сейчас. Чтобы сохранить какой-то добрый дух, отношения, мы бережнее стали относиться друг к другу. А кризис переживем. Мы продолжаем работать, вот только с репетиции пришла. Стараемся работой компенсировать все недостатки. Желание работать даст свои плоды, и моральные, и экономические.

Этот старый добрый театр

Халима Хазиева, актриса

- Павлодарский театр стал для меня судьбой, потому что все самое интересное, значимое в профессии произошло здесь. Я на павлодарской сцене вот уже 27 лет. И все, что у меня в жизни было, я принесла именно павлодарскому зрителю, может, и громко сказано... Делилась именно с ними. Театр - моя любовь и профессия, и, как я уже сказала, судьба.

- Что запомнилось и, может быть, любимо из сыгранного?

- “Бесы” Достоевского, “Эти свободные бабочки” - роль матери и там, и там. Роль матери Ставрогина в “Бесах” очень тяжело давалась - трудно с режиссером. Вообще, с Меркуловым мне работать сложно. Но как бы тяжело ни было, роль получилась, хоть и большой кровью далась. Но я Меркулову благодарна, надеюсь, его не подвожу. Он похвалил мою работу, когда уезжал. Любимые работы в “Филумена Мартурано”, “Не боюсь Вирджинии Вулф” и, конечно, “Я стою у ресторана...”, которому уже более 20 лет.

Из опубликованного в 2006 г.

“- Очень хорошая работа была у меня здесь с замечательным режиссером из Алматы Геннадием Федоровым - “Не боюсь Вирджинии Вулф” Эдварда Олби. Он режиссер и актер чудесный. А партнер, какого всем бы желать! Встречаешься с ним на сцене, и твоя роль уже сама по себе идет. Он как будто втягивает тебя… Геннадий Федоров ставил в Павлодаре и “Сердце Луиджи” в 97-98 году. Очень люблю спектакли в постановке Меркулова “Преступление и наказание”, “Три сестры”, “Игроки” - я играю в них в массовках.

В театре всегда учеба. Каждый новый режиссер, новый спектакль, новая роль - интересно. У каждого режиссера что-то берешь. Олег Белинский - настоящий педагог. Умеет актеров взращивать. Интересно работать с Мельниковым, с ним мы в “Сильвии” работали. С большим чувством юмора. Очень хорошо понимает актеров, легко объясняет, быстро работает”.

- Что пожелаете родному театру, коллективу?

- Остаться на плаву. Еще раз доказать самим себе, кто мы. У нас миссия сейчас - сохранить театр в том качестве, в котором он находится, чтобы не растерять то, что наработано. Ведь кризис диктует свои законы. Сохранить и пополнить и нашего серьезного зрителя, и репертуар с серьезными спектаклями. Чтобы зритель находил возможность приходить к нам.

А коллегам моим здоровья. И директору здоровья, ведь какую титаническую работу он проделывает! Только благодаря ему мы на плаву. Мы тоже очень много делаем, как исполнители. Надеюсь, что все будет хорошо!

Этот старый добрый театр

Александр Мальцев, заведующий художественно-постановочной частью, художник по свету

- Больше времени живу в театре. Мы уже за столько лет друг в друга вросли.

Из опубликованного в 2008 г.

“- Я один из тех, кто себя вне театра не мыслит, - говорит заведующий художественно-постановочной частью. - Я ведь пришел в театр в 25 лет, зрелый возраст. Получается, все же не случайно. Театр, вообще, такая структура - два года проработал и отсюда уже не вылезешь, если ты театральный человек.... Если ты человек творческий и у тебя мозги “не стоят”, уже не сможешь без этой работы.

- Мы бойцы невидимого фронта, - шутливо говорит Мальцев о людях, работающих за кулисами. Уже почти 15 лет (а на сегодня 22 года, - авт.) в павлодарском театре Александр Иванович создает образ спектакля через декорации и освещение...

- Какой спектакль самый сложный, может быть, самый любимый для вас?

- Всегда последний, - отвечает, улыбаясь, Александр Мальцев. - Они все сложные. А когда выпустили, немножко “накатались”, уже не так. Вот “Тартюф” выпускали - громада на сцене (декорации), сложно, потом приноровились. “Вишневый сад” - дом-чемодан, тоже. “Юнона и Авось”, “Мастер и Маргарита”. Вот “Мастер” - на сцене как будто ничего нет, а сколько фонарей понатыкано, и все это точечно. Они все сложные и чисто в техническом плане. Сложно всегда с последним, потому что не знаешь, с чего начать, как это будет...

Трудно выделить что-то. Я зав.пост. и выпускаю каждый спектакль. Есть полегче, есть сложные. В половине спектаклей я еще и художник- постановщик. В любом спектакле, даже самом провальном, были какие-то интересные моменты, находки, и приложены голова, руки. Не было ни одного спектакля, чтобы сделать без усилий, сам по себе.... Даже когда болеешь, сидишь и думаешь, и звонишь, что-то советуешь.

Как утверждает Александр Мальцев, свет - это целая психология.

- Есть психофизическое воздействие на человека светом. Им можно добиться определенного состояния, каких-то ассоциаций. Есть сочетаемые и несочетаемые тона, и при смешении некоторых можно, например, добиться какого-то диссонанса в душе. И благодаря знанию сочетаний и влиянию их на психику можно добиваться различных состояний”.

- Как сейчас театру живется, ведь не просто в экономическом плане?

- Что говорить о трудных временах? В тот год, когда после войны театр открывался, все сидели в такой разрухе, так было сложно, но открыли! А сейчас денег нет... Мы не можем содержать театр?! Дайте нам жить спокойно. Мы умеем жить в условиях рынка. Понятно, что полностью на самоокупаемость перейти нереально. Ни один театр мира не живет без дотаций. Должна быть дотация. А в остальном мы сами справимся, лишь бы не мешали. Мы знаем, как работать, и умеем. Выстоим!

Этот старый добрый театр

Юрий Долгов, композитор, музыкант, заведующий музыкальной частью

Его имя в музыкальном мире хорошо известно. До работы в театре он прославился как руководитель вокально-инструментального коллектива “Огни Иртыша” Павлодарской областной филармонии, объездившего с концертами города и веси не только Казахстана, и ансамбля “Экспресс” бывшего Дома культуры железнодорожников.

- Павлодарский театр - это моя работа моя жизнь. Почти 20 лет в театре. Любимая работа, единственная, другой нет.

- Часто приходится самому сочинять музыку для спектакля?

- По-всякому. Бывает, уже есть готовая музыка. А если ничего не могу подобрать, то пишу. В таких спектаклях, где полностью моя музыка, стараюсь писать законченно, одной темой. “Водевиль”, “Беда от нежного сердца” - все музыкальные темы в одном ключе писал, и тогда получается какая-то одна форма. Мне нравится сказки брать, от начала до конца писать. Вот тогда поистине творческая работа получается.

С режиссером споры обязательно бывают, не без этого. Иногда они привозят готовую музыку, я не всегда согласен. Я предлагаю, но всегда слово за режиссером. Меркулов привозит чаще всего. С Мельниковым мы можем и поспорить, и где-то что менять. А когда приезжает Белинский, мы сразу садимся и обговариваем. Что-то подыскиваю, что-то пишу. “Без слез, без жизни, без любви” - там очень много музыки. Классики много использовал. У Белинского классику часто ставлю, он хорошо воспринимает. Со спектаклями, которые посложнее, интересно работать. Вот, например, на базе кадрили решили сделать одноименный спектакль. От кадрили отталкивался, но там нужна была не только обычная, но и детективная, и пьяная кадриль, вот писал. Сейчас работаем над “Семейным портретом”, здесь решили музыкальную тему провести через старенький репродуктор... Интересно всегда что-то искать, что-то самому писать.

- Что пожелаете своему родному театру, коллективу?

- Пожелание одно - выжить и в этот период. Таких периодов, сколько работаю, не было. Чтобы выжить, опять же, надо работать, работать, а это все пройдет. Театр у нас в городе любят. И глядя, как зритель принимает, хочется работать еще и еще!

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Комментариев:0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите код:*

О сайте

Адрес: ул. Астана, 143 ("Дом печати") 1 этаж, офис 10 8(7182)-61-80-14 редактор/журналисты 8(7182)-61-80-14 коммерческий отдел
E-mail:
redaktor@obozrenie.kz (Главный редактор)
news@obozrenie.kz (Журналисты)
reklama@obozrenie.kz (Коммерческий отдел)

Юридическая информация

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и информационного агенства 15994-СИ.

При полном или частичном использовании в сети Интернет материалов, размещенных на сайте obozrenie.kz, гиперссылка на главную страницу www.obozrenie.kz обязательна.